Наука
и научное познание. Уровни, формы
и методы научного познания
Три
подхода к пониманию науки
- Наука
как знание
- Наука
как деятельность
- Наука
как социальный
институт
Наука
как знание
- Наука
есть определённая система знаний
Это
– древнейшее понимание науки,
идущее ещё от Аристотеля. Долгое
время оно было и единственным,
когда научное знание представлялось
плодом чисто духовных усилий
мыслящего человека. Сейчас такое
понимание представляется ограниченным.
Оно не учитывает социальную
природу и материально-техническую
базу науки.
Наука
как деятельность
- Наука
- особая сфера профессионально -
специализированной деятельности,
своеобразный вид духовного производства.
Наука
превращается в непосредственную
производительную силу. Этот процесс
впервые был зафиксирован и
проанализирован К. Марксом. Важной
стороной его является создание
и упрочнение постоянных каналов
для практического использования
научных знаний, появление таких
отраслей деятельности, как прикладные
исследования и разработки, создание
сетей научно-технической информации
и др
Наука
как социальный институт
- Наука
- это социальный способ организации
совместной деятельности ученых,
которые являются особой социально-профессиональной
группой, определенным сообществом.
Институционализация
науки достигается посредством
известных форм организации, конкретных
учреждений, традиций, норм, ценностей,
идеалов и т.п.
Цель
и назначение науки как социального
института - производство и распространение
научного знания, разработка средств
и методов исследования, воспроизводство
ученых и обеспечение выполнения
ими своих социальных функций.
Специфика
научного знания
- Рациональность
- Ориентация
на существенные законы
- Ориентация
на предвидение будущего
- Системность
- Методологическая
рефлексия
- Объективность
- Доказательность
- Воспроизводимость
Возникновение
современной науки
- Научная
революция XVII века
В
этот период были заложены
основы современного естествознания.
Отдельные разрозненные факты, добытые
ремесленниками, врачами-практиками, алхимиками,
начинают систематически анализироваться
и обобщаться. Образуются новые
нормы и идеалы построения
научного знания, связанные с
математической формулировкой законов
природы, экспериментальной проверкой
теорий, критическим отношением
к религиозным и натурфилософским
догмам, не имеющим опытного обоснования.
Наука обретает собственную методологию
и все активнее начинает направляться
на решение вопросов, связанных
с нуждами практической деятельности.
Возникновение
современной науки
- Галилео
Галилей (1564-1642): поиск
простых и общих математических законов
и эксперимент, как основа подтверждения
этих законов.
- Фрэнсис
Бэкон : поставил
перед собой задачу создать научный метод
- Рене Декарт:
Возникновение
современной науки
- В XVII веке
наука формируется как социальная
система
- Идея создания
научых обществ и академий была выдвинута
Ф. Бэконом
- Первые
научные академии: Лондонское Королевское
общество (1660), Парижская Академия наук
(1666), несколько позже основаны научные
академии в Берлине (1700), Санкт-Петербурге
(1724), Стокгольме (1739) и других европейских
столицах
Формирование
системы научной коммуникации
- Научной
коммуникацией называется совокупность
процессов представления, передачи
и получения научной информации
в человеческом обществе, образующих
основной механизм существования
и развития науки.
- Первая
историческая форма коммуникации – переписка
между учёными
- 1665 г. –
первый научный журнал “Philosophical Transactions”
- Научные
периодические издания – основной канал
научной коммуникации
- К концу
XX века число основных научных журналов
превышало 30000
- В настоящее
время идёт процесс перемещения коммуникации
в сеть Интернет
Уровни
научного познания
- Эмпирический
уровень - непосредственное исследование
реально существующих, чувственно воспринимаемых
объектов.
- Эмпирическое
исследование осваивает объект с помощью
таких приемов и средств, как описание,
сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент,
анализ, индукция, Его важнейшим элементом
является факт (от лат. factum — сделанное,
свершившееся).
Уровни
научного познания
- Теоретический
уровень научного познания
характеризуется преобладанием
рационального момента -
понятий, теорий, законов
и других форм и «мыслительных
операций».
- Отсутствие
непосредственного практического взаимодействия
с объектами обуславливает ту особенность,
что объект на данном уровне научного
познания может изучаться только опосредованно,
в мысленном эксперименте, но не в реальном.
Формы
научного познания
- Формы
эмпирического познания – ощущение,
восприятие и представление
- Формы
теоретического познания – понятие, суждение
и умозаключение
Формы
теоретического знания
- Проблема
— форма теоретического знания, содержанием
которой является то, что еще не познано
человеком, но что нужно познать. Иначе
говоря, это знание о незнании, вопрос,
возникший в ходе познания и требующий
ответа.
- Гипотеза
— форма теоретического знания, содержащая
предположение, сформулированное на основе
ряда фактов, истинность которого неопределенна
и нуждается в доказательстве. Гипотетическое
знание носит вероятный, а не достоверный
характер и требует проверки, обоснования.
- Теория
— наиболее сложная и развитая форма научного
знания, дающая целостное отображение
закономерных и существенных связей определенной
области действительности. Примерами
этой формы знания являются классическая
механика Ньютона, эволюционная теория
Ч. Дарвина, теория относительности А.
Эйнштейна, теория самоорганизующихся
целостных систем (синергетика) и др.
Научный
закон
- Открытие
законов – главная задача науки.
Закон – это связь между
явлениями, процессами, которая является:
- объективной,
так как присуща прежде всего реальному
миру, чувственно-предметной деятельности
людей, выражает реальные отношения вещей;
- существенной,
конкретно-всеобщей. Будучи отражением
существенного в движении универсума,
любой закон присущ всем без исключения
процессам данного класса, определенного
типа (вида) и действует всегда и везде,
где развертываются соответствующие процессы
и условия;
- необходимой,
ибо, будучи тесно связан с сущностью,
закон действует и осуществляется с «железной
необходимостью» в соответствующих условиях;
- внутренней,
так как отражает самые глубинные связи
и зависимости данной предметной области
в единстве всех ее моментов и отношений
в рамках некоторой целостной системы;
- повторяющейся,
устойчивой. Он есть выражение некоторого
постоянства определенного процесса,
регулярности его протекания, одинаковости
его действия в сходных условиях.
Научные
методы
Метод
(от греческого слова «методос»
— путь к чему-либо) означает
совокупность приемов и операций
практического и теоретического
освоения действительности. Метод
вооружает человека системой
принципов, требований, правил, руководствуясь
которыми он может достичь
намеченной цели.
Научные
методы
По
степени общности выделяют следующие
методы:
- Общефилософские
- Общенаучные
- Частнонаучные
- Дисциплинарные
- Междисциплинарные
Общефилософские
методы
- Метафизический
- Диалектический
Общенаучные
методы
- Общенаучные
методы – методы, применяемые
самых различных областях науки,
т. е. имеющие весьма широкий, междисциплинарный
спектр применения.
Частнонаучные
методы
- Частнонаучные
методы - методы, используемые только
в рамках исследований какой-то
конкретной науки или какого-то
конкретного явления.
Дисциплинарные
методы
- Дисциплинарные
методы – это системы приемов,
применяемых в той или иной
дисциплине, входящей в какую-нибудь
отрасль науки или возникшей
на стыке наук.
Междисциплинарные
методы
- Междисциплинарные
методы являются совокупностью
ряда синтетических, интегративных
способов (возникших как результат
сочетания элементов различных
уровней методологии), нацеленных
главным образом па стыки научных
дисциплин.