Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 15:19, контрольная работа
Современные представления о трудовом поведении базируются на различных подходах, выработанных за всю историю развития данной науки.
Понимание ведущей роли "человеческого фактора" в производстве, возникшее благодаря эволюции науки о поведении, способствовало более широкому применению достижений личностной и социальной психологии, социологии в практике управления.
Введение…………………………………………………………………
Подходы к анализу трудового поведения ……………………….
Методы исследования трудового поведения……………………
Показатели анализа и оценки трудового поведения……………
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………….
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
Российский Государственный Гуманитарный университет
Филиал
в г.Кострома
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: «Организационное
поведение»
На
тему: «Методы анализа
трудового поведения»
Кострома
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Подходы к анализу трудового поведения ……………………….
Методы исследования трудового поведения……………………
Показатели анализа и оценки трудового поведения……………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Современные представления о трудовом поведении базируются на различных подходах, выработанных за всю историю развития данной науки.
Понимание
ведущей роли "человеческого фактора"
в производстве, возникшее благодаря
эволюции науки о поведении, способствовало
более широкому применению достижений
личностной и социальной психологии, социологии
в практике управления.
С
начала ХХ века был выработан ряд
подходов к анализу трудового поведения,
которые до настоящего времени не утратили
своей актуальности. Более того, комплексное
применение различных подходов в анализе
практических проблем позволяет получить
более полную и достоверную информацию
для принятия управленческих решений.
Рассмотрим наиболее общие особенности
данных подходов.
Подходы к анализу трудового поведения
Психоаналитический подход. Согласно психоаналитической теории, выдвинутой З. Фрейдом, структура личности состоит из нескольких компонентов: Оно, Я, Сверх-Я. Оно является источником психической энергии и стремится к удовлетворению первичных потребностей. Сверх-Я представляет усвоенные личностью социальные и этические нормы и рамки поведения. Я - ядро личности, которое находится между конфликтующими Оно и Сверх-Я. Динамическое взаимодействие этих трех элементов выражается в бессознательной мотивации, проявляющейся в конечном итоге в поведении. Я вырабатывает средства защиты психики от разрушающего действия казанного конфликта. Согласно З. Фрейда, это:
сублимация - переключение инстинктивной энергии Оно на процесс творчество, а также любые проявления, вызывающие разрядку напряжения в приемлемой для общества форме.
вытеснение
- сглаживание внутреннего
проекция
- бессознательный перенос
идентификация - отождествление себя с другим человеком, перенос на него желаемых чувств и качеств;
рационализация - использование только той информации, в соответствии с которой собственное поведение может быть социально одобренным;
регрессия - возврат в детство, дающий психическое состояние комфорта и защищенности.
Представления З.Фрейда и его последователей могут быть с успехом применены для анализа и объяснения различных форм индивидуального поведения.
Гештальт-психологический подход. Представители этого направления М. Вертгеймер, В Келер, К. Кофка в 1910-1930 гг. ввели в оборот понятия "гештальт" (форма, структура) - целостные, несводимые к сумме частей системные структуры сознания, и "инсайт" - внезапное понимание сути вещей, озарение. Для человека существует два мира: мир физический, лежащий за пределами переживаний, и мир переживаний. Мир переживаний также рассматривается как физиологическая реальность (биохимические процессы в мозге отражают воздействия реального мира) и как психическая реальность. Обе реальности связаны отношениями взаимно-однозначного соответствия. Сознание - это динамическое целое, поле, где единицы анализа - гештальты. Решение, принимаемое человеком, является образования гештальтов в "здесь и сейчас" складывающемся психологическом поле. Представитель этого направления К. Левин известен своей классификацией стилей управления и теорией поля, когда поведение рассматривается по аналогии с физическим полем и объясняется взаимодействием разнонаправленных динамических параметров личностных качеств и ситуации.
Бихевиористский подход. Согласно бихевиоризма (поведенческой психологии), возникшей также в начале ХХ века, психика сводится к различным формам поведения, являющихся ответной реакцией организма на воздействие внешней среды. Ключевые понятия бихевиоризма - "стимул" (раздражитель из внешней среды), "реакция" - ответ организма на раздражение и "связь" (ассоциация между стимулом и реакцией). Представители данного направления (Б. Скиннер, Э. Толмен, Н. Миллер и др.) в качестве особого направления исследований рассматривали процесс научения (learning). Посредством механизма научения приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения личности. В рамках бихевиоризма сформулированы принципы, факторы, закономерности, различные механизмы научения.
