Учение Д. Беркли и Д. Юма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:16, реферат

Описание работы

Реферат посвящен исследованию философских
концепций известных британских мыслителей Давида
Юма и Джорджа Беркли.Период их творчества был вре-
менем необычайного подьема и развития английской
философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и
Д.Юм - эти имена известны всем.Их творчество опре-
делило основы главных философских течений:
идеализма и материализма.

Содержание

Введение........................2
Биография Джорджа Беркли........3
Философия Джорджа Беркли........4
Биография Давида Юма............12
Философия Давида Юма............13
Заключение......................22
Литература......................23

Работа содержит 1 файл

Учение Д. Беркли и Д. Юма..doc

— 110.00 Кб (Скачать)

-2-

СОДЕРЖАНИЕ. 
Введение........................2 
Биография Джорджа Беркли........3 
Философия Джорджа Беркли........4 
Биография Давида Юма............12 
Философия Давида Юма............13 
Заключение......................22 
Литература......................23 
 
 
- 3 - 
ВВЕДЕНИЕ. 
Реферат посвящен исследованию философских 
концепций известных британских мыслителей Давида 
Юма и Джорджа Беркли.Период их творчества был вре- 
менем необычайного подьема и развития английской 
философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и 
Д.Юм - эти имена известны всем.Их творчество опре- 
делило основы главных философских течений: 
идеализма и материализма. 
Почему же мы обращаемся к творчеству Юма и 
Беркли? Дело в том, что в недавнем прошлом именно 
эти философы в нашей стране подвергались большой 
критике с позиций материализма. Их философские 
концепции излагались как реакционные. Но хотелось 
бы рассмотреть их непредвзято, так как сформиро- 
вать свое мировоззрение, независимую жизненную 
позицию и ценностные идеалы невозможно, опираясь 
на расхожие мения и стереотипы. Будем следовать 
принципу о котором говорил Джордж Беркли: 
"Единственное преимущество на которое я претен- 
дую,- это то, что я всегда мыслил и судил са- 
мостоятельно". 
Кроме того хотелось бы, по мере возможности, 
сравнить взгляды двух философов, чье миропонима- 
ние формировалось в одинаковых условиях, в одина- 
ковой среде. 

 
- 4 - 
БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ. 
Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года на юге Ирландии 
в Килкрени. Он был старшим из семи детей в семье мелкопомест- 
ного дворянина Уильяма Беркли. В 1675 г. Джордж начал учебу в 
Килкенни,а через пять лет продолжил ее в колледже Троицы в 
Дублине. 
В 1704 г. Беркли получил первую ученую степень бакалавра 
искусств, в 1707 г.звание научного сотрудника и начал препода- 
вание в колледже. В том же году были опубликованы анонимно его 
первые научные произведения - два трактата по математике. Два 
года спустя Беркли получил первый сан священнослужителя. 
В 1709 вышла в свет первая работа Беркли,предвещающая его 
философское учение - "Новая теория зрения".В следующем году 
Беркли издает "Трактат о началах человеческого знания",где 
высказывает свои философские взгляды,новую философскую концеп- 
цию. 
В 1713 г. Беркли в качестве капеллана лорда Петербо- 
ро,чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля,отправля- 
ется в Италию.Тогда же он пишет одно из своих важнейших произ- 
ведений - "Три диалога между Гиласом и Филонусом".На следующий 
год Беркли вернулся на родину,а в 1716 г. снова едет в Италию, 
на этот раз в качестве гувернера (откуда он вернулся в Лондон 
в 1721 г.). 
В сентябре 1728 года Беркли с целью миссионерской дея- 
тельности отправляется на Род-Айленд. Незадолго до своего оть- 
езда сорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер.Их семей- 
ная жизнь была счастливой.Как и в семье его отца,у Беркли было 
семеро детей,к которым он относился с большой любовью. 
Не дождавшись обещанных ассигнований на постройку коллед- 
жа,Беркли возвращается осенью 1731 года в Лондон. Сразу после 
приезда Беркли публикует свою работу - "Алсифрон", где отстаи- 

