Наука и научное познание. Уровни, формы и методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:17, творческая работа

Описание работы

Три подхода к пониманию науки
Наука как знание
Наука как деятельность
Наука как социальный институт
Наука как знание

Наука есть определённая система знаний
Это – древнейшее понимание науки, идущее ещё от Аристотеля. Долгое время оно было и единственным, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего человека. Сейчас такое понимание представляется ограниченным. Оно не учитывает социальную природу и материально-техническую базу науки.

Работа содержит 1 файл

Презентация инф. технологии 1.ppt

— 122.00 Кб (Скачать)

Наука  и научное познание. Уровни, формы  и методы научного познания

Три  подхода к пониманию науки 

  • Наука  как знание
  • Наука как деятельность
  • Наука как социальный институт

Наука  как знание 
 

  • Наука  есть определённая система знаний

    Это  – древнейшее понимание науки, идущее ещё от Аристотеля. Долгое  время оно было и единственным, когда научное знание представлялось  плодом чисто духовных усилий  мыслящего человека. Сейчас такое  понимание представляется ограниченным. Оно не учитывает социальную  природу и материально-техническую  базу науки.

Наука  как деятельность 

  • Наука - особая сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства.

    Наука  превращается в непосредственную  производительную силу. Этот процесс  впервые был зафиксирован и  проанализирован К. Марксом. Важной  стороной его является создание  и упрочнение постоянных каналов  для практического использования  научных знаний, появление таких  отраслей деятельности, как прикладные  исследования и разработки, создание  сетей научно-технической информации  и др

Наука  как социальный институт 

  • Наука - это социальный способ организации  совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной  группой, определенным сообществом.

    Институционализация  науки достигается посредством  известных форм организации, конкретных  учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

    Цель  и назначение науки как социального  института - производство и распространение  научного знания, разработка средств  и методов исследования, воспроизводство  ученых и обеспечение выполнения  ими своих социальных функций.   

Специфика  научного знания 

  • Рациональность
  • Ориентация на существенные законы
  • Ориентация на предвидение будущего
  • Системность
  • Методологическая рефлексия
  • Объективность
  • Доказательность
  • Воспроизводимость

Возникновение  современной науки 

  • Научная  революция XVII века

    В  этот период были заложены  основы современного естествознания. Отдельные разрозненные факты, добытые  ремесленниками, врачами-практиками, алхимиками, начинают систематически анализироваться  и обобщаться. Образуются новые  нормы и идеалы построения  научного знания, связанные с  математической формулировкой законов  природы, экспериментальной проверкой  теорий, критическим отношением  к религиозным и натурфилософским  догмам, не имеющим опытного обоснования. Наука обретает собственную методологию  и все активнее начинает направляться  на решение вопросов, связанных  с нуждами практической деятельности.

Возникновение  современной науки 

  • Галилео  Галилей (1564-1642): поиск простых и общих математических законов и эксперимент, как основа подтверждения этих законов.
  • Фрэнсис Бэкон : поставил перед собой задачу создать научный метод
  • Рене Декарт:

Возникновение  современной науки 

  • В XVII веке  наука формируется как социальная  система
  • Идея создания научых обществ и академий была выдвинута Ф. Бэконом
  • Первые научные академии: Лондонское Королевское общество (1660), Парижская Академия наук (1666), несколько позже основаны научные академии в Берлине (1700), Санкт-Петербурге (1724), Стокгольме (1739) и других европейских столицах

Формирование  системы научной коммуникации 

  • Научной  коммуникацией называется совокупность  процессов представления, передачи  и получения научной информации  в человеческом обществе, образующих  основной механизм существования  и развития науки.
  • Первая историческая форма коммуникации – переписка между учёными
  • 1665 г. – первый научный журнал “Philosophical Transactions”
  • Научные периодические издания – основной канал научной коммуникации
  • К концу XX века число основных научных журналов превышало 30000
  • В настоящее время идёт процесс перемещения коммуникации в сеть Интернет

Уровни  научного познания 

  • Эмпирический  уровень - непосредственное исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.
  • Эмпирическое исследование осваивает объект с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, Его важнейшим элементом является факт (от лат. factum — сделанное, свершившееся).

Уровни  научного познания 

  • Теоретический  уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций».
  • Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность,  что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

Формы  научного познания 

  • Формы  эмпирического познания – ощущение, восприятие и представление
  • Формы теоретического познания – понятие, суждение и умозаключение

Формы  теоретического знания 

  • Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.
  • Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинность которого неопределенна и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.
  • Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

Научный  закон 

  • Открытие  законов – главная задача науки. Закон – это связь между  явлениями, процессами, которая является:
  • объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;
  • существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия;
  • необходимой, ибо, будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходимостью» в соответствующих условиях;
  • внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;
  • повторяющейся, устойчивой. Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.

Научные  методы 

Метод (от греческого слова «методос»  — путь к чему-либо) означает  совокупность приемов и операций  практического и теоретического  освоения действительности. Метод  вооружает человека системой  принципов, требований, правил, руководствуясь  которыми он может достичь  намеченной цели.

Научные  методы 

По  степени общности выделяют следующие  методы:

  • Общефилософские
  • Общенаучные
  • Частнонаучные
  • Дисциплинарные
  • Междисциплинарные

Общефилософские  методы 

  • Метафизический
  • Диалектический

Общенаучные  методы 

  • Общенаучные  методы – методы, применяемые  самых различных областях науки, т. е. имеющие весьма широкий, междисциплинарный  спектр применения.

Частнонаучные  методы 

  • Частнонаучные  методы - методы, используемые только  в рамках исследований какой-то  конкретной науки или какого-то  конкретного явления.

Дисциплинарные  методы 

  • Дисциплинарные  методы – это системы приемов, применяемых в той или иной  дисциплине, входящей в какую-нибудь  отрасль науки или возникшей  на стыке наук.

Междисциплинарные  методы 

  • Междисциплинарные  методы являются совокупностью  ряда синтетических, интегративных  способов (возникших как результат  сочетания элементов различных  уровней методологии), нацеленных  главным образом па стыки научных  дисциплин.

Информация о работе Наука и научное познание. Уровни, формы и методы научного познания