Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:40, реферат
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время).
Введение …………………………………………………………….….3
Научное познание ………………………………………………….….4
Структура ……………………………………………………………...6
Уровни
Формы
Методы
Язык науки……………………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………..16
Список литературы……………
Министерство
образования и науки РФ
Высшая школа
экономики и менеджмента
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
«Философия»
Выполнил:
Проверил:
Екатеринбург
2011
Содержание:
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления “новой экономики”, для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.
Однако наука не была бы столь
продуктивной, если бы не имела столь
присущую ей развитую систему методов,
принципов и императивов
Вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философский знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука “о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира” занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. В добавок ко всему философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области научного познания.
Научное познание отличается от обыденного
познания целью, конечным результатом,
методами и средствами своего получения,
предметом познавательного интереса и
спецификой субъектов, которые занимаются
наукой.
Целью научного познания является
получение объективных знаний о реальности.
Хотя знания человек получает в обыденной
жизни, в художественном творчестве, в
производственной деятельности, но там
они представляют собой побочный продукт,
а в науке выступают в качестве основной
цели.
В результате научного познания
появляется научное знание об объекте.
Оно отличается от обыденного, религиозного,
художественного и других видов познания
объективностью, систематичностью, оформленностью,
обоснованностью.
Научное познание осуществляется
не спонтанно, а опирается на целый арсенал
надежных принципов, методов и средств,
с большой вероятностью обеспечивающих
успех. Причем методы и принципы научного
исследования постоянно подвергаются
рефлексии, которой занимается философия.
Помимо общенаучных методов и средств,
конкретные науки применяют свои, диктуемые
природой их объектов, методы.
Предметом научного познания является
наиболее существенные и необходимые
свойства объектов, а также отношения
между объектами. Наука нацелена на выявление
и познание законов и закономерных связей,
которые не могут быть установлены в ходе
повседневной деятельности на уровне
здравого рассудка.
Субъектом научного познания выступает
ученый, человек, который по уровню своей
квалификации, интеллектуальным способностям
и призванию в состоянии заниматься наукой.
История науки свидетельствует о том,
что индивидуальное творчество первых
ученых постепенно сменяется совместной
работой творческих коллективов и научных
сообществ.
Обобщая приведенные выше признаки
научного познания можно дать такое его
определение: "Научное познание - это
специальным образом организованный,
систематизированный и оформленный вид
познавательной деятельности, направленный
на получение объективных знаний о мире".
Непосредственной целью науки является
описание, объяснение и предсказание явлений
и процессов действительности на основе
открываемых ею законов. Иными словами,
научное познание - это теоретическое
отражение действительности.
Научное познание появилось
и сформировалось в тесной связи с практической
деятельностью людей, и по мере приближения
к нашему времени играла все возрастающую
роль в жизни общества. Исторический опыт
свидетельствует, что возникшая в ХVII веке
экспериментальная наука оказалась несравненно
более эффективным орудием обновления
социальных структур, чем соответствующие
социальные институты в других эпохах
и культурах. Если сравнивать уровень
жизни, доходы на душу населения и степень
внешней свободы людей в странах, которые
последние 300 лет были захвачены научно-технической
революцией и в государствах с традиционной
культурой, то сравнение окажется в пользу
первых. Наука не только непосредственно
влияет на состояние хозяйственной жизни,
но и оказывает революционизирующее воздействие
на остальные сферы общества: политику,
искусство, мораль, образование, религию.
Элементы научных знаний начали
формироваться в древних цивилизациях
Ближнего Востока, Китая и Индии. К 3000 году
до нашей эры относят создание клинописи
в Месопотамии, иероглифического письма
в Египте, изобретение первых систем чисел
в Вавилоне. Во втором тысячелетии до нашей
эры вавилоняне разработали оригинальную
технику решения арифметических и алгебраических
задач, включая квадратные уравнения,
и на основе долголетних наблюдений небесных
светил определили продолжительность
года.
Греки, таким образом, в V-IV веках до нашей
эры заложили основы научного подхода
к познанию. Но наука в современном смысле
слова появляется только в XVI- XVII столетиях
и имеет форму опытного естествознания,
в котором результаты наблюдений и экспериментов
подкрепляются математическими моделями
изучаемых явлений. Это эпоха Кеплера,
Гюйгенса и Галилея, с работ которых начала
формироваться новая картина мира, опирающаяся
на экспериментально-
Ядро науки составляет собственно научно-исследовательская деятельность, направленная на выработку новых знаний, их систематизацию и определение сфер их приложения. В течение времени определилась структура научного познания, в которой выделяют уровни и формы научного познания.