-5-

вает христианское вероучение и религиозную мораль. За "Алсиф- 

роном" последовало философско-математическое произведение 
"Аналитик". 
В мае 1734 г. Беркли был посвящен в духовный сан епископа 
Клойнского,после чего он вернулся в Ирландию и поселился в 
 
местечке Клойн,где провел практически всю оставшуюся жизнь. 
Последним произведением Беркли был изданный в 1744 году "Сей- 
рис",в котором были причудливо переплетены терапия,философия и 
мистика. 
В августе 1752 г. Джордж Беркли покинул свою епархию 
и переехал в Оксфорд, где 14 января 1753 г. он умер. 
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ. 
Исходные позиции. 
Философское учение Джорджа Беркли направлено на опро- 
вержение материализма и обоснование религии. Для этих целей 
он использовал номиналистические принципы, установленные 
Уильямом Оккамом. 
"Все,что существует,единично". Это номиналистическое 
основоположение служит для Беркли отправным пунктом, из ко- 
торого спедует,что ничто соответствующее действительности не 
может быть неединичным и абстрактные понятия суть понятия 
ложные. Но они, по Беркли, не только ложны, но и невозможны, 
это философские фантомы. "...Я не могу образовывать отвле- 
ченные представления вообще..." "Если ты можешь образовать 
мысленно отчетливое абстрактное представление...то я усту- 
паю...Можешь? А если не можешь,то с твоей стороны было бы 
неразумно настаивать дольше на существовании того, о чем ты 
не имеешь представления". Беркли различает общие и абстракт- 
ные идеи.Первые-это такие,которые могут быть восприняты как 
наглядные представления. "Я отрицаю абсолютно,-пишет он в 
"Трактате",-существование не общих идей,а лишь отвлеченных 
общих идей...". Беркли различает при этом два вида отвлече- 
ния. При первом из них представляются отдельные части или 
свойства предмета,которые в действительности могут существо- 
вать порознь.При втором виде отвлечения-такие которые в
 

-6-

действительности неотделимы друг от друга. Их то и отвергает 
Беркли как иллюзорные,как пустые слова,которым не соот- 
ветствует никакое восприятие.В качестве примеров таких 
абстрактных понятий приводятся:протяжение,движение, число, 
пространство, время, счастье, добро.Нельзя,уверяет Берк- 
ли,образовать отчетливое абстрактное представление о движе- 
нии или протяжении без конкретных чувственных качеств,как 
скорое и медленное,большое и малое,круглое и четырехугольное 
и т. п. Нельзя образовать и абстрактную идею круга,четырехи- 
ли трехугольника, "который не будет ни равносторонним, ни 
неравносторонним, ни равнобедренным" . 
В отличие от фикции абстрактных понятий общие поня- 
тия-это единичные образы,отличающиеся тем,что они служат в 
нашем сознании как бы представителями однородных вещей,при- 
мерами многих частных идей:"...известная идея, будучи сама 
по себе частною, становится общею,когда она представляет или 
заменяет все другие частные идеи того же рода" . Поскольку 
за такими словами, как "это", "вещь", или "число","бесконеч- 
ность", не стоял наглядные образы, - это не более как пустые 
слова, выдаваемые за идеи. "Если бы люди не пользовались 
словами вместо идей, они никогда не придумали бы абстрактных 
идей". 
Но что значит: общие идеи представляют частные идеи 
"того же рода"? Для номинализма "род" не есть нечто общее 
самим вещам вследствие наличия в них объективного тождества. 
Однородность не обнаруживается, а устанавливается сравниваю- 
щим сознанием, исходя из его координирующих установок. Для 
Беркли общее не отражение реального единства, единообразия, 
присущего самим вещам, а искусственное творение человеческо- 
го ума. 
Отсюда отрицание Беркли роли абстрактного мышления в 
познании мира. "Я не думаю также, - пишет он, - чтобы отвле- 
ченные идеи были более нужны для расширения познания". 
"Нет такой вещи, - уверяет Беркли, - как десятитысячная 
часть дюйма, но есть десятитысячная часть мили...". Почему 
же? Да потому, что "мы при точном исследовании найдем, быть 
может, что не в состоянии представить себе самый дюйм, 
состоящим из тысячи частей" . "Нет такой вещи", так как мы 
"не в состоянии представить": возможность представления оп- 

