Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:08, реферат
Философы имеют разные взгляды на теорию познания. По словам философа Д. Юма одной из главных задач гносеологии является овладение “человеческой природой”. Период его творчества пришелся на время необычайного подъема и развития английской философии.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, обусловлена тем, Д. Юм является единственным философом, труда которого находят отклик и сегодня, ведь до недавнего времени взгляды Д. Юма подвергались на основе позиций материализма резкой критике в нашей стране. Целью контрольной работы является осмысление идей Д. Юма и их роль.
Введение 3
1 Краткая биография Давида Юма 4
2 Основные идеи философии Д.Юма 6
3 Гносеологические воззрения Юма 7
4 Влияние Юма на последующую философию 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
(Тульский
филиал РГТЭУ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Философия»
«Гносеологическая
концепция Д. Юма»
Выполнил:
Студент 2 курса
Заочного отделения на базе СПО
специальности Финансы и кредит»
Ушанов Константин Романович
Проверил:
к.ф.н., доцент Гельфонд М.П.
Тула 2011
год
Содержание
Гносеология – философская категория, название которой происходит от греческих слов: "γνωσεο"(гносео) – знаю ["γνωσισ"(гносис) – знания] и "λογοσ"(логос) – слово ["λογια" – учение, наука] и дословно означает: "Учение о познании". Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; позже появился термин «эпистемология», который был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии со 2-й половины XX в. используется второй термин.
Познание – это деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мир, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д. Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.
Субъектом познания является человек, отражающий в своем сознании явлении действительности. Этот субъект активен: он ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей.
Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена деятельность субъекта.
Философы имеют разные взгляды на теорию познания. По словам философа Д. Юма одной из главных задач гносеологии является овладение “человеческой природой”. Период его творчества пришелся на время необычайного подъема и развития английской философии.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, обусловлена тем, Д. Юм является единственным философом, труда которого находят отклик и сегодня, ведь до недавнего времени взгляды Д. Юма подвергались на основе позиций материализма резкой критике в нашей стране. Целью контрольной работы является осмысление идей Д. Юма и их роль.
Давид Юм (1711-1776 гг.) – философ, психолог, историк. Юм происходил из почтенной шотландской семьи. Родился в 1711 г. в столице Шотландии Эдинбурге, в семье небогатого дворянина, занимавшегося юридической практикой.
Некоторое время Юм посещал Эдинбургский университет, но из-за материальных затруднений вынужден был оставить учебу. Впоследствии, вплоть до 1734 г., он продолжал учение частным образом. Позже, в 1734 году, он совершил образовательную поездку во Францию на три года, большую часть из которых провел в Ля-Флеш.
С 1734 по 1737 гг. будущий философ пробыл во Франции. Эти годы были посвящены не только ознакомлению со страной и её языком, культурой и философией, которыми он восхищался и которые оказали глубокое влияние на формирование его собственной концепции. Именно во Франции был написан «Трактат о человеческой природе» в трех книгах, который был опубликован в Лондоне в 1737—1740гг. В произведении рассматривались вопросы теории познания, психологии и морали. Первые два тома были опубликованы в 1739 году, третий – в 1740 году. Он был тогда еще очень молодым человеком, известен он не был, и его выводы были таковы, что почти все школы должны были бы найти их неприемлемыми. Он ожидал яростных нападок, которые готовился встретить блестящими возражениями. Но кончилось тем, что труд никто не заметил. Равнодушие читателей «Трактата» настолько огорчило самолюбивого Давида, что он даже решил на время переменить темы своих философских изысканий. Шесть лет (с 1739 по 1745 г.) он прожил в уединении в родовом поместье, где занимался разработкой этических и нравственных проблем. Плодом этих исследований стал третий том «Трактата», изданный в 1740 г. В нем наиболее интересна глава, в которой Юм рассуждает о справедливости и несправедливости.
В 1741—1742 гг опубликовал книгу под названием «Моральные и политические очерки». Она принесла ему значительную популярность на родине.
В середине 40-х гг. Юм в качестве секретаря генерала Сен-Клера отправился в военную экспедицию против французской Канады, а затем, в составе военных миссий, посетил Вену и Турин. В Италии он переделал первую книгу «Трактата» в «Исследование о человеческом познании».
В 1752 г. Общество юристов избрало Юма своим библиотекарем, в это время Юм стал писать свой поистине титанический труд — «Историю Англии», в шести томах – книги, вызвавшей неоднозначную реакцию, книгу он начал с воцарения дома Стюартов. В первом томе, который вышел в 1754 г. Юм пытался быть объективным историком и не поддаваться каким-либо партийно-групповым умонастроениям. Ответом была резкая критика всех партий, групп и сект. Второй том был принят общественностью лучше, вышел он в 1756 г. и охватывавший период от смерти Карла I до революции. Вышедшая в 1759 г. «История дома Тюдоров» снова, по словам Юма, вызвала бурю.
В 1763 – 1766 гг. Юм находился на дипломатической службе во французской столице. Там он завязал контакты с выдающимися умами Франции, прежде всего с Руссо. В Эдинбург Юм вернулся в 1768 г., после возвращения два года занимал пост помощника государственного секретаря. В начале 70-х гг Юм не раз возвращался к работе над своим последним крупным произведением «Диалоги о естественной религии», но так и не закончил его. С 1775 г. здоровье его ухудшилось. Умер философ 28 августа 1776 г. в Эдинбурге.