Уровни научного познания:
Эмпирический и теоретический уровни органически взаимосвязаны и дополняют друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирические исследования, доставляя новые данные, стимулируют развитие теория, которая, в свою очередь, открывает новые перспективы для объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет опытную науку. Факты, доставляемые в ходе наблюдений и экспериментов, образуют, по образному сравнению физиолога И.П.Павлова, "воздух ученого". Но если наука ограничится эмпирическим уровнем, она превратиться в простое собирательство, накопление фактов. Френсис Бэкон называл такой подход "путем муравья" в познании. Если же ученые будут теоретизировать в тиши кабинетов, то они рискуют оторваться от жизни и уподобятся, опять-таки по Бэкону, пауку, плетущему паутину из нитей, которые сами же из себя и прядут. Поэтому единственно правильный выход - "путь пчелы", то есть взаимное дополнение одним другого эмпирического и теоретического уровней.
Формы научного познания:
Под формой научного познания понимают
способ организации содержания и результатов
познавательной деятельности. Для эмпирического
исследования такой формой является факт,
а для теоретического - гипотеза и теория.
Научный факт - это результат
наблюдений и экспериментов, который устанавливает
количественные и качественные характеристики
объектов. Работа ученого на 80% состоит
в наблюдениях над интересующим объектом
с целью установления его устойчивых,
повторяющихся характеристик. Когда исследователь
убедится в том, что при соответствующих
условиях объект всегда выглядит строго
определенным образом, он подкрепляет
этот результат с помощью эксперимента
и, в случае подтверждения, формулирует
научный факт. Например: тело, если оно
тяжелее воздуха, будучи подброшенным
вверх, обязательно упадет вниз.
Таким образом, научный факт
- это нечто данное, установленное опытом
и фиксирующее эмпирическое знание. В
науке совокупность фактов образует эмпирическую
основу для выдвижения гипотез и создания
теория. Познание не может ограничиться
фиксированием фактов, потому что это
не имеет смысла: любой факт должен быть
объяснен. А это уже задача теории. Широко
известен пример с яблоком Ньютона, падение
которого на голову знаменитого ученого
побудило последнего к объяснению этого
события и привело, в конечном итоге, к
созданию теории гравитации.
Факты принадлежат объективному
миру, то есть, не зависят от человека.
Но выражаются, фиксируются они человеком
с помощью высказываний и предложений.
Отдельно существующие вещи не являются
фактами. Например: Волга, дождь, Достоевский
- это не факты. Фактом является утверждение,
фиксирующее определенное свойство или
отношение: Волга впадает в Каспийское
море; роман "Преступление и наказание"
написан Достоевским; идет дождь - это
примеры фактов.
В понимании фактов в философии
науки существует две тенденции: фактуализм
и теоретизм. Фактуализм утверждает, что
факты независимы и автономны по отношению
к теории. Сторонники теоретизма исходят
из того, что факты зависят от теории, которая
выделяет изучаемый аспект действительности,
задает язык, на котором описывается факт.
Они считают, что изменение теории ведет
к пересмотру совокупности фактов, на
которых зиждется наука.
Теоретический уровень научного
исследования начинается с выдвижения
гипотез. С греческого гипотеза переводится
как предположение. В качестве формы теоретического
знания гипотезу определяют как предположительное
знание, которое удовлетворительно объясняет
эмпирические факты и не вступает в противоречие
с основополагающими научными теориями.
Гипотеза выдвигается для решения конкретной
научной проблемы и должна удовлетворять
определенным требованиям. К числу таких
требований относятся релевантность,
проверяемость, совместимость с существующим
научным знанием, наличие объяснительных
и предсказательных возможностей и простота.
Релевантность (от англ. relevant
- уместный, относящийся к делу) гипотезы
характеризует её отношение к фактам,
для объяснения которых она создается.
Если факты подтверждают или опровергают
гипотезу, она считается релевантной.
Проверяемость гипотезы предполагает
возможность сопоставления её результатов
с данными наблюдений и экспериментов.
Имеется в виду именно возможность такой
проверки, а не требование обязательного
её проведения. Многие гипотезы современной
науки оперируют ненаблюдаемыми объектами,
что требует совершенствования экспериментальной
техники для их проверки. Те гипотезы,
которые нельзя проверить в настоящее
время, возможно будут проверены позже,
с появлением более совершенных экспериментальных
средств и методов.
