Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:33, курсовая работа
Под объективными способностями понимаются не только индивидуальные свойства, присущие непосредственно субъекту – личности, социальной группе или классу, но все те объективные возможности которые открываются перед субъектом в силу его положения в том или ином обществе, в системе общественных отношений.
Успех и состояние вообще любого человеческого общества зависят от развития деятельности. Следует подчеркнуть, что деятельность детерминирована теми объективными, т.е. независящими от сознания и воли субъекта, условиями в которых она осуществляется. Эти объективные условия можно подразделить на субъективные, т.е. представленные со стороны субъекта, и объективные – те условия, которые окружают субъекта и в которых он живет и проявляет свою активность. К субъективным условиям, прежде всего детерминирующим деятельность людей, относятся объективные потребность, объективные интересы и объективные способности субъекта.
Под объективными способностями понимаются не только индивидуальные свойства, присущие непосредственно субъекту – личности, социальной группе или классу, но все те объективные возможности которые открываются перед субъектом в силу его положения в том или ином обществе, в системе общественных отношений.
В качестве внешних, объективных условий, детерминирующих деятельность, выступает мир объектов, т.е. все те объективные явления – природные и социальные, окружающие субъекта, на которые направлено его активность и которые он преобразует в своей деятельности в соответствии с имеющимися у него способностями, потребностями и интересами. И здесь также следует отметить, что использование этих внешних условий, их детерминирующая роль также зависят от социального строя, тех общественных отношений, в которых действует субъект [7; 110].
Таким образом, объективные условия оказывают огромное влияние на деятельность в плане ее детерминации, более того их воздействие имеет определяющее значение. Однако при всем колоссальном значении объективных условий они могут играть свою роль лишь в том и только в том случае, если найдут свое преломление в субъективной сфере, приобретут вид субъективных сил.
Следовательно, субъективная сфера, ее воздействие – важнейший этап в общем процессе детерминации деятельности, этап, который при наличии объективных условий играет решающую роль. Без участия субъективных факторов деятельность как таковая, т.е. как целесообразная активность, направленная на изменение действительности, не может не возникнуть, не существовать и развиваться.
Когда говорят о таких факторах субъективной сферы, как субъективные потребности, интересы, стимулы, мотивы, то их сопрягают прежде всего с побуждением. Объективные факторы лишь тогда способны выступить в качестве побудителей деятельности, когда они найдут свое преломление в сфере субъективного, отразятся в ней и станут, таким образом, достоянием психики, воли субъекта.
Исходя из сказанного, следует сделать вывод, что с одной стороны, явления, не принадлежащие к субъективной сфере, не могут выступать в качестве актуальных побудителей деятельности, а с другой – побуждения, являясь общей характеристикой всей системы субъективных факторов, не принадлежит целиком или по преимуществу ни к одному из них [7; 111].
Глава 1. Идейно теоретические предпосылки и основные постулаты концепции «человеческого поведения» Э. Дюркгейма
Одним из значительных представителей конца XIX начала XX веков так называемого «социологизма» был французский социолог Э. Дюркгейм. С точки зрения учения «социологизма» социальная реальность тождественна «общему» или «коллективному» сознанию и имеют свою специфику [5; 170]. Выступив с резкой критикой индивидуалистическо - психологического подхода к объяснению социальных явлений Дюркгейм противопоставил ему требования «объяснять социальное социальным» и разработал ряд принципов, идей и понятий, которые сыграли большую роль в становлении и развитии буржуазной социологии.
Творчество Дюркгейма впитало в себя многие теоретические традиции, ассимилировав даже некоторые идеи своих противников.
Социально-политическая мысль XIX века, как в Европе, так и в Америке была насыщена идеями индивидуализма (рассмотрение и изучение человека как носителя неизменных свойств, из которых выводилось поведение). В духе теории индивидуализма писали свои работы такие видные теоретики, как Р. Тард и Г. Спенсер, а опирались на нее В. Паретто и М. Вебер.
