Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:16, реферат
Реферат посвящен исследованию философских
концепций известных британских мыслителей Давида
Юма и Джорджа Беркли.Период их творчества был вре-
менем необычайного подьема и развития английской
философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и
Д.Юм - эти имена известны всем.Их творчество опре-
делило основы главных философских течений:
идеализма и материализма.
Введение........................2
Биография Джорджа Беркли........3
Философия Джорджа Беркли........4
Биография Давида Юма............12
Философия Давида Юма............13
Заключение......................22
Литература......................23
-2-
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение......................
Биография Джорджа Беркли........3
Философия Джорджа Беркли........4
Биография Давида Юма............12
Философия Давида Юма............13
Заключение....................
Литература....................
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ.
Реферат посвящен исследованию философских
концепций известных британских мыслителей
Давида
Юма и Джорджа Беркли.Период их творчества
был вре-
менем необычайного подьема и развития
английской
философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли
и
Д.Юм - эти имена известны всем.Их творчество
опре-
делило основы главных философских течений:
идеализма и материализма.
Почему же мы обращаемся к творчеству
Юма и
Беркли? Дело в том, что в недавнем прошлом
именно
эти философы в нашей стране подвергались
большой
критике с позиций материализма. Их философские
концепции излагались как реакционные.
Но хотелось
бы рассмотреть их непредвзято, так как
сформиро-
вать свое мировоззрение, независимую
жизненную
позицию и ценностные идеалы невозможно,
опираясь
на расхожие мения и стереотипы. Будем
следовать
принципу о котором говорил Джордж Беркли:
"Единственное преимущество на которое
я претен-
дую,- это то, что я всегда мыслил и судил
са-
мостоятельно".
Кроме того хотелось бы, по мере возможности,
сравнить взгляды двух философов, чье
миропонима-
ние формировалось в одинаковых условиях,
в одина-
ковой среде.
.
- 4 -
БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.
Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года
на юге Ирландии
в Килкрени. Он был старшим из семи детей
в семье мелкопомест-
ного дворянина Уильяма Беркли. В 1675 г.
Джордж начал учебу в
Килкенни,а через пять лет продолжил ее
в колледже Троицы в
Дублине.
В 1704 г. Беркли получил первую ученую степень
бакалавра
искусств, в 1707 г.звание научного сотрудника
и начал препода-
вание в колледже. В том же году были опубликованы
анонимно его
первые научные произведения - два трактата
по математике. Два
года спустя Беркли получил первый сан
священнослужителя.
В 1709 вышла в свет первая работа Беркли,предвещающая
его
философское учение - "Новая теория
зрения".В следующем году
Беркли издает "Трактат о началах человеческого
знания",где
высказывает свои философские взгляды,новую
философскую концеп-
цию.
В 1713 г. Беркли в качестве капеллана лорда
Петербо-
ро,чрезвычайного посла при дворе сицилийского
короля,отправля-
ется в Италию.Тогда же он пишет одно из
своих важнейших произ-
ведений - "Три диалога между Гиласом
и Филонусом".На следующий
год Беркли вернулся на родину,а в 1716 г.
снова едет в Италию,
на этот раз в качестве гувернера (откуда
он вернулся в Лондон
в 1721 г.).
В сентябре 1728 года Беркли с целью миссионерской
дея-
тельности отправляется на Род-Айленд.
Незадолго до своего оть-
езда сорокатрехлетний Беркли женился
на Анне Форстер.Их семей-
ная жизнь была счастливой.Как и в семье
его отца,у Беркли было
семеро детей,к которым он относился с
большой любовью.
Не дождавшись обещанных ассигнований
на постройку коллед-
жа,Беркли возвращается осенью 1731 года
в Лондон. Сразу после
приезда Беркли публикует свою работу
- "Алсифрон", где отстаи-
-5-
вает христианское
вероучение и религиозную мораль. За "Алсиф-
роном"
последовало философско-математическое
произведение
"Аналитик".