-7-

ределяет возможность бытия. Вся теория абстракции Беркли 
направлена к тому, чтобы доказать, что реально только то, 
что воспринимаемо или представляемо, но не то, что мыслимо. 
Понятие сводится им к представлению, рациональное к эмпири- 
ческому; общее к отдельному. 
Вторым, из того на что опирался Беркли при построении 
своей философской концепции, был локковский сенсуализм. Локк 
разделил качества на два рода, один из которых признается 
первичным, присущим вещам самим по себе, а второй рассматри- 
вается как вторичный, производный, неадекватный. К первичным 
качествам, объективным и объективно отражаемым в восприятии, 
относятся, по Локку, протяжение, плотность, движение (трак- 
туемое только как механическое), фигура и число. Все осталь- 
ное чувственное многообразие дает неадекватное воспроизведе- 
ние в сознании перечисленных первичных форм существования 
материи. 
Беркли строит свою теорию идеалистического сенсуализма, 
беря за основу локковское понятие вторичных качеств. Беркли 
отрицает разделение качеств на первичные и вторичные, сводя 
первые ко вторым. При этом он абсолютизирует локковское про- 
тивопоставление вторичных качеств первичным. Беркли совер- 
шенно отрывает вторичные качества от их объективной основы, 
дает им законченно-субъективистскую интерпретацию. Затем он 
старается доказать, что субъективность, характеризующая вто- 
ричные качества, в равной мере присуща и первичным, и, таким 
образом, все качества в равной мере вторичны, т.е. субъек- 
тивны. Антимеханицизм непосредственно перерастает здесь в 
антиматериализм. Все качества у Беркли по сути дела уже не 
вторичны, поскольку первичные качества аннулируются, их нет 
больше как объективной реальности. Субъективные качества не 
выступают как отличные от объективных, не противопоставля- 
ются им, ввиду аннигиляции последних. Сфера качеств стано- 
вится однозначной сферой субъективности. 
Исходя из Локка, он порывает с локковским делением ка- 
честв, используя относительность восприятия любых качеств. 
Все замыслы Беркли были устремлены к тому, чтобы покончить 
не с механицизмом, как таковым, а с механицизмом как с 

-8-

единственной в то время формой материализма. Что существует, 
согласно механицистам, вне и независимо от сознания? Мате- 
рия, сведенная к протяжению. Вот почему допущение протяжения 
вне мышления подвергается атаке Беркли. 
Т.о. сначала истолковав вторичные качества как чистую 
субъективность, затем сведя первичные ко вторичным, Беркли 
превратил ощущения из основного средства связи субъекта с 
объектом в субъективную данность, саму превращенную в объект 
и исключающую реальный объект, как таковой. В результате 
идеалистической переработки сенсуализма ощущения из того, 
через что осуществляется познание, превратились в то, что 
познается. 
Беркли , абсолютизируя сенсуализм, признает не- 
посредственное чувственное восприятие единственно истинным и 
достоверным, не допуская никакого иного критерия истины. 
Ощущение, отождествляемое им с качеством, выступает у 
Беркли под названием "идея": "Чувственные объекты, будучи 
вещами непосредственно воспринимаемыми, иначе называются 
идеями". "Идея" в этом смысле является центральным понятием 
всего его учения. Благодаря такой терминологии "качество" 
сразу приобретает у него субъективное содержание. Качество 
для Беркли - "идея", элемент чувственности, а не свойство 
вещи. Назвав качество "идеей", он сразу становится на идеа- 
листическую почву. 
"Идея" первична. "Вещь" не что иное, как сочетание, 
комплекс "идей". "Вещь", таким образом, вторична. Не качест- 
ва предполагают обладающую ими вещь, а, наоборот, "вещь" не 
более как совокупность качеств, "идей". Беркли аннулирует 
нераздельное двуединство качеств и вещи. 
Атака на материю. 
Идеалистически переработав номинализм и сенсуализм, 
Беркли пришел к выводу о несуществовании материи. Для него 
нет более отвлеченного, более абстрактного (а потому менее 
оправданного) понятия, чем бытие как таковое, чем понятие 
носителя качеств как чего-то отличного от самих качеств как 
субстанции. "Общая идея сущего представляется мне наиболее 
отвлеченною и непонятною из всех идей", - заявляет Беркли . 
К этому Беркли присоединяет еще и сенсуалистические ар- 