Совместимость гипотез с существующим
научным знанием означает, что она не должна
противоречить установленным фактам и
теории. Это требование относится к нормальному
периоду в развитии науки и не распространяется
на периоды кризисов и научных революций.
Объяснительная сила гипотезы
состоит в количестве дедуктивных следствий,
которые из неё можно вывести. Если из
двух гипотез, претендующих на объяснение
одного и того же факта, выводится разное
количество следствий, то, соответственно,
они обладают разными объяснительными
возможностями. К примеру, гипотеза Ньютона
об универсальной гравитации не только
объясняла факты, обоснованные до этого
Галилеем и Кеплером, но и дополнительное
количество новых фактов. В свою очередь,
те факты, которые остались за пределами
объяснительных возможностей ньютоновской
теории гравитации, были позже объяснены
в общей теории относительности А.Эйнштейна.
Предсказательная сила гипотезы
заключается в количестве событий, вероятность
которых она в состоянии предугадать.
Критерий простоты гипотезы
относятся к ситуациям, когда конкурирующие
научные гипотезы удовлетворяют всем
вышеуказанным требованиям и, тем не менее,
нужно делать выбор в пользу одной из них.
Серьёзным доводом может служить простота.
Она предполагает, что одна гипотеза содержит
меньше число посылок для выведения следствий,
чем другая.
Выдвижение новых гипотез и
их обоснование представляют очень сложный
творческий процесс, в котором решающую
роль играют интуиция и научная квалификация
ученого. Какого-то определенного алгоритма
в этом деле не существует. Общеизвестно,
что большая часть научного существует
в форме гипотез.
Закон - следующая форма существования
научного знания, в которую трансформируются
гипотезы в результате всестороннего
обоснования и подтверждения. В законах
науки отражаются устойчивые, повторяющиеся,
существенные связи между явлениями и
процессами реального мира. В соответствие
с принятой двухступенчатой структурой
научного познания выделяют эмпирические
и теоретические законы. На эмпирической
стадии развития науки устанавливаются
законы, в которых фиксируются связи между
чувственно воспринимаемыми свойствами
объектов. Такие законы называются феноменологическими
(от греч. phainomenon - являющееся). Примерами
таких законов могут служить законы Архимеда,
Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и другие,
в которых выражаются функциональные
связи между различными свойствами жидкостей
и газов. Но такие законы многое не объясняют.
Тот же закон Бойля-Мариотта, утверждающий,
что для данной массы газа, при постоянной
температуре, давление на объем является
постоянной величиной, не объясняет, почему
это так. Подобное объяснение достигается
с помощью теоретических законов, которые
раскрывают глубокие внутренние связи
процессов, механизм их протекания. Эмпирические
законы можно назвать количественными,
а теоретические - качественными законами.
По степени общности законы
подразделяют на универсальные и частные.
Универсальные законы отображают всеобщие,
необходимые, повторяющиеся и устойчивые
связи между всеми явлениями и процессами
объективного мира. Примером может служить
закон теплового расширения тел, выражаемый
с помощью предложения: "Все тела при
нагревании расширяются". Частные законы
либо выводятся из универсальных законов,
либо отображают законы ограниченной
сферы действительности. Примером могут
служить законы биологии, описывающие
функционирование и развитие живых организмов.
С точки зрения точности предсказаний
различают статистические и динамические
законы. Динамические законы имеют большую
предсказательную силу, поскольку абстрагируются
от второстепенных и случайных факторов.
Предсказания статистических законов
носят вероятностный характер. Это законы
демографии, статистики населения, экономики
и другие, которые имеют дело с множеством
случайных и субъективных факторов. Вероятностно-статистический
характер имеют и некоторые природные
законы, в первую очередь - законы микромира,
описываемые в квантовой механике.
Теоретические законы составляют
ядро научной теории - высшей формы организации
научного знания. Теория представляет
собой систему базовых, исходных понятий,
принципов и законов, из которых по определенным
правилам могут быть выведены понятия
и законы меньшей степени общности. Она
появляется в результате длительного
поиска научных фактов, выдвижения гипотез,
формулирования вначале простейших эмпирических,
а затем - фундаментальных теоретических
законов.
Информация о работе Научное познание, его уровни, формы и методы