В мае 1734 г. Беркли был посвящен в духовный
сан епископа
Клойнского,после чего он вернулся в Ирландию
и поселился в
местечке Клойн,где провел практически
всю оставшуюся жизнь.
Последним произведением Беркли был изданный
в 1744 году "Сей-
рис",в котором были причудливо переплетены
терапия,философия и
мистика.
В августе 1752 г. Джордж Беркли покинул
свою епархию
и переехал в Оксфорд, где 14 января 1753 г.
он умер.
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.
Исходные позиции.
Философское учение Джорджа Беркли направлено
на опро-
вержение материализма и обоснование
религии. Для этих целей
он использовал номиналистические принципы,
установленные
Уильямом Оккамом.
"Все,что существует,единично". Это
номиналистическое
основоположение служит для Беркли отправным
пунктом, из ко-
торого спедует,что ничто соответствующее
действительности не
может быть неединичным и абстрактные
понятия суть понятия
ложные. Но они, по Беркли, не только ложны,
но и невозможны,
это философские фантомы. "...Я не могу
образовывать отвле-
ченные представления вообще..." "Если
ты можешь образовать
мысленно отчетливое абстрактное представление...то
я усту-
паю...Можешь? А если не можешь,то с твоей
стороны было бы
неразумно настаивать дольше на существовании
того, о чем ты
не имеешь представления". Беркли различает
общие и абстракт-
ные идеи.Первые-это такие,которые могут
быть восприняты как
наглядные представления. "Я отрицаю
абсолютно,-пишет он в
"Трактате",-существование не общих
идей,а лишь отвлеченных
общих идей...". Беркли различает при
этом два вида отвлече-
ния. При первом из них представляются
отдельные части или
свойства предмета,которые в действительности
могут существо-
вать порознь.При втором виде отвлечения-такие
которые в
-6-
действительности
неотделимы друг от друга. Их то и отвергает
Беркли как иллюзорные,как пустые слова,которым
не соот-
ветствует никакое восприятие.В качестве
примеров таких
абстрактных понятий приводятся:протяжение,
пространство, время, счастье, добро.Нельзя,уверяет
Берк-
ли,образовать отчетливое абстрактное
представление о движе-
нии или протяжении без конкретных чувственных
качеств,как
скорое и медленное,большое и малое,круглое
и четырехугольное
и т. п. Нельзя образовать и абстрактную
идею круга,четырехи-
ли трехугольника, "который не будет
ни равносторонним, ни
неравносторонним, ни равнобедренным"
.
В отличие от фикции абстрактных понятий
общие поня-
тия-это единичные образы,отличающиеся
тем,что они служат в
нашем сознании как бы представителями
однородных вещей,при-
мерами многих частных идей:"...известная
идея, будучи сама
по себе частною, становится общею,когда
она представляет или
заменяет все другие частные идеи того
же рода" . Поскольку
за такими словами, как "это", "вещь",
или "число","бесконеч-
ность", не стоял наглядные образы, -
это не более как пустые
слова, выдаваемые за идеи. "Если бы
люди не пользовались
словами вместо идей, они никогда не придумали
бы абстрактных
идей".
Но что значит: общие идеи представляют
частные идеи
"того же рода"? Для номинализма "род"
не есть нечто общее
самим вещам вследствие наличия в них
объективного тождества.
Однородность не обнаруживается, а устанавливается
сравниваю-
щим сознанием, исходя из его координирующих
установок. Для
Беркли общее не отражение реального единства,
единообразия,
присущего самим вещам, а искусственное
творение человеческо-
го ума.
Отсюда отрицание Беркли роли абстрактного
мышления в
познании мира. "Я не думаю также, - пишет
он, - чтобы отвле-
ченные идеи были более нужны для расширения
познания".
