Методы и формы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

Метод познания можно определить как некоторую специфическую процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций, применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней

Работа содержит 1 файл

Методы и формы научного познания.docx

— 15.37 Кб (Скачать)
 

Методы и формы  научного познания

 
 

Метод познания можно определить как некоторую специфическую  процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций, применение которых либо приводит к  достижению поставленной цели, либо приближает к ней.

Научное исследование представляет собой развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам. Научный поиск тем и отличается от таких механических процедур, как  способ проб и ошибок или даже каноны нахождения простейших причинны связей Бэкона — Милля, которые изучают  в логике, что он предполагает наличие  творчества, допускающего абстрагирование  и идеализацию и опирающегося на воображение и интуицию. Именно поэтому такие логические формы, как индукция, аналогия, статистические и другие способы рассуждений, заключения которых имеют лишь вероятностный, или правдоподобный, характер, и  используются в качестве эвристических  средств открытия новых истин. Другими  словами, они приближают нас к  истине, но автоматически не гарантируют  ее достижение. Можно поэтому сказать, что большинство исследовательских  методов имеют эвристический, а  не алгоритмический характер. Пользуясь  такими эвристическими методами, можно  систематически, целенаправленно и  организованно вести научный  поиск.

Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочении всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опираегся на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной системы. Чаще всего такой системой служит теория как наиболее развитая форма рационального знания.

В отличие от научного обыденное  знание имеет разрозненный, случайный  и неорганизованный характер, в котором  преобладают не связанные друг с  другом отдельные факты либо их простейшие индуктивные обобщения. Важнейшие  методы научного познания:

  1. восхождения ог абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным — конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным, называют методом;
  2. моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя;
  3. эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирического  и теоретического. Для эмпирического  познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

Пытаться решить поставленную проблему можно двумя путями: искать нужную информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы исследования в научном познании. Часто говорят, что теория — это обобщение практики, опыта ипи наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд особых логических приемов:

  1. универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются на все возможные случаи;
  2. идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут;
  3. концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно точный смысл и значение.
 

0стр. 1стр.



Информация о работе Методы и формы научного познания