Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 10:32, реферат
Свою культурологическую концепцию Зигмунд Фрейд впервые изложил и обосновал в работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры» изданной в 1913 году. Продолжением этой работы можно считать знаменитую работу «Недовольство культурой», которая первоначально была названа Фрейдом «Недовольство в культуре».
Введение 3
1 Психоаналитическая концепция культуры 5
2 Религия как общественный невроз 8
3 Психосексуальная концепция 10
4 Основные постулаты психоанализа 14
Заключение 16
Список использованных источников 17
Первый
человек, который
бросил ругательство
вместо камня, был творцом
цивилизации.
Зигмунд
Фрейд
Свою культурологическую концепцию Зигмунд Фрейд впервые изложил и обосновал в работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры» изданной в 1913 году. Продолжением этой работы можно считать знаменитую работу «Недовольство культурой», которая первоначально была названа Фрейдом «Недовольство в культуре». Во многом это объясняется тем, что термин «культура» чрезвычайно многозначен, и если в русском языке он имеет, наряду с прочими, тот же смысл, который вкладывается в него немецкоязычными философами, то в английском и французском переводах (Civilization and Its Discontents, Malaise de civilization) пришлось поменять «культуру» на «цивилизацию» - Фрейд специально оговорился, что не проводит между ними различий. К тому же немецкое название передает два оттенка - «недовольство в культуре» существует у людей потому, что они недовольны ею, имеется «недовольство культурой», о котором и идет речь в книге. Эта работа была использована для оценки взглядов Зигмунда Фрейда на роль культуры в современном обществе. По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурными запретами" и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному ... на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.
Зигмунд
Фрейд являлся известным
Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин "культура" в большинстве случаев оказывается равнозначным понятию "общество". В наиболее развернутом определении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что "она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей", и в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, антикультурные традиции и что эти стремления у значительного количества лиц настолько сильны, что определяют их поведение среди других. Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он и стремится избавиться от нее); с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. В какую же сторону склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об этом так: "В силу этого всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику. Решающим является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаградить их за эти жертвы." Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соблюдать культурные догмы.
Культурологические размышления Фрейда неизбежно подвели его к проблеме религии и оказались тесно переплетенными с решением этой проблемы. При рассмотрении культурных запретов Фрейд не мог не обратить внимание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулирующим человеческую жизнь, божественное происхождение. Издавна считалось, что вся человеческая культура строится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод, что при падении религии деградирует и культура. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого. Человек должен войти в сообщество, которое в результате своего развития налагает запреты на его желания. Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный вознаградить человека за его жертву своими влечениями, защитить его от проявлений природы и от посягательств на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый замечал влияние отца в семье. Он обладал властью, устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ребенок ревнует отца к своей матери и пытается занять его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из тотема появился целый пантеон богов, а из них, в свою очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, который потом стал добрым, справедливым богом. Итак, люди всю ответственность за антисоциальные поступки возложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как бы громоотводом. Люди надеются получить от бога вознаграждение за свой отказ от влечений, и, наконец, авторитет бога помогает им избавиться от внутрисоциальных противоречий. Мы видим, что религия является одной из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд установил, что религия является массовым неврозом. На основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что религия по многим своим положениям напоминает навязчивое невротическое состояние. Так, например, если невротик боится не производить какие-то определенные движения, то любой истинно верующий человек так же боится не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница заключается лишь в том, что невротик не может объяснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а верующий человек, в зависимости от своего познания теологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с некоторыми оговорками, можно назвать религию общественным неврозом. Тем не менее, религия имеет положительное значение. Дело в том, что частный невроз куда опасней общественного, так как он отрицательно влияет на физическое состояние больного, тогда как данный общественный невроз является совершенно безобидным. Также религию можно назвать и антиневрозом, так как она помогает растворять частные неврозы и сглаживать социальные противоречия. И разрушение религии ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблюдалось в России после революции, хотя позже произошла подмена веры. Для развития общества нужны какие-то основы, и с падением старых появляются новые. Так, например, религиозную основу в России сменила коммунистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко возросло астеническое состояние общества, возросла преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков и т.д.
В психике человека Фрейд сначала выделял две относительно автономные, но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного "оно" и сознательного "Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго", которое внедряется в "Я", но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда, причиной невроза является особого рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".
Рассмотрим каждую из них в отдельности:
В
НАС ЗАКЛЮЧЕНО ГОРАЗДО БОЛЬШЕ,
ЧЕМ МЫ ОСОЗНАЕМ
Помимо
всего того, что мы можем сами в себе
наблюдать, в нас идут бессознательные
процессы и хранятся пласты опыта, недоступные
нашему сознанию. Опытный психоаналитик
может отчасти реконструировать их по
фрагментам сновидений, нарушениям поведения
в обыденной жизни: оговоркам, ошибочным
действиям, забытым намерениям, продуктам
творчества.
