Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 01:01, реферат
Основное содержание процесса доставки товаров. Основное содержание концепции логистики.
Виды логистики. Логистическая система: понятие, совокупные затраты.
Доставка
товара в концепции логистики
Основное содержание процесса доставки
товаров
Основное содержание процесса доставки товара от места его изготовления до места потребления включает выполнение широкого спектра операций в рамках системы товародвижения, которая определяется как "технические средства, коммуникации и обустройство всех видов транспорта, складское хозяйство промышленных фирм, их филиалов, торгово-посреднических и других компаний; материально-техническая база брокерских и агентских фирм; обустройство транспортно-экспедиторских компаний для осуществления операций по группировке, комплектации отправок и т.п.; материально-техническая база лизинговых компаний, сдающих в аренду контейнеры; технические средства информационно-управленческих систем.
Наряду с этим эта система "охватывает совокупность технологических, организационных, правовых, социальных и иных отношений, возникающих в ходе транспортного, информационного и иного обеспечения хозяйственных связей"". Система товародвижения, выходящая за рамки какой-либо одной страны, может быть определена как международная система. Всемирную систему товародвижения можно определить, как совокупность различных национальных систем, связанных с международным разделением труда.
В то же время в отечественной экономической литературе часто используется понятие транспортного обеспечения, которое по своей сути почти идентично товародвижению. Под транспортным обеспечением понимается совокупность элементов, находящихся в тесном взаимодействии и составляюших систему, объединяющую опера¬ции, связанные с приемом и обращением продукции. [1. С. 10]
"Транспортное обеспечение следует рассматривать как систему, представляющую совокупность технических, технологических элементов; экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий; форм и методов управления транспортными операциями и процессами На всех этапах и уровнях в сфере производства, потребления и обращения продукции, обеспечивающей общественное воспроизводство и рациональное функционирование экономики"*.
Оба этих понятия (товародвижение и транспортное обеспечение) весьма широко и полно охватывают весь комплекс технико-эксплуатационных и экономико-организационных мер, без которых невозможно осуществление хозяйственных связей: внутренних и международных.
Система транспортного обеспечения (товародвижения) имеет свои аналоги в западных экономических публикациях. В частности, ей может соответствовать система товарораспределения (distribution system) или физического распределения (physical distribution system), которая реализуется через каналы распределения (channels distribution), включающие непосредственно транспортировку в совокупности с большим количеством связанных с этим процессом операций; процесс складирования на всех этапах движения товара от изготовителя к потребителю, а также операции в оптовой и розничной торговле, включая прямую доставку товара с завода в розничную сеть.
Современный уровень организации и осуществления доставки товаров предполагает максимально полное удовлетворение потребностей грузовладельцев в организации скоростной, дешевой и сохранной транспортировки, высокую эффективность всех сопутствующих ей операций, новые подходы, способы и методы обеспечения их интересов.
Однако именно процесс доставки товаров, будь то внутренние хозяйственные связи или международные, часто сопряжен с потерями: ухудшением качества товаров и их полной или частичной утратой; растянутыми сроками транспортировки или складирования, плохо организованными погрузочно-разгрузочными работами; излишними непроизводительными затратами.
Операции производственного характера (складирование, погрузка, разгрузка, процесс транспортировки и связанные с ним перегрузка, хранение, комплектация, фумигация (опрыскивание ядохимикатами растительной продукции), сепарация и т.д.) никоим образом не могут как-либо улучшить потребительские свойства товара.
Наоборот, именно в процессе доставки (транспортировка и прочие операции) могут ухудшиться заданные свойства товара и его качество; здесь имеет место риск утраты, порчи, хищения товара, полная или частичная его потеря. Всем этим определяется одна из основных задач -- доставить товар в срок и без потерь. [2. С. 7-8]
Многие товары становятся неконкурентоспособными па рынках из-за больших расходов по поставке. Транспортные тарифы, тарифы на складирование, погрузочно-разгрузочные работы и другие операции, связанные с доставкой, непременно добавляются к цене продукции и могут полностью перечеркнуть намерения по ее успешной реализации на различных рынках. Этим обусловлено следующее требование к доставке товара: необходима ее оптимизация, а следовательно, максимальное удешевление с целью сохранения ценовой конкурентоспособности.
В
связи с этим весьма важным во внутренних
и международных хозяйственных связях
является понятие транспортной составляющей
в цепе товара. Транспортная составляющая
-- это заложенный в контрактную цену товара
процент издержек по его доставке. Процентное
отношение издержек по доставке товара
к цене товара в месте его назначения --
величина приблизительно сформировавшаяся
на основе международною опыта. Если в
месте изготовления товара его цена составляет
величину X, то в месте сбыта цена товара
равна Х плюс сумма расходов по доставке
-- У. Таким образом, отношение издержек
по доставке к цене товара и месте его
назначения вычисляется по формуле
У: (Х+ У) х 100%.
Международная практика определила оптимальные
величины названного процентного отношения,
на которые, безусловно, следует ориентироваться
при осуществлении хозяйственных связей.
При этом надо учесть, что, чем дороже товар,
тем меньше транспортная составляющая
в его цене на рынке сбыта. Так, при торговле
готовыми изделиями, например продукцией
электронной промышленности, транспортная
составляющая колеблется от 2 до 3%; для
продуктов питания и домашней техники
-- от 5 до 6; при поставках машин и оборудования
-- от 7 до 12%. Если речь идет о торговле сырьем
или полуфабрикатами, то транспортная
составляющая больше, в виду того что продукция
этого рода заведомо дешевле, чем готовые
изделия. Так, при поставках сырьевой продукции
транспортная составляющая находится
в диапазоне 45--60%, а для минерально-строительных
грузов приближается к 80--85%. Транспортные
расходы при поставках особорежимных
грузов, требующих каких-либо особых условий
транспортировки, хранения, перегрузки
и т.д., могут превысить стоимость товара.
