Философский анализ человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:28, реферат

Описание работы

Вопрос о природе человека, его месте в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней философии человек - часть Космоса. Он содержит в себе все основные элементы Космоса, состоит из тела, души, духа, рассматриваемых как аспекты единой реальности (Аристотель) или разнородные субстанции (Платон).
Каждая эпоха по-своему рассматривает проблему человека. В христианстве библейское представление о человеке как “ образе и подобии Бога”, внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в личности Христа и возможности, в силу этого, внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати.

Работа содержит 1 файл

ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.docx

— 14.21 Кб (Скачать)

ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Вопрос о природе человека, его месте в мире - одна из основных проблем в истории философской  мысли. В древней философии человек - часть Космоса. Он содержит в себе все основные элементы Космоса, состоит  из тела, души, духа, рассматриваемых  как аспекты единой реальности (Аристотель) или разнородные субстанции  (Платон).

Каждая эпоха по-своему рассматривает проблему человека. В  христианстве библейское представление  о человеке как “ образе и подобии  Бога”, внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением  о соединении божественной и человеческой природы в личности Христа и возможности, в силу этого, внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати.

В средневековой философии  намечается понимание личности как  отличной от психофизической индивидуальности и несводимой к какой-либо всеобщей “природе”, как неповторимого отношения (Ришар Сен-Викторский, XIIв.). В ХIV веке картезианский дуализм выдвинул идею: тело - автомат, машина, общая у  человека с животными,  душа - тождественность с сознанием.

В XVIII – начале XIX веков, немецкая классическая философия возвращается к пониманию человека как живой  целостности (Гердер, Гете): “Человек - первый вольноотпущенник природы”. Он сам должен формировать себя, создавая культуру. То есть, человек - субъект  духовной деятельности, создающий мир  культуры, носитель общезначимого сознания, всеобщего сознания - духа, разума.

Человек в отличие от животных не приспосабливается к окружающей среде, а приспосабливает и преобразует  ее соответственно своим потребностям, создает мир материальной и духовной культуры.

Культура творится человеком  в той же мере, в какой сам  человек формируется культурой. Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и  духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно  приобретенного. Он кристаллизует в  себе все, что накоплено человечеством  в течение веков.

В течение ХХ века,  особенно в последней его трети, усиливается интерес к проблеме человека и, в особенности, естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, что привело и к переориентированию философских взглядов. Осуществляемый в настоящее время цивилизованный поворот, трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество резко повышают роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер общества.

Важной особенностью нашего времени является уход с исторической сцены доминировавших в недавнем прошлом тоталитарных режимов, прошедшая  и проходящая деколонизация, тенденция  перехода к социально ориентированному, демократическому и правовому обществу,

Сегодня предпринимаются  настойчивые попытки создать  так называемою понимающую социологию, психологию личности и другие концепции, ориентированные на преодоление  снижения интереса к гносеологической, методологической и онтологической проблематике человека.

В рамках этого подхода  сформулированы специфические характеристики философского знания, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой  теме.

Наука формирует так называемую “картину мира”, философия же есть теоретически выраженное мировоззрение,  в котором “картина мира” является лишь моментом. Для “картины мира” характерен объективный подход. Он является холодной сводкой данных о мире, взятом самим по себе, без человека как человека. В ней нет места свободе, спонтанности, творчеству. Они - в слепом пятне современной науки. Философия же, как стержень мировоззрения, выражает отношение человека к миру. Это не просто знание, но знание, облаченное в ценностные формы. Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто вещь среди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Рассматривая научное знание как момент отношения человека к миру, она позволяет взять его в более широком контексте, выйти за пределы внутренней рефлексии. И более того, рассмотреть уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более.


Информация о работе Философский анализ человека