Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:29, реферат
Цель данной работы хорошо раскрыть тему с помощью рассуждений и различных источников.
Задачи:
Ознакомиться со структурой научного познания;
Раскрыть формы научного познания;
Охарактеризовать основные методы научного познания.
Введение 2
1. Научное познание и его особенности. 3
2. Уровни научного познания. 5
3.Формы научного познания. 7
4.Методы научного познания. 10
Вывод 16
Список литературы 17
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕСИТЕТ
Биолого-технологический факультет
Кафедра философии
Реферат по философии
Формы и методы научного познания
Выполнила:
студентка гр. 2209
Куликова Ю.М.
Проверил:
старший преподаватель
Сергеев С.С.
Новосибирск 2012
Оглавление
Введение 2
1. Научное познание и его особенности. 3
2. Уровни научного познания. 5
3.Формы научного познания. 7
4.Методы научного познания. 10
Вывод 16
Список литературы 17
Наука зародилась в древности. Но долгое время научное знание находилось в зачаточном состоянии. Ситуация начала меняться в XVI—XVII вв.. В Новое время наука становится широко распространенным явлением. Она становится непосредственной производственной силой, а научно техническая революция приобретает все более широкий размах. Особенностям научного познания, средствам и методам исследования в науке уделялось значительно меньше внимания. В последние годы положение в этой области заметно изменилось. На данный момент это является одной из актуальных задач философии. Непрерывный и все увеличивающийся поток научных исследований, заметный рост числа людей, занимающихся наукой, превращение профессии научного работника в массовую – все это требует анализа и разработки методов исследования, используемых в современной науке.
Я хочу раскрыть данную тему, она мне интересна.
Цель данной работы хорошо раскрыть тему с помощью рассуждений и различных источников.
Задачи:
Что такое научное познание? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала скажем что такое познание.
Познание – это процесс получения и обновления знаний. Деятельность людей по созданию понятий, концепций и т.п. обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентаций в окружающей среде.
Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.
Научное познание представляет исследование, которое характеризуется своими, особыми целями, а главное - методами получения и проверки новых знаний. Научное знание всегда отличается последовательным и систематическим характером. Наука отличается от обыденного знания тем, что представляет собой определенную систему знаний, а не «набор» сведений о мире. Научное исследование является целенаправленным познанием, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. И научное и обыденное познание стремятся к достижению объективно истинного знания, опираются на факты, а не на веру.
Целью научного познания является получение объективных знаний о реальности.
В результате научного познания
появляется научное знание об объекте.
Оно отличается от обыденного, религиозного,
художественного и других видов
познания объективностью, систематичностью,
оформленностью, обоснованностью.
Научное познание осуществляется
не спонтанно, а опирается на целый арсенал
надежных принципов, методов и средств. Методы и принципы научного
исследования постоянно подвергаются
рефлексии, которой занимается философия
и методология науки.
Предметом научного познания является наиболее существенные и необходимые свойства объектов, а также отношения между объектами. Наука нацелена на выявление и познание законов и закономерных связей.
Таким образом, можно сказать, что научное познание - это специальным образом организованный, систематизированный и оформленный вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных знаний о мире.
Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.
Эмпирическое (от лат. empeiria - опыт) познание направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Основными средствами формирования и развития научного знания в XVII - XVIII вв. были эмпирические исследования и последующая логическая обработка их результатов посредством эмпирических законов, обобщений и классификаций. Уже на этой стадии возникли первичные научные абстракции. В дальнейшем, такие логические формы, как типология, объяснительные схемы, идеальные модели выступили в качестве переходных от эмпирического уровня научного познания к теоретическому.
Наука начинается с наблюдений отдельных событий, фактов, которые фиксируются высказываниями. «Этот мячик падает к земле» - данное высказывание является эмпирическим, так как мы имеем дело с фактом, который установили когда выпустили мяч из рук. А вот выражение «Все тела, выпущенные из рук, падают на землю» уже не будет являться эмпирическим, так как невозможно проверить в эксперименте поведение всех тел.
Для ученого очень важно
обнаружить некоторую регулярность.
Обнаруженная регулярность позволяет
объяснять и предсказывать
Например, предсказание погоды без приборов на следующий день, неделю, зиму, лето и т.д. Все это предсказывают по закономерностям поведения природы. При анализе эмпирических фактов надо учитывать все обстоятельства. Основа эмпирического исследования — эксперимент. Эксперимент есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Побочные обстоятельства должны быть устранены. Недопустимо, например, проводить химические эксперименты в грязных халатах, измерять что-либо неисправными приборами и т.д. Особое значение здесь имеют приборы.
На теоретическом уровне
реализуется главное
Эмпирический и теоретический
уровни органически взаимосвязаны
и дополняют друг друга в целостной
структуре научного познания. Эмпирические
исследования, доставляя новые данные,
стимулируют развитие теории, которая,
в свою очередь, открывает новые
перспективы для объяснения и
предвидения фактов, ориентирует
и направляет опытную науку. Факты,
доставляемые в ходе наблюдений и
экспериментов, образуют, по образному
сравнению физиолога И.П.
Формы научного познания - это способ организации содержания и результатов познавательной деятельности.
Факт является формой эмпирического исследования, а теория и гипотеза – теоретического исследования.