Основное
содержание концепции логистики
Концепция управления процессом доставки товара от изготовителя к потребителю с использованием различных методов и способов ее организации и осуществления в западных публикациях, а в последнее время и в отечественной экономической литературе логистика трактуется как управление предприятием во взаимосвязи с поставщиками и потребителями его продукции. Один из основоположников разработки этой концепции, профессор Высшей коммерческой школы г. Бордо (Франция) Пьер Казабан, определяет ее как "совокупность способов и методов эффективного управления товарными потоками с обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства и сбыта, включая и послепродажное обслуживание ". При этом, по мнению автора цитируемой работы, перед логистикой стоят две задачи стратегического характера: "эффективный контроль над издержками с целью их сокращения и достижения высокого качества обеспечения процессов снабжения, производства, сбыта и послепродажного обслуживания". Важное место в приведенной концепции отводится вопросам организации и осуществления транспортировки грузов (имеется в виду не только сам процесс перевозки, но и все сопутствующие ему операции). Отдельно концентрируется внимание на необходимости сокращения издержек по складированию.
Противоположной, трактующей логистику в самом узком смысле является точка зрения, которая определяет это понятие как совокупность операций по "сокращению затрат на упаковку, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку, таможенную очистку, складирование, снижение до минимума расходов, связанных с посредническо-транспортной деятельностью". Иными словами, термин увязывается почти исключительно с вопросами совершенствования транспортного процесса и связанных с ним операций.
В работах американских экономистов фигурирует термин логистика бизнеса. В данном случае умышленно подчеркивается, что имеется в виду концепция логистики в рамках экономических и коммерческих отношений, а не военный термин "логистика", который означает в США обеспечение снабжения, транспортировки и хранения военной техники и живой силы.
Под логистикой бизнеса в США понимаются "процесс планирования и организации доставки необходимых для производства материалов, доставка продукции предприятия на торговые склады или в розничную сеть, а также должный контроль над этими операциями". В частности, данный смысл придается логистике бизнеса двумя американскими экономистами: Стайнером и МакЭдхинейем.
Анализируя перечисленные определения логистики, можно заметить, что концепция логистики в любом случае являет собой процесс управления деятельностью предприятия, связанный с организацией и планированием транспортных и всех других операций по доставке то пара, включая деятельность различных посреднических компаний и фирм.
Важнейшим является тот факт, что концепция логистики становится краеугольным камнем экономической стратегии крупнейших промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятии Реализация концепции логистики на практике признана важнейшим стратегическим пунктом в вопросах достижения высокоэффективном системы транспортного обеспечения в развитых странах. В частности директор одной из крупнейших консультационных фирм Великобритании -- "Р.Е. Tubucon" О. Салливан (О' Sullivan), оценивая возможную ситуацию в Западной Европе в конце 90-х годов, заявил, что стратегическим пунктом системы товарораспределения в Европе станет успешная реализация компаниями концепции логистики -- без этого компаниям в конкурентной борьбе не победить. Реализации на практике концепции логистики отводится видное место в стратегии американских и японских предпринимателей. Треть усилий, связанных с совершенствованием своей деятельности, японские корпорации затрачивают на решение проблем доставки товара (т. е. логистики) Американские компании собираются отводить на это более 25% своей деятельности.
Иными словами, в США и Японии, так же как и в странах Западной Европы, данной концепции отводится весьма значительное место в разработке общей стратегии предприятия как в настоящее время, так и па перспективу. С общей концепцией логистики тесно связан вопрос о механизмах ее реализации на практике. Пути и методы могут быть самые разные: от четко организованного процесса планирования доставки и определения рационального (с точки зрения затрат, сохранности груза к пути и т.д.) маршрута транспортировки до компьютеризации окончательных расчетов за все имевшие место операции. [3]
Виды логистики
В экономической литературе различают следующие виды логистики: снабженческо-сбытовую; производственную; транспортную; информационную (использование электронно-вычислительной техники для решения логистических задач).
В рамках снабженческо-сбытовой логистики осуществляются операции по планированию, регулированию обеспечения производства сырьем и материалами и контролю за ним, а также за доставкой готовой продукции потребителям.
Производственная логистика направлена на достижение высокой степени взаимодействия всех производственных подразделений с минимальными затратами сырья и рабочей силы.
Транспортная логистика обеспечивает управление процессом организации и осуществляет экономически эффективную с точки зрения затрат и сохранности доставку товаров от мест их изготовления до мест потребления в строго обусловленные сроки.
Информационная
логистика обеспечивает контроль за всеми
операциями, связанными с наличием сырья
и полуфабрикатов, выпуском готовой продукции,
состоянием производственных запасов,
объемами поставок, транспортировкой
сырья на производство и готовой продукции
в розничную сеть и т.д., осуществляет анализ
деятельности предприятия и дает оценку
состояния его дел.
Логистическая
система: понятие, совокупные затраты
Главным в логистике является системный подход, включающий проектирование и структурирование системы с целью наиболее эффективного использования пространства и времени, организацию материальных и информационных потоков. Выполнение требований логистики реализуется через создание эффективных логистических систем, охватывающих снабжение, производство и сбыт, включая все вопросы транспортировки и складирования.