ТРИ
В ОДНОМ...
Душевная
жизнь, по Фрейду, - постоянная борьба и
конфликты. На этом ринге сходятся три
«психические инстанции»: «Оно» - совокупность
желаний и влечений, питающих энергией
все наши действия; «Сверх-Я» - совокупность
усвоенных социальных запретов и ограничений,
не дающая многим желаниям и влечениям
проявляться напрямую; «Я» - рациональный
посредник, позволяющий найти окольные
пути удовлетворения влечений.
СЕКСУАЛЬНОЕ
ВЛЕЧЕНИЕ - ОСНОВНОЙ МОТИВ НАШИХ ДЕЙСТВИЙ
В
конечном счете, силы, побуждающие человека,
берут начало из единого корня - либидо,
или сексуального влечения, и большая
часть действий может объясняться
его трансформациями. Если либидо не
проявляется напрямую из-за социальных
и моральных запретов, оно находит выход
окольными путями, проявляясь в содержании
сновидений, невротических симптомах,
творчестве и т. д. Помимо либидо Фрейд
выделял также влечение к самосохранению,
а в поздних работах постулировал влечение
к смерти.
ОСОЗНАТЬ,
ЧТОБЫ ИСЦЕЛИТЬСЯ
«Там.
Где было «Оно», должно стать «Я».
Аналитическая работа по выявлению
подлинных причин психологических
нарушений помогает понять то. Что
раньше не осознавалось. Как результат
- исцеление или существенное улучшение
состояния. Последние десятилетия «правильная»
психоаналитическая терапия, соответствующая
всем канонам, вызывает скорее критическое
отношение - из-за запредельной длительности,
дороговизны и сомнительных философских
посылок. Другие виды психотерапии по
эффективности не уступают классическому
психоанализу. Многие их не различают,
называя любую психотерапию «психоанализом».
Правда в том, что почти все они вышли из
дома. Который построил Фрейд, и из принципа
осознания неосознанного.
САМООБМАН
КАК СПОСОБ САМОЗАЩИТЫ
Фрейд
ввел понятие «психологической защиты»
- системы механизмов самообмана, позволяющих
нам не осознавать того. Чего не хочется,
например собственных желаний, несовместимых
с представлением о себе. Эти механизмы
подробно описаны самим Фрейдом
и его учениками. К ним, в частности,
относятся проекция (приписывание другим
того, чего не хочется признавать в себе)
и сублимация (реализация либидозных желаний
в символической форме, например через
юмор и в художественном творчестве). Вся
культура человечества, в том числе искусство
и религия, являются, по Фрейду, продуктами
сублимации.
Учение Фрейда оказало огромное влияние на развитие науки и культуры XX века – без его идей трудно представить себе современную психологию, психиатрию, философию, искусство. Однако, как это часто бывает с первооткрывателями, Фрейд в своей концепции чрезмерно усилил некоторые очень важные, но все же не единственно определяющие стороны дела. Во-первых, он явно биологизировал бессознательное, которое оказалось сведено к чисто природному феномену, к чисто биологическим влечения. Во-вторых, Фрейд акцентировал внимание на одной стороне человеческого бытия – на бессознательном, но потерял из виду другую сторону – личность и свободу человека. Фрейдовское «Я» лишено подлинной свободы, это «Я» есть не свободная личность, а марионетка, за право манипулирования которой бьются одинаково безличные «Оно» и «Сверх-Я», природа и культура, которая у Фрейда сведена к общественно выработанным требованиям. И при изображении этой схватки у Фрейда не нашлось места для самоценной личности, обладающей духовной автономией от природы и общества.
В
целом, на взгляд некоторых обывателей,
концепция Фрейда нуждается во многих
поправках (она не бесспорна), но все,
же Зигмунд Фрейд сделал большой
шаг в оценке и понимании развития человеческого
общества. Создав концепцию психоанализа,
он также продвинулся вперед в познании
человеческой психики и раскрытия ее глубин.
К нашему времени данная концепция усовершенствовалась.
Она нашла много продолжателей. Многие
современные психоаналитики активно используют
работы Фрейда в своих исследованиях.
В своей работе я попытался раскрыть основные
элементы психоанализа и культурологической
концепции Фрейда. Многие вопросы я не
затронул, а многие являются очень спорными,
поэтому мое субъективное мнение является
лишь каплей в море вопросов и работ, посвященных
Фрейду.