-9-

гументы. Если вещь не более чем коллекция "идей", она не 
предполагает ничего сверх чувственных качеств, никакого осо- 
бого их обладателя, субстрата. А раз ни одно из наших чувств 
не знакомит нас с нею, нам ничего о ней неизвестно и не мо- 
жет быть известно. 
Основой берклианского отрицания материи служит его 
номиналистически-сенсуалистическая концепция познаваемости: 
наше познание не дает никаких оснований для признания 
существования материи, поскольку материя как субстанция не 
есть "идея", не есть то, благодаря чему мы только и можем 
утверждать о существовании чего-либо. Если же материя не 
может быть воспринята, если она есть нечто незримое, 
неосязаемое и т.д., то на каком основании мы можем 
утверждать, что она существует? 
Беркли не проводит отрицания субстанции вообще, а огра- 
ничивается отрицанием материальной субстанции. Он заявля- 
ет:"я не устраняю субстанции. Меня не следует обвинять в 
изъятии субстанции из постигаемого разумом мира. Я отбрасы- 
ваю только философский смысл (который на самом деле является 
бессмыслицей) слова "субстанция" как материального носителя 
качественного многообразия, как основы единства мира.

Придав при помощи термина "идея" субъективный смысл по- 
нятию "качеств", Беркли заверяет, что "не может быть никако- 
го субстрата этих качеств, кроме духа... Я отрицаю поэтому, 
что существует какой-либо немыслящий субстрат чувственных 
объектов, и отрицаю в этом смысле существование какой-либо 
материальной субстанции" . "...Доказано,что не существует 
телесной, или материальной, субстанции, остается, стало 
быть, признать, что причина идей есть бестелесная деятельная 
субстанция, или дух" . "Из сказанного очевидно, что нет иной 
субстанции, кроме духа..." . 
В этом узловом пункте происходит трансформация субъек- 
тивного идеализма в идеализм объективный путем отхода от но- 
миналистических и сенсуалистических посылок, отслуживших 
свою службу в критике материализма. Реабилитация духовной 
субстанции отстраняет не только феноменализм, но и сенсуа- 
лизм. С самого начала философия Беркли была задумана как 
расчистка субъективно-идеалистическими средствами пути к 
объективному идеализму, как феноменалистическое
 

-10-

опровержение 
материализма, обусловливающее возможность построения объек- 
тивноидеалистической системы. 
Неравноправие обеих субстанций оправдывается у Беркли 
учением о причинности, которое послужит мостом от феномена- 
лизма к спиритуализму. 
Материальная субстанция, уверяет Беркли, не только не- 
познаваема, но и нереальна. Сведя качества к ощущениям, он 
тем самым подходит к выводу, что причиной идей не может быть 
материя: "Но каким образом материя может действовать на дух 
или вызвать в нем какую-либо идею, этого никакой философ не 
возьмется объяснить". Причиной идей может быть только одно- 
родное идеям духовное начало. Стало быть, материя неприемле- 
ма не только как основание бытия вещей, но и как основание 
возникновения и изменения этих пучков чувственных качеств. 
Но материя не может быть не только причиной идей, она 
вообще не может быть причиной чего бы то ни было. Ибо при- 
чинность предполагает активность, действенность. Материя же 
по самому существу своему мыслится как пассивное, инертное 
начало. Беркли противопоставляет материю духу как пассивное 
начало активному . 
"...Материя... пассивна и косна и потому не может быть 
деятелем или действующею причиною" . "И даже если бы ее су- 
ществование было признано, как может то, что недеятельно, 
быть причиною?.." . Сказанное относится также ко всем атри- 
бутам, приписываемым материи: "Вполне убедительно доказано, 
что вещественность, величина, фигура, движение и т.п. не 
заключают в себе активности или действующей силы, при помо- 
щи которой они были бы в состоянии произвести какое-нибудь 
действие в природе". 
Единственный образец активности, признаваемый Беркли, 
это волевая активность. "Раз есть действие, то должен быть 
и акт воли"."Нет понятия действия, отдельного от акта во- 
ли". И эту активность Беркли приписывает исключительно ду- 
ху. "Акт воли я не могу себе представить коренящимся 
где-либо в ином месте, кроме духа". 
О бытии. 
Как же решает Беркли вопрос "что такое бытие?". Перво- 

