Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:29, реферат
Цель данной работы хорошо раскрыть тему с помощью рассуждений и различных источников.
Задачи:
Ознакомиться со структурой научного познания;
Раскрыть формы научного познания;
Охарактеризовать основные методы научного познания.
Введение 2
1. Научное познание и его особенности. 3
2. Уровни научного познания. 5
3.Формы научного познания. 7
4.Методы научного познания. 10
Вывод 16
Список литературы 17
Наблюдение - это чувственное
восприятие фактов действительности с
целью получения знания о внешних
сторонах, свойствах и признаках
рассматриваемого объекта. Результатом
наблюдения является описание объекта,
зафиксированное с помощью
Субъект (ученый) определяет цель наблюдения, составляет программу наблюдения и подбирает необходимые средства. Ученый, наблюдающий интересующий его объект, обладает о нем определенными теоретическими знаниями, позволяющими видеть объект иначе, чем его видит простой обыватель. Различают два основных вида наблюдения - качественное и количественное. Первое направлено на качественное описание явлений, а второе имеет целью установить и описать количественные параметры объектов. В основе количественного наблюдения лежит процедура измерения, то есть, процесс определения количественного отношения измеряемой величины к другой величине, которая принимается за эталон. Переход науки к количественным наблюдениям знаменовал собой зарождение точного естествознания, поскольку способствовал их математизации и сделал экспериментальную проверку гипотез более эффективной.
Эксперимент - это активный,
целенаправленный метод познания, заключающийся
в многократно воспроизводимом
наблюдении объекта в специально
созданных и контролируемых условиях.
По сравнению с наблюдением, где
объект ведет себя естественным образом
и неподконтролен субъекту, в эксперименте
исследуемое явление может
В современной науке эксперимент
занимает центральное место и
выступает в качестве связующего
звена между эмпирическим и теоретическим
уровнями познания. Главная задача
эксперимента заключается в проверке
гипотез и прогнозов, выдвигаемых теориями.
В современной науке используются
различные виды эксперимента. Самым простым
является качественный эксперимент, который
проводится с целью установить наличие
или отсутствие предполагаемого теорией
явления. Количественный эксперимент
имеет целью выявить количественные параметры
исследуемого объекта. В фундаментальных
исследованиях широко используется мысленный
эксперимент, при котором ученые работают
не с реальными объектами, а с их идеальными
моделями. В зависимости от специфики
объекта различают физический, химический,
биологический, социальный эксперимент.
Развитие компьютерной техники способствовало
распространению вычислительного эксперимента,
в основе которого лежит компьютерный
расчет вариантов математических моделей
процесса. Результаты любого эксперимента
подлежат интерпретации с точки зрения
теории, задающей его рамочные условия.
Абстрагирование представляет собой метод мысленного отделения познавательно ценного от познавательно второстепенного в исследуемом объекте. Предметы, явления и процессы обладают множеством различных свойств и характеристик, не все из которых важны в данной конкретной познавательной ситуации. Поэтому ученый сосредотачивается на том, что его интересует и отвлекается от тех сторон объекта, которые не представляются ему важными. Обязательным предварительным условием процедуры абстрагирования является установления относительной самостоятельности отдельных свойств, сторон и характеристик объекта и последующее их обособление. Метод абстрагирования применяется как в обыденном, так и в научном познании.
Анализ и синтез - это
связанные между собой методы
познания, обеспечивающие целостное
знание объекта. Анализ - это мысленное
разделение объекта на составляющие его
части с целью их самостоятельного изучения.
Это разделение осуществляется не произвольно,
а в соответствии со структурой объекта.
После того, как составляющие объект части
изучены по отдельности, необходимо полученное
знание свести воедино, восстановить целостность.
Это происходит в ходе синтеза - объединения
ранее выделенных признаков, свойств,
сторон в единое целое.
Индукция и дедукция являются распространенными методами получения знания как в обыденной жизни, так и в ходе научного познания. Индукция - это логический прием получения общего знания из множества частных посылок. Недостатком индукции является то, что опыт, на данные которого она опирается, никогда не может быть завершен, и поэтому индуктивные обобщения также имеют ограниченную достоверность. Дедукция - это выводное знание. В ходе дедукции из общей посылки выводятся (дедуцируются) заключения частного характера. Истинность выводного знания зависит в первую очередь от достоверности посылки, а также от соблюдения правил логического выведения. Индукция и дедукция органически связаны и взаимно дополняют друг друга. Индукция приводит к предположению о причинах и общих закономерностях наблюдаемых явлений, а дедукция позволяет выводить из этих предположений эмпирически проверяемые следствия и тем самым подтверждать или опровергать эти предположения.
Метод аналогии - это логический
прием, с помощью которого, на основе
сходства объектов по одним признакам
делается вывод об их сходстве и
по другим признакам. Аналогия не произвольная
логическая конструкция, а опирается
на объективные свойства и отношения
предметов. Правило вывода по аналогии
формулируется следующим
На основе умозаключения по
аналогии строится метод моделирования,
широко распространенный в современной
науке. Моделирование - это метод исследования
объекта через построение и изучение его
аналога (модели). Знания, полученные при
изучении модели, переносятся на оригинал
на основании его аналогии с моделью. Моделирование
применяется там, где изучение оригинала
невозможно или затруднено и связано с
большими расходами и риском. Типичным
приемом моделирования является изучение
свойств новых конструкций самолетов
на их уменьшенных моделях, помещаемых
в аэродинамическую трубу. Моделирование
может быть предметным, физическим, математическим,
логическим, знаковым. Все зависит от выбора
характера модели. С появлением и развитием
компьютеров широкое распространение
получило компьютерное моделирование,
при котором используются специальные
программы.
Мы дали характеристику научному познанию, ознакомились сего структурой и выяснили, что существуют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. В зависимости от уровней выделяют формы научного познания, такие как научный факт, теория, гипотеза. Далее мы выяснили, что методология – это наука о методах научного познания.
Существует множество методов научного познания. Ми дали им классификацию и рассмотрели некоторые из них, в большей степени относящиеся к философии и объединяющие все науки. Это деалектический, метафизический методы познания, наблюдение, эксперимент и т.п..
Мы выяснили, что одни методы всегда перерастают в другие. Вместе с прогрессом они развиваются. Но все же они остаются тесно связанными друг с другом и не могу в отдельности дать достоверных результатов.