Основные сочинения: «Трактат о человеческой природе» в 3-х томах, «Исследование о человеческом познании», «Диалоги о естественной религии».
В основе взглядов Д. Юма стоит учение о человеке. Это объясняется тем, что другие науки опираются на философию, и для них философская концепция человека имеет фундаментальное значение.
В «Трактате о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам» Юм говорит о том, что ядро философии человека образует учение о человеческой природе, так как суть. Науки о человеке являются опыт и наблюдения, то необходимо в первую очередь обратится к изучению человеческого познания, к обоснованию опыта, вероятности и достоверности познания и знания1), к исследованию человеческих аффектов2, а уже потом переходить к морали, добродетели, к проблемам справедливости и собственности, государства и права как важнейшим темам учения о человеческой природе3. Таким образом теория познания является основанием концепции человеческой природы Юма, а рассуждения о социально-нравственных сюжетах — её цель и результат.
Главными признаками человеческой природы Юм называет:
1) "Человек — существо разумное, и, как таковое, он находит себе надлежащую пищу в науке...";
2)
"Человек не только разумное,
но и общественное существо..."
3) "Человек, кроме того, деятельное существо, и благодаря этой наклонности, а также в силу различных потребностей человеческой жизни он должен предаваться различным делам и занятиям...".
По словам Юма «природа указала человечеству смешанный образ жизни как наиболее для него подходящий, тайно предостерегая людей от излишнего увлечения каждой отдельной склонностью во избежание утраты способности к другим занятиям и развлечениям".
В конце 17 начале 18 века в Англии идет процесс становления буржуазного общества, активно распространяются идеи просвещения. Теория познания занимает главное место в философии Юма. Он говорил о том, что своими предшественниками в изучении человеческой природы считает Локка, Беркли и Батлера. При создании своей теории Юм основывался на гносеологии Локка, но в то же использовал и учения Беркли. Юм переделал учения Беркли и Локка на агноситческий манер, сглаживая острые углы и устраняя крайние положения. Юм стремился создать философию "здравого смысла", философию осторожную, "сдержанную", чуждую как материализму, так и наивному спиритуализму. Поэтому Юм отвергает материализм Локка и принимает лишь идеалистические элементы его теории познания, религиозный догматизм Беркли он также отклонил, хотя и соглашается с его субъективным идеализмом. В результате Юмом создается особая гносеологическая система, в которой субъективный идеализм Беркли, переработанный в нужном направлении, сочетается с агностицизмом.
Программной целью Юма была попытка создания принципиально нового похода к изучению человеческой природы. Главным пунктом науки о человеке Юм считал способ познания, с помощью которого человек исследует мир. Каждый человек, говорит Юм, обладает двумя основными способностями воспринимать природу: впечатления и идеи. Различие между ними состоит не только в яркости и силе их воздействия на наш разум, но и в порядке их появления в нашем сознании. Первыми появляются впечатления, вслед за которыми у нас возникают соответствующие идеи. В самом деле, идея, к примеру, жёлтого цвета или кислого вкуса не может возникнуть раньше соответствующего ощущения, т.е. впечатления об этом цвете или вкусе. Среди постепенно появляющихся в нашем сознании идей мы начинаем замечать определённое сходство и приобретаем «привычку», встречаясь с каким-то словом или понятием, оживлять в памяти одно из обозначений этого понятия, т. е. его идею.
Исходный пункт рассуждений Юма заключается в убеждении, что имеется факт непосредственной данности нам ощущения, а отсюда и наших эмоциональных переживаний. Юм сделал вывод, будто мы в принципе не знаем и не можем знать, существует или же не существует материальный мир как внешний источник ощущений. "... Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств".
Свою теорию познания Юм строит на анализе соотношения различных элементов человеческого познания, которые называются им впечатлениями и идеями и объединяются под общим термином «перцепции». При этом под перцепциями подразумевается всякое содержание сознания безотносительно к своему источнику
Различие же между перцепциями и идеями усматривается лишь в той степени силы и живости, с которой они «поражают наш ум и прокладывают свой путь в наше мышление, или сознание».
Впечатления — это те перцепции, которые входят в сознание с наибольшей силой и неудержимостью и охватывают «все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их появлении в душе».
Под идеями же подразумеваются «слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении», или «менее живые восприятия, сознаваемые нами». Помимо деления перцепций на впечатления и идеи, Юм признает также их деление на простые и сложные.
Простые перцепции — «это те, — пишет он, — которые не допускают ни различения, ни разделения».
Сложные же в отличие от простых могут быть разделены на части,. как это имеет место в восприятии яблока, состоящего из качеств определенного цвета, вкуса и запаха, отличающихся друг от друга.
Определив
таким образом первичные
При исследовании отношений между впечатлениями и идеями, Юм говорит, что простые впечатления всегда предшествуют соответствующим идеям, но никогда наши идеи при своем появлении не производят соответствующих им впечатлений, следовательно, постоянное соединение сходных восприятий свидетельствует о том, что одни из них являются причинами других, т. е. «первичность впечатлений» есть «убедительный довод в пользу того, что причинами наших идей являются наши впечатления, а не наоборот». Устанавливая причинную связь между нашими впечатлениями и идеями, Юм ссылается на опыт, повседневную жизнь, на данные физиологии и психологии восприятий и т. д. Юм считал, что наше познание начинается с опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы. Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления и идеи.