Когнитивистский подход. Сущность подхода заключается в попытке объяснить поведение при помощи преимущественно процессов восприятия и познания. Связь между процессом познания (cognition) и поведением объясняется следующим образом. Восприятие, впечатления индивида о мире своеобразно им интерпретируются, в результате чего образуются различные верования, ожидания, интересы, установки, которые и являются регуляторами поведения. Первым шагом к регуляции поведения является отнесение воспринимаемого объекта к какому-либо классу явлений (категоризация). Процесс категоризации предполагает избирательность при отнесении к той или иной категории. По мнению когнитивистов, человек может сознательно влиять на этот процесс. Основными процессами, рассматриваемыми в когнитивистской психологии, являются: перцепция (perception) - восприятие органами чувств;
аттракция
(attraction) - возникновение
Поведение и восприятие человека стремится к уменьшению диссонанса.
При этом указанные процессы протекают у различных людей индивидуально, так у них имеется различный опыт и возникают различные установки.
Гуманистический подход. Общие принципы гуманистической психологии сформулированы А. Маслоу: личность уникальна, неповторима, системна; исследования животных непригодны для понимания человека; человек изначально добр или нейтрален, а агрессия проявляется под воздействием внешней среды; человек креативен, стремится к саморазвитию, анализ устремлений не менее важен, чем анализ прошлого человека; любое воздействие на личность должно быть непрямым, косвенным.
Применение достижений гуманистической психологии в практике управления связывают со "школой человеческих отношений", в которой применение мягких, недирективных методов воздействия порой дает больший результат, чем традиционные организационно-экономические регуляторы поведения.
Экономико-психологический подход. Ключевая категория данного подхода - "экономический человек". Классическая модель экономического человека предполагает его независимость от других от других действующих на конкурентном рынке субъектов; рациональность решений; обладание полнотой информации о ситуации, в которой он действует, удовлетворяя свои потребности; стремление к максимизации своей выгоды.
В современных концепциях в качестве выгоды выступают не только экономические вознаграждения, но и социальные - статус, власть, признание и т.д. Данный подход был применен Д. Тибо и Г. Келли в анализе группового взаимодействия. Используя методы теории игр, исследователи доказали, что стороны группового взаимодействия, стремясь к индивидуальному выигрышу и не сотрудничая, получают гораздо меньше, чем если бы доверяли друг другу и стремились к взаимной выгоде.
Кроме рассмотренных выше подходов, в анализе трудового поведения используются общие подходы, характерные практически для всех управленческих дисциплин. Это системный, программно-целевой, ситуационный подходы.
Особого
рассмотрения заслуживает ситуационный
подход. В управлении поведением в
силу сложности и многоаспектности
объекта нет и не может быть
единственно верного подхода решению
проблем. Выбор методов как исследования,
так управления будет зависеть в первую
очередь от конкретной ситуации, исходя
из ее специфических особенностей. Это
требует от руководителя высокой степени
гибкости, а также соответствующих знаний,
навыков и умений. И в первую очередь руководитель
должен уметь выбрать адекватные ситуации
методы управления.
Методы исследования трудового поведения
При изучении трудового поведения используются такие методы, как: опросы (интервью, анкетирование, тестирование); сбор фиксированной информации (изучение документов и т.п.); наблюдения и эксперименты.
Интервью могут проводиться "лицом к лицу", по телефону, с использованием компьютеров. Разработано большое количество стандартизированных опросников (анкет). Например, с их помощью измеряется удовлетворенность трудом, организационный климат.
При исследовании трудового поведения широко используется метод структурированного наблюдения. Например, при наблюдении среды организации выделяются следующие элементы: помещение, обстановка, оборудование, оформление, освещение и цвет, внешний облик членов организации. Основу исследований в этой области составляют лабораторные и естественные эксперименты.
Виды социологических исследований:
Разведывательные исследования. Наиболее простой вид конкретно социологического анализа. Решает весьма ограниченные задачи, охватывает небольшие группы людей, основывается на упрощенной программе и сжатом инструментарии (понимаются различные документы по сбору первичной информации - анкеты, бланки интервью, опросные листы и т.д.) Данный метод используется для получения предварительных сведений о предмете и объекте исследований в углубленных исследованиях.
Описательные исследования. Более сложный вид конкретно социологического анализа. Предполагает получение целостного представления об изучаемом явлении, его структурных элементах. Проводится по полной достаточно подробно разработанной программе и на