"Нет такой вещи, - уверяет Беркли, - как
десятитысячная
часть дюйма, но есть десятитысячная часть
мили...". Почему
же? Да потому, что "мы при точном исследовании
найдем, быть
может, что не в состоянии представить
себе самый дюйм,
состоящим из тысячи частей" . "Нет
такой вещи", так как мы
"не в состоянии представить": возможность
представления оп-
-7-
ределяет
возможность бытия. Вся теория абстракции
Беркли
направлена к тому, чтобы доказать, что
реально только то,
что воспринимаемо или представляемо,
но не то, что мыслимо.
Понятие сводится им к представлению,
рациональное к эмпири-
ческому; общее к отдельному.
Вторым, из того на что опирался Беркли
при построении
своей философской концепции, был локковский
сенсуализм. Локк
разделил качества на два рода, один из
которых признается
первичным, присущим вещам самим по себе,
а второй рассматри-
вается как вторичный, производный, неадекватный.
К первичным
качествам, объективным и объективно отражаемым
в восприятии,
относятся, по Локку, протяжение, плотность,
движение (трак-
туемое только как механическое), фигура
и число. Все осталь-
ное чувственное многообразие дает неадекватное
воспроизведе-
ние в сознании перечисленных первичных
форм существования
материи.
Беркли строит свою теорию идеалистического
сенсуализма,
беря за основу локковское понятие вторичных
качеств. Беркли
отрицает разделение качеств на первичные
и вторичные, сводя
первые ко вторым. При этом он абсолютизирует
локковское про-
тивопоставление вторичных качеств первичным.
Беркли совер-
шенно отрывает вторичные качества от
их объективной основы,
дает им законченно-субъективистскую
интерпретацию. Затем он
старается доказать, что субъективность,
характеризующая вто-
ричные качества, в равной мере присуща
и первичным, и, таким
образом, все качества в равной мере вторичны,
т.е. субъек-
тивны. Антимеханицизм непосредственно
перерастает здесь в
антиматериализм. Все качества у Беркли
по сути дела уже не
вторичны, поскольку первичные качества
аннулируются, их нет
больше как объективной реальности. Субъективные
качества не
выступают как отличные от объективных,
не противопоставля-
ются им, ввиду аннигиляции последних.
Сфера качеств стано-
вится однозначной сферой субъективности.
Исходя из Локка, он порывает с локковским
делением ка-
честв, используя относительность восприятия
любых качеств.
Все замыслы Беркли были устремлены к
тому, чтобы покончить
не с механицизмом, как таковым, а с механицизмом
как с
-8-
единственной
в то время формой материализма. Что существует,
согласно механицистам, вне и независимо
от сознания? Мате-
рия, сведенная к протяжению. Вот почему
допущение протяжения
вне мышления подвергается атаке Беркли.
Т.о. сначала истолковав вторичные качества
как чистую
субъективность, затем сведя первичные
ко вторичным, Беркли
превратил ощущения из основного средства
связи субъекта с
объектом в субъективную данность, саму
превращенную в объект
и исключающую реальный объект, как таковой.
В результате
идеалистической переработки сенсуализма
ощущения из того,
через что осуществляется познание, превратились
в то, что
познается.
Беркли , абсолютизируя сенсуализм, признает
не-
посредственное чувственное восприятие
единственно истинным и
достоверным, не допуская никакого иного
критерия истины.
Ощущение, отождествляемое им с качеством,
выступает у
Беркли под названием "идея": "Чувственные
объекты, будучи
вещами непосредственно воспринимаемыми,
иначе называются
идеями". "Идея" в этом смысле является
центральным понятием
всего его учения. Благодаря такой терминологии
"качество"
сразу приобретает у него субъективное
содержание. Качество
для Беркли - "идея", элемент чувственности,
а не свойство
вещи. Назвав качество "идеей", он
сразу становится на идеа-
листическую почву.
"Идея" первична. "Вещь" не что
иное, как сочетание,
комплекс "идей". "Вещь", таким
образом, вторична. Не качест-
ва предполагают обладающую ими вещь,
а, наоборот, "вещь" не
более как совокупность качеств, "идей".
Беркли аннулирует
нераздельное двуединство качеств и вещи.
Атака на материю.