В противоположность всем этим индивидуалистическо-
Дюркгейм утверждал, что его теория «человеческого поведения» была навеяна влиянием трех мыслителей: Конта, Спенсера (его некоторых идей) и Эспинаса. Заимствовав в философии просвещения и в трудах буржуазных экономистов убеждения, что общественные законы столь же необходимы как и законы природы (Монтескье, Ж.Ж. Руссо), Дюркгейм в тоже время искал теоретическое обоснование для преодоления представления об обществе как поле действия изолированных абстрактных индивидов. Наиболее подходящим для этого казалось Дюркгейму учение Конта об исторической реальности, не сводимой к отдельным индивидам, и его трактовка общества как «реального живого организма». Однако Дюркгейма не удовлетворяла неопределенность во взглядах Конта на предмет социологии – общество в целом имея в виду только один социальный тип – человечество, Конт употреблял как взаимозаменяющие термины «человечество» и «общество». Вследствие этого социология Конта была не «специальным исследованием социального существа, а скорее философской медитации о человеческой социабильности вообще» [11; 112].
У Спенсера Дюркгейм заимствовал его понимание «общества» как организма, включающего исследование социальных институтов в свете их функций и классификацию обществ на роды и виды, не приняв закон всеобщей эволюции.
Произведение же Эспинаса «Общество животных» Дюркгейм считал точным и детальным исследованием. У Эспинаса Дюркгейм заимствовал свое основное понятие – понятие коллективного сознания, а также положение о важности исследования партикулярных типов [6; 58].
Восприняв наиболее противоречивые идеи социально-политической мысли, Дюркгейм попытался слить их в единую теоретическую концепцию. В ее центре находилась проблема взаимоотношений общества и индивида, истолкованная в духе социологизма, который утверждает безусловный приоритет общества над индивидом, а общественные блага считает необходимым условием свободы, самовыражения, развития личности [14; 38].
Свою концепцию «человеческого поведения» Э. Дюркгейм применил относительно проблемы «аномии» (отклоняющегося поведения) в работе «Самоубийство». В понимании Дюркгейма «аномия» выражает такое состояние общества, при котором отсутствует твердое моральная регуляция индивидуального поведения, создается своего рода моральный вакуум, когда старые нормы и ценности уже «не работают», а новые еще не утвердились [20;73]. Состояние аномии является противоположностью моральному порядку, регуляции, контролю, характеризующими нормальное «здоровое» состояние общества. Это состояние объяснялось Дюркгеймом главным образом общественными причинами, но также предполагало и особую трактовку человеческой природы, сущности человека.
Дюркгейм также рассматривает через концепцию аномии проблему связи индивида и общества, избрав в этом случае для анализа паталогический, болезненный вариант не столько наличия, сколько отсутствия этой связи. Здесь аномия – такое состояние общества, его морального сознания, которое вытекает из «ненормальных форм» разделения труда. Объективные причины аномии – частые промышленные и торговые кризисы, финансовые неурядицы и банкротства. К ним относятся также антогонизм между трудом и капиталом, проистекающий, согласно Дюркгейму, из чрезмерного разделения функций, которые не могут больше объединиться и не регламентируются соответствующим образом государством [8; 89].
В «Самоубийстве» аномия рассматривается Дюркгеймом как моральный кризис, при котором на почве общественных потрясений нарушается система нормативной, моральной регуляции индивидуальных потребностей и страстей, что ведет к утрате личностью равновесия, потерей чувства принадлежности к группе, чувство дисциплины и общественной солидарности, т.е. как такое моральное состояние, при котором возникает отклоняющееся поведение, крайнее проявление которого – акт самоубийства [9; 141].
Дюркгейм старался выяснить, в какой степени отклоняющееся поведение зависит от социальной структуры, понимая ее в данном случае как структуру моральных отношений. Аномия вызывается ослаблением значений и веса моральных норм, регулирующих человеческое поведение, а ослабление уважения к существующей морали – ломкой механизмов регуляции общественных целей. Но аномия имеет не только общественную, но и чисто антропологическую основу.
Развивая свою концепцию двойственности человеческой природы, определяя, что в человеке индивидуально и что социально, Дюркгейм выделил два вида человеческих потребностей, зависящих от разных систем регуляции: физические и общественные. Первые регулируются органической природой человека, их удовлетворение требует расходования постоянного и определенного количества энергии и границы их удовлетворения в обществе известны. Иначе обстоит дело с общественными потребностями, которые Дюркгейм понимал как стремление к богатству, власти, роскоши. Границы их удовлетворения неопределенны, этого рода страсти никогда полностью не удовлетворяются. Возникает вопрос об оптимальности их развития и удовлетворения.
Дюркгейм считает, что только мораль может принудить человека к самоконтролю и тем самым привести в соответствие его потребности, и их возможное удовлетворение. Как физические, так и общественные потребности если говорить о их происхождении, «зависят только от индивида» [14; 203].
Общество рассматривается у Дюркгейма как источник ограничения этих потребностей и как средство удовлетворения. «Духовные потребности нуждаются в каком-либо регулирующем начале, играющем по отношению к ним ту же роль, какую организм выполняет в сфере физических потребностей. Эта регулирующая сила, конечно, должна быть, в свою очередь морального характера» [9; 121].
Но в случае внезапного нарушения равновесия, и прежде всего в экономической области, утверждает Дюркгейм, нормальная моральная регламентация нарушается. Во время экономического кризиса человеческие потребности должны быть уменьшены и приспособление к этому бывает долгим и мучительным. Если же кризис сменяется подъемом, потребности увеличиваются сверх меры, установленные моральные правила частично теряют свою силу, индивид ищет максимум благ для себя лично, при том за счет других. Страсти, которые при нормальном социальном порядке регламентируются обществом, высвобождаются. Человек оказывается вовлеченным в борьбу за блага и теряет всякие масштабы дозволенного. Во время кризисов, социальных революций и тому подобных явлений одни индивиды внезапно возвышаются, другие попадают на низшие ступени общественной иерархии. Все это вместе взятое лишает индивидуальное сознание твердой опоры, какой является общественная связь, чувство принадлежности к группе, дисциплина.
Пока общество в состоянии удовлетворять ожидания и запросы индивидов, господствует общее чувство удовлетворенности, активного счастья, удовольствия, что характеризует здоровое общество и здоровых индивидов. Но когда индивидуальные успехи ниже определенного уровня, установленного общественным мнением, индивиды интуитивно чувствуют, что дела обстоят не так, как должно [11; 273].
Из анализа исключительных ситуаций, переходных и критических состояний социальной организации Дюркгейм делал вывод о необходимости морального и культурного регулирования общественных целей и утверждения ограничений, диктуемых реальными общественными возможностями. Он был убежден в том, что это воспрепятствует возникновению напряжения, духовного кризиса, одиночества, разочарования и, как следствие, - отклоняющегося поведения [14; 207-208].
Касаясь данной стороны проблемы, поставленной Дюркгеймом, следует сослаться на высказывание Р. Арона, который отмечал, что учение Дюркгейма порой воскрешает в памяти вторую половину научного пути Конта. У Дюркгейма социальная форма, как отмечает в своей монографии Р. Арон, влияние которой он считал необходимым усилить, не только позволяет индивиду проявлять себя, но и обязывает каждого использовать свой здравый смысл и утвердить свою автономию. Дюркгейм, как отмечает Арон далее, хочет стабилизировать общество, высшим принципом которого является уважение личности и независимости человека. В центре замысла Дюркгейма Арон усматривает стремление доказать, что рациональная, индивидуалистическая и либеральная мысль есть пока предел исторической эволюции [3; 396].
Глава 2. Истоки теории «социального действия» Т. Парсонса и его вклад в разработку общей концепции «человеческого поведения»
Трудно пожалуй найти ученого, чьи произведения оказали большее воздействие на развитие социологической теории в XX столетии, чем Толкот Парсонс. Огромная работа, проделанная им ставила своей целью создание концепции, способной охватить все аспекты социального мира и согласовать понимание общественной жизни с достижениями естественных наук.
Основные усилия Т. Парсонса на протяжении всей его жизни были направлены на создание общей теории действия, которая согласовывалась бы с терминологическим аппаратом и представлениями других наук о поведении сложных систем (об этом, в частности, его работа «Структура социального действия»). Поэтому собственно социологическая теория для него является лишь одним из «частных случаев» такого построения, рассматривающим отдельные, хотя и важные стороны социального действия и социальной системы.
Информация о работе Философский анализ отклоняющегося поведения