Научный факт - это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов. Работа ученого на 80% состоит в наблюдениях над интересующим объектом с целью установления его устойчивых, повторяющихся характеристик. Когда исследователь убедится в том, что при соответствующих условиях объект всегда выглядит строго определенным образом, он подкрепляет этот результат с помощью эксперимента и, в случае подтверждения, формулирует научный факт.
В науке совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Познание не может ограничиться фиксированием фактов, потому что это не имеет смысла: любой факт должен быть объяснен. Это является задачей теории. Например яблоко, упавшее Ньютону на голову побудило его на объяснение данного факта, благодаря чему была создана теория гравитации.
В понимании фактов в философии
науки существует две тенденции:
фактуализм и теоретизм. Фактуализм утверждает,
что факты независимы и автономны по отношению
к теории. Сторонники теоретизма исходят
из того, что факты зависят от теории, которая
выделяет изучаемый аспект действительности,
задает язык, на котором описывается факт.
Теоретический уровень научного
исследования начинается с выдвижения
гипотез. С греческого гипотеза переводится
как предположение. В качестве формы теоретического
знания гипотезу определяют как предположительное
знание, которое удовлетворительно объясняет
эмпирические факты и не вступает в противоречие
с основополагающими научными теориями.
Гипотеза выдвигается для решения конкретной
научной проблемы и должна удовлетворять
определенным требованиям, таким как релевантность,
проверяемость, совместимость с существующим
научным знанием, наличие объяснительных
и предсказательных возможностей и простота.
Релевантность (от англ. relevant - уместный, относящийся к делу) гипотезы характеризует её отношение к фактам, для объяснения которых она создается. Если факты подтверждают или опровергают гипотезу, она считается релевантной.
Проверяемость гипотезы предполагает возможность сопоставления её результатов с данными наблюдений и экспериментов. Имеется в виду именно возможность такой проверки, а не требование обязательного её проведения. Многие гипотезы современной науки оперируют ненаблюдаемыми объектами, что требует совершенствования экспериментальной техники для их проверки. Те гипотезы, которые нельзя проверить в настоящее время, возможно будут проверены позже, с появлением более совершенных экспериментальных средств и методов.
Совместимость гипотез с существующим научным знанием означает, что она не должна противоречить установленным фактам и теории. Это требование не распространяется на периоды кризисов и научных революций.
Объяснительная сила гипотезы состоит в количестве дедуктивных следствий, которые из неё можно вывести. Если из двух гипотез, претендующих на объяснение одного и того же факта, выводится разное количество следствий, то, соответственно, они обладают разными объяснительными возможностями. К примеру, гипотеза Ньютона об универсальной гравитации не только объясняла факты, обоснованные до этого Галилеем и Кеплером, но и дополнительное количество новых фактов.
Предсказательная сила гипотезы заключается в количестве событий, вероятность которых она в состоянии предугадать.
Критерий простоты гипотезы относятся к ситуациям, когда конкурирующие научные гипотезы удовлетворяют всем вышеуказанным требованиям и, тем не менее, нужно делать выбор в пользу одной из них. Серьёзным доводом может служить простота. Она предполагает, что одна гипотеза содержит меньше число посылок для выведения следствий, чем другая.
Научное познание, в отличие
от обыденного, осуществляется не спонтанно,
а использует для достижения своих
целей специально разработанные
методы. Поиск методов играет важную роль
в развитии любой науки.
Метод (от греч. мethodos - путь,
исследование) - это совокупность средств,
приемов и операций, применяемых в ходе
познавательной или практической деятельности. Основная функция метода —
регулирование познавательной и иных
форм деятельности. Философ XVII в. Ф. Бэкон
сравнивал метод познания с фонарем, освещающим
дорогу путнику, идущему в темноте.
C XVII века постепенно начало
формироваться специальное учение о методе,
получившее название методология. В настоящее
время методологические исследования
хотя и носят междисциплинарный характер,
но ведущую роль в них по-прежнему играет
философия.
Важнейшей задачей методологии является
изучение происхождения, сущности, эффективности
и других характеристик методов познания.
Существуют различные классификации методов научного познания. В зависимости от сферы действия того или иного метода различают всеобщие (универсальные), общенаучные и специальные методы.
Всеобщих методов познания
известно два: диалетический и метафизический. Они имеют философскую природу.
Общенаучные методы подразделяются на методы эмпирического и теоретического уровней научного познания: наблюдение, эксперимент, моделирование абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия.
Также существуют специальные методы исследования, такие, как метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении сложных систем и другие.
Рассмотрим более подробно некоторые методы.
Диалектика и метафизика.
Как способы познания диалектика и метафизика зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики как способа научного познания приходится на XVII - XVIII века, а диалектики - на XIX - XX века.
Диалектика – это метод
научного познания, который рассматривает
все предметы и явления как
развивающиеся и
Метафизика – это метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные и изолированные друг от друга.
Ученые XVII – XVIII допускали огромную ошибку, применяя только метод метафизики. Ели изучать что-либо отдельно от всего, то мы получим минимальную информацию о его свойствах. Например, возьмем серу. Мы видим, что она твердая, кристаллическая, желтая, хрупкая и т.п. Таким образом, мы видим только ее физические свойства. И лишь когда мы применяем диалектический метод познания, т.е. начинаем соединять ее с другими веществами, мы получаем сведения о ее химических свойствах. Таким образом, ученые XIX – XX веков сделали огромный шаг вперед.