Формы и методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:29, реферат

Описание работы

Цель данной работы хорошо раскрыть тему с помощью рассуждений и различных источников.
Задачи:
Ознакомиться со структурой научного познания;
Раскрыть формы научного познания;
Охарактеризовать основные методы научного познания.

Содержание

Введение 2
1. Научное познание и его особенности. 3
2. Уровни научного познания. 5
3.Формы научного познания. 7
4.Методы научного познания. 10
Вывод 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Формы и методы научного познания.docx

— 36.97 Кб (Скачать)

Наблюдение - это чувственное  восприятие фактов действительности с  целью получения знания о внешних  сторонах, свойствах и признаках  рассматриваемого объекта. Результатом  наблюдения является описание объекта, зафиксированное с помощью языка, схем, графиков, диаграмм, рисунков, цифровых данных. Структура наблюдения включает в себя субъекта наблюдения, наблюдаемый  объект и средства наблюдения - разнообразные приборы, усиливающие зрение, слух и другие чувства наблюдателя.

Субъект (ученый) определяет цель наблюдения, составляет программу наблюдения и подбирает необходимые средства. Ученый, наблюдающий интересующий его объект, обладает о нем определенными теоретическими знаниями, позволяющими видеть объект иначе, чем его видит простой обыватель. Различают два основных вида наблюдения - качественное и количественное. Первое направлено на качественное описание явлений, а второе имеет целью установить и описать количественные параметры объектов. В основе количественного наблюдения лежит процедура измерения, то есть, процесс определения количественного отношения измеряемой величины к другой величине, которая принимается за эталон. Переход науки к количественным наблюдениям знаменовал собой зарождение точного естествознания, поскольку способствовал их математизации и сделал экспериментальную проверку гипотез более эффективной. 

Эксперимент - это активный, целенаправленный метод познания, заключающийся  в многократно воспроизводимом  наблюдении объекта в специально созданных и контролируемых условиях. По сравнению с наблюдением, где  объект ведет себя естественным образом  и неподконтролен субъекту, в эксперименте исследуемое явление может воспроизводиться столько раз, сколько посчитает  необходимым экспериментатор. В ходе эксперимента могут меняться условия его протекания и арсенал используемых средств. Например, чтобы определить ускорение свободного падения, сначала его определяли в воздушной, а затем в безвоздушной среде.

В современной науке эксперимент  занимает центральное место и  выступает в качестве связующего звена между эмпирическим и теоретическим  уровнями познания. Главная задача эксперимента заключается в проверке гипотез и прогнозов, выдвигаемых теориями. 
В современной науке используются различные виды эксперимента. Самым простым является качественный эксперимент, который проводится с целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Количественный эксперимент имеет целью выявить количественные параметры исследуемого объекта. В фундаментальных исследованиях широко используется мысленный эксперимент, при котором ученые работают не с реальными объектами, а с их идеальными моделями. В зависимости от специфики объекта различают физический, химический, биологический, социальный эксперимент. Развитие компьютерной техники способствовало распространению вычислительного эксперимента, в основе которого лежит компьютерный расчет вариантов математических моделей процесса. Результаты любого эксперимента подлежат интерпретации с точки зрения теории, задающей его рамочные условия. 

Абстрагирование представляет собой метод мысленного отделения  познавательно ценного от познавательно второстепенного в исследуемом объекте. Предметы, явления и процессы обладают множеством различных свойств и характеристик, не все из которых важны в данной конкретной познавательной ситуации. Поэтому ученый сосредотачивается на том, что его интересует и отвлекается от тех сторон объекта, которые не представляются ему важными. Обязательным предварительным условием процедуры абстрагирования является установления относительной самостоятельности отдельных свойств, сторон и характеристик объекта и последующее их обособление. Метод абстрагирования применяется как в обыденном, так и в научном познании.

Анализ и синтез - это  связанные между собой методы познания, обеспечивающие целостное  знание объекта. Анализ - это мысленное  разделение объекта на составляющие его части с целью их самостоятельного изучения. Это разделение осуществляется не произвольно, а в соответствии со структурой объекта. После того, как составляющие объект части изучены по отдельности, необходимо полученное знание свести воедино, восстановить целостность. Это происходит в ходе синтеза - объединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон в единое целое.  

Индукция и дедукция являются распространенными методами получения  знания как в обыденной жизни, так и в ходе научного познания. Индукция - это логический прием получения общего знания из множества частных посылок. Недостатком индукции является то, что опыт, на данные которого она опирается, никогда не может быть завершен, и поэтому индуктивные обобщения также имеют ограниченную достоверность. Дедукция - это выводное знание. В ходе дедукции из общей посылки выводятся (дедуцируются) заключения частного характера. Истинность выводного знания зависит в первую очередь от достоверности посылки, а также от соблюдения правил логического выведения. Индукция и дедукция органически связаны и взаимно дополняют друг друга. Индукция приводит к предположению о причинах и общих закономерностях наблюдаемых явлений, а дедукция позволяет выводить из этих предположений эмпирически проверяемые следствия и тем самым подтверждать или опровергать эти предположения. 

Метод аналогии - это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам  делается вывод об их сходстве и  по другим признакам. Аналогия не произвольная логическая конструкция, а опирается  на объективные свойства и отношения  предметов. Правило вывода по аналогии формулируется следующим образом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они  могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов.  
На основе умозаключения по аналогии строится метод моделирования, широко распространенный в современной науке. Моделирование - это метод исследования объекта через построение и изучение его аналога (модели). Знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании его аналогии с моделью. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено и связано с большими расходами и риском. Типичным приемом моделирования является изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым. Все зависит от выбора характера модели. С появлением и развитием компьютеров широкое распространение получило компьютерное моделирование, при котором используются специальные программы. 

 

Вывод

Мы дали характеристику научному познанию, ознакомились сего структурой и выяснили, что существуют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. В зависимости от уровней выделяют формы научного познания, такие как научный факт, теория, гипотеза. Далее мы выяснили, что методология – это наука о методах научного познания.

Существует множество  методов научного познания. Ми дали им классификацию и рассмотрели  некоторые из них, в большей степени относящиеся к философии и объединяющие все науки. Это деалектический, метафизический методы познания, наблюдение, эксперимент и т.п..

Мы выяснили, что одни методы всегда перерастают в другие. Вместе с прогрессом они развиваются. Но все же они остаются тесно связанными друг с другом и не могу в отдельности дать достоверных результатов.

 

Список  литературы

    1. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
    2. «Философия» под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д 2000
    3. Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М., «Мысль», 1975.
    4. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М." Университетская книга, Логос, 2008. - 288 с: ил.
    5. Алексеев П.В, Панин А.В. «Философия» М-2000
    6. Источник в интернете http://kudr-phil.narod.ru/lecture/12nayka.html

Информация о работе Формы и методы научного познания