Идеалистически переработав номинализм
и сенсуализм,
Беркли пришел к выводу о несуществовании
материи. Для него
нет более отвлеченного, более абстрактного
(а потому менее
оправданного) понятия, чем бытие как таковое,
чем понятие
носителя качеств как чего-то отличного
от самих качеств как
субстанции. "Общая идея сущего представляется
мне наиболее
отвлеченною и непонятною из всех идей",
- заявляет Беркли .
К этому Беркли присоединяет еще и сенсуалистические
ар-
-9-
гументы.
Если вещь не более чем коллекция "идей",
она не
предполагает ничего сверх чувственных
качеств, никакого осо-
бого их обладателя, субстрата. А раз ни
одно из наших чувств
не знакомит нас с нею, нам ничего о ней
неизвестно и не мо-
жет быть известно.
Основой берклианского отрицания материи
служит его
номиналистически-
наше познание не дает никаких оснований
для признания
существования материи, поскольку материя
как субстанция не
есть "идея", не есть то, благодаря
чему мы только и можем
утверждать о существовании чего-либо.
Если же материя не
может быть воспринята, если она есть нечто
незримое,
неосязаемое и т.д., то на каком основании
мы можем
утверждать, что она существует?
Беркли не проводит отрицания субстанции
вообще, а огра-
ничивается отрицанием материальной субстанции.
Он заявля-
ет:"я не устраняю субстанции. Меня не
следует обвинять в
изъятии субстанции из постигаемого разумом
мира. Я отбрасы-
ваю только философский смысл (который
на самом деле является
бессмыслицей) слова "субстанция"
как материального носителя
качественного многообразия, как основы
единства мира.
Придав при
помощи термина "идея" субъективный
смысл по-
нятию "качеств", Беркли заверяет,
что "не может быть никако-
го субстрата этих качеств, кроме духа...
Я отрицаю поэтому,
что существует какой-либо немыслящий
субстрат чувственных
объектов, и отрицаю в этом смысле существование
какой-либо
материальной субстанции" . "...Доказано,что
не существует
телесной, или материальной, субстанции,
остается, стало
быть, признать, что причина идей есть
бестелесная деятельная
субстанция, или дух" . "Из сказанного
очевидно, что нет иной
субстанции, кроме духа..." .
В этом узловом пункте происходит трансформация
субъек-
тивного идеализма в идеализм объективный
путем отхода от но-
миналистических и сенсуалистических
посылок, отслуживших
свою службу в критике материализма. Реабилитация
духовной
субстанции отстраняет не только феноменализм,
но и сенсуа-
лизм. С самого начала философия Беркли
была задумана как
расчистка субъективно-идеалистическими
средствами пути к
объективному идеализму, как феноменалистическое
-10-
опровержение
материализма, обусловливающее возможность
построения объек-
тивноидеалистической системы.
Неравноправие обеих субстанций оправдывается
у Беркли
учением о причинности, которое послужит
мостом от феномена-
лизма к спиритуализму.
Материальная субстанция, уверяет Беркли,
не только не-
познаваема, но и нереальна. Сведя качества
к ощущениям, он
тем самым подходит к выводу, что причиной
идей не может быть
материя: "Но каким образом материя
может действовать на дух
или вызвать в нем какую-либо идею, этого
никакой философ не
возьмется объяснить". Причиной идей
может быть только одно-
родное идеям духовное начало. Стало быть,
материя неприемле-
ма не только как основание бытия вещей,
но и как основание
возникновения и изменения этих пучков
чувственных качеств.
Но материя не может быть не только причиной
идей, она
вообще не может быть причиной чего бы
то ни было. Ибо при-
чинность предполагает активность, действенность.
Материя же
по самому существу своему мыслится как
пассивное, инертное
начало. Беркли противопоставляет материю
духу как пассивное
начало активному .