-11-

начальное, предварительное его решение феноменалистично, 
оно гласит: "esse est percipi" ("быть - это быть восприни- 
маемым"). Тем самым исчезает различение содержания восприя- 
тия и объекта восприятия: это одно и то же. 
Но еsse est percipi чревато солипсизмом, неумолимо 
влечет к нему,а последовательный солипсизм вместе с матери- 
ей ликвидирует и бога. Беркли это не устраивает. Беркли от- 
клоняет поэтому логические выводы феноменализма, но не от- 
вергает вместе с тем его посылки, а только ограничивает их, 
дополняя свою первоначальную формулу бытия. 
Вопреки формуле для Беркли esse и percipi, быть и быть 
воспринимаемым, не тождественные понятия. Быть - это не 
только быть воспринимаемым, но и нечто иное. Идеи, оказыва- 
ется, не единственная форма познания и не единственный пер- 
воэлемент бытия. Помимо идей, чувственных восприятий мы 
познаем также "понятия" (notions). Под этим термином у 
Беркли фигурирует постижение духом своей собственной дея- 
тельности. 
Душа наша, согласно Беркли, познает себя самое не 
посредством "идей". То, что мы знаем о духе, не есть идеи. 
"Духи" совершенно отличны от "идей", между ними нет ничего 
сходного или общего . Идея совершенно пассивна, недеятель- 
на, и ее существование состоит в том, что она воспринима- 
ется. Понятие же - форма познания активного существа, су- 
ществование которого состоит не в том, что оно воспринима- 
ется, а в том, что оно воспринимает идеи. 
Значит, бытие духов не бытие идей, оно не заключается 
в их воспринимаемости, из esse не есть их percipi. Данная 
ранее формула бытия расширяется: "Existence is percipi or 
percipere", существовать - это восприниматься или восприни- 
мать, быть - значит быть воспринятым или воспринимающим. 
Солипсизма же, полагает Беркли, можно избежать, не вы- 
ходя за рамки идеализма. Путь к этому - через введение 
других Я. "Когда я отрицал существование чувственных вещей 
вне ума,я имел в виду не свой ум в частности, а все умы". 
Таким образом, Беркли расширяет свое понятие бытия за пре- 
делы воспринимаемого,и практически переходит к обьективному 
идеализму. Однако следует заметить, что если бытие Я Беркли 
основывается на непосредственном постижении в "понятии",то 

-12-

бытие других Я не более как допущение по аналогии. 
Возникает вопрос: а существуют ли вещи, если они не 
воспринимаются не только мной, но и другими людьми, если они 
не являются идеями ни для меня, ни для нас? Переходят ли они 
в небытие? Нет, отвечает Беркли. Даже если бы "идея" выпала 
из "поля зрения" всех субьектов, то она продолжала бы су- 
ществовать в уме бога - субьекта, который вечно существует и 
"вкладывает" в сознание отдельных субьектов содержание их 
ощущений. Значит, к бытию как percipi и как percipere добав- 
ляется третье определение: posse percipi - возможность восп- 
риятия. Так ответив на поставленный вопрос, Беркли практи- 
чески становится на позиции обьективного идеализма. 
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что учение Берк- 
ли о бытии есть идеалистический монизм, полагающий единство 
мира в его духовности. 

Информация о работе Учение Д. Беркли и Д. Юма