Методы и формы научного познания. Проблема истины

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:43, доклад

Описание работы

Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы. Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Содержание

Введение
1. Методы научного познания: эмпирические и теоретические.
2. формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.
3.Проблемы истины.
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Методы и формы научного познания. Проблема истины..docx

— 22.66 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

Введение

1. Методы научного познания: эмпирические и теоретические.

2. формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.

3.Проблемы истины.

Заключение

Список  литературы.

 

 

 

 

                                             

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

               Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.

Чувственное познание реализуется в виде непосредственного  получения информации с помощью  органов чувств, которые прямо  связывают нас с внешним миром. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения  — психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных  центров, управляющих рецепторами. «Ощущения – это отражение  отдельных свойств, качество предметов  объективного мира, непосредственно  воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление». Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде.

        

 

 

 

 

 

 

 

1. Методы научного познания: эмпирические и теоретические.

 

Понятие метод - означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает  человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели.

             Методы научного познания - принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.

     Различают два уровня научного  познания: эмпирический и теоретический. «Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов».

     Эмпирический уровень научного  познания - характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов.

Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закон.

Эмпирический  уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных  фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. 

Теоретический уровень научного познания - характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Более высокая ступень в научном познании. «Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда». Результатами теоретического по­знания становятся гипотезы, теории, законы.

    Выделяя в научном исследовании  указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать  друг от друга и противопоставлять.  Ведь эмпирический и теоретический  уровни по­знания взаимосвязаны  между собой.  Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность,  что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым  объектам, явлениям путем обработки  данных эмпирического знания.

 

2. Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.

Наряду с эмпирическими правилами и зависимостями формируется особый тип знания − теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов.  

Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области, высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности.

Особенностью  теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется  множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, то есть в теории возможно получение одних  знаний из других без непосредственного  обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение.

Теория  является средством дедуктивной  и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно  установить определенные отношения  между высказываниями о фактах, законах  и т.д. в тех случаях, когда вне  рамок теории такие отношения  не наблюдаются.

Различаю  описательные теории, математизированные, интерпретационные и дедуктивные  теории.

  Меняется  и категориальный статус знаний  – они могут соотноситься уже  не только с осуществленным  опытом, но и с качественно  иной практикой будущего, а поэтому  строятся в категориях возможного  и необходимого.

     Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Поставить проблему, порой, не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность.

    Переход  к науке в собственном смысле  слова был связан с двумя  переломными состояниями развития  культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античного  мира, которые обеспечили применение  научного метода в математике  и выявлении на уровень теоретического  исследования, во-вторых, с изменениями  в европейской культуре, произошедшими  в эпоху возрождения и переходу  к Новому времени, когда собственно  научный способ мышления стал  достоянием естествознания.

Гипотеза  в первом смысле слова включается в метод гипотезы, но может употребляться  и вне связи с ней.                  

   Когда  ученый ставит проблему и пытается  решить ее, он неизбежно разрабатывает  и исследовательскую программу,  строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого  ответа на свой вопрос. Этот  предполагаемый ответ выступает  в виде гипотезы.

         Гипотеза проверяется, прежде всего, на логическую непротиворечивость, особенно если она имеет сложную форму и разворачивается в систему предположений. Далее гипотеза проверяется на совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной науки.

 

3. Проблема истины

 

В проблеме истины надо различать две стороны. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменения происходящего.)

Существует  ли объективная истина, т. е. может  ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит  от человека?

Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее фазу, абсолютно или только приблизительно, относительно?

Содержание  наших знаний, представлений и  понятий, которое соответствует  действительности, подтверждается практикой  и не зависит от субъекта. Утверждение  естествознания, что земля существовала до человека, есть объективная истина.

Объективной истиной являются все законы природы  и общества, поскольку они правильно  познаны, соответствуют объективной  реальности и подтверждаются общественно-исторической практикой человечества. Наши знания объективны по своему источнику, по происхождению  и, являясь отражением объективного мира в сознании человека, носят характер объективной истины. В каждый данный момент познание исторически ограничено, но эти границы временны, относительны и практически постоянно раздвигаются в соответствии с успехами науки и техники. Поскольку познание развивается непрерывно, то и наши объективные знания в каждый данный момент неполны, незакончены, относительны. Истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с нам. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.). Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определённых субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т. п.).

    

                                                     Заключение

 

 

          Научное познание есть процесс,  т. е. развивающаяся система  знания. Она включает в себя  два основных уровня — эмпирический  и теоретический. Они хоть и  связаны, но отличаются друг  от друга, каждый из них имеет  свою специфику. В чем она  заключается?

       Эмпирическое исследование направлено  непосредственно на свой объект. Оно осваивает его с помощью  таких приемов и средств, как  сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция.

    Важнейшая  задача теоретического познания  — достижение объективной истины  во всей ее конкретности и  полноте содержания. При этом  особенно широко используются  такие познавательные приемы  и средства, как абстрагирование  — отвлечение от ряда свойств  и отношений предметов, идеализация  — процесс создания чисто мысленных  предметов, синтез — объединение  полученных в результате анализа  элементов в систему, дедукция  — движение познания от общего  к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

      Эмпирические и теоретические  уровни познания взаимосвязаны,  граница между ними условна  и подвижна. В определенных точках  развития науки эмпирическое  переходит в теоретическое и  наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать  один из этих уровней в ущерб  другому.

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

 

1. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия. Учебник.  М., 1997. Гл. XIV

2. Лешкевич  Т.Г. «Философия науки: традиции  и новации» М.:ПРИОР,2001

3. Спиркин  А.Г. Философия. Учебник. М., 1999. Гл. XII

4. Философия/под. Ред. Кохановского В.П. Ростов - н/Д.:Феникс,2000

5. Голубинцев  В.О., Данцев А.А., Любченко В.С.  «Философия для  

    технических  вузов». Ростов - н/Д.:Феникс,2001

6. Агофонов  В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д.  Философия. М.: МСХА,

    2000

7. Фролов  И.Т. Введение в философию. Ч.2., М.: Политиздат, 1989. Гл. XIII.


Информация о работе Методы и формы научного познания. Проблема истины