"...Материя... пассивна и косна и потому
не может быть
деятелем или действующею причиною"
. "И даже если бы ее су-
ществование было признано, как может
то, что недеятельно,
быть причиною?.." . Сказанное относится
также ко всем атри-
бутам, приписываемым материи: "Вполне
убедительно доказано,
что вещественность, величина, фигура,
движение и т.п. не
заключают в себе активности или действующей
силы, при помо-
щи которой они были бы в состоянии произвести
какое-нибудь
действие в природе".
Единственный образец активности, признаваемый
Беркли,
это волевая активность. "Раз есть действие,
то должен быть
и акт воли"."Нет понятия действия,
отдельного от акта во-
ли". И эту активность Беркли приписывает
исключительно ду-
ху. "Акт воли я не могу себе представить
коренящимся
где-либо в ином месте, кроме духа".
О бытии.
Как же решает Беркли вопрос "что такое
бытие?". Перво-
-11-
начальное,
предварительное его решение феноменалистично,
оно гласит: "esse est percipi" ("быть -
это быть восприни-
маемым"). Тем самым исчезает различение
содержания восприя-
тия и объекта восприятия: это одно и то
же.
Но еsse est percipi чревато солипсизмом, неумолимо
влечет к нему,а последовательный солипсизм
вместе с матери-
ей ликвидирует и бога. Беркли это не устраивает.
Беркли от-
клоняет поэтому логические выводы феноменализма,
но не от-
вергает вместе с тем его посылки, а только
ограничивает их,
дополняя свою первоначальную формулу
бытия.
Вопреки формуле для Беркли esse и percipi, быть
и быть
воспринимаемым, не тождественные понятия.
Быть - это не
только быть воспринимаемым, но и нечто
иное. Идеи, оказыва-
ется, не единственная форма познания
и не единственный пер-
воэлемент бытия. Помимо идей, чувственных
восприятий мы
познаем также "понятия" (notions). Под
этим термином у
Беркли фигурирует постижение духом своей
собственной дея-
тельности.
Душа наша, согласно Беркли, познает себя
самое не
посредством "идей". То, что мы знаем
о духе, не есть идеи.
"Духи" совершенно отличны от "идей",
между ними нет ничего
сходного или общего . Идея совершенно
пассивна, недеятель-
на, и ее существование состоит в том, что
она воспринима-
ется. Понятие же - форма познания активного
существа, су-
ществование которого состоит не в том,
что оно воспринима-
ется, а в том, что оно воспринимает идеи.
Значит, бытие духов не бытие идей, оно
не заключается
в их воспринимаемости, из esse не есть их
percipi. Данная
ранее формула бытия расширяется: "Existence
is percipi or
percipere", существовать - это восприниматься
или восприни-
мать, быть - значит быть воспринятым или
воспринимающим.
Солипсизма же, полагает Беркли, можно
избежать, не вы-
ходя за рамки идеализма. Путь к этому
- через введение
других Я. "Когда я отрицал существование
чувственных вещей
вне ума,я имел в виду не свой ум в частности,
а все умы".
Таким образом, Беркли расширяет свое
понятие бытия за пре-
делы воспринимаемого,и практически переходит
к обьективному
идеализму. Однако следует заметить, что
если бытие Я Беркли
основывается на непосредственном постижении
в "понятии",то
-12-
бытие других
Я не более как допущение по аналогии.
Возникает вопрос: а существуют ли вещи,
если они не
воспринимаются не только мной, но и другими
людьми, если они
не являются идеями ни для меня, ни для
нас? Переходят ли они
в небытие? Нет, отвечает Беркли. Даже если
бы "идея" выпала
из "поля зрения" всех субьектов,
то она продолжала бы су-
ществовать в уме бога - субьекта, который
вечно существует и
"вкладывает" в сознание отдельных
субьектов содержание их
ощущений. Значит, к бытию как percipi и как
percipere добав-
ляется третье определение: posse percipi - возможность
восп-
риятия. Так ответив на поставленный вопрос,
Беркли практи-
чески становится на позиции обьективного
идеализма.
Суммируя вышесказанное, можно сказать,
что учение Берк-
ли о бытии есть идеалистический монизм,
полагающий единство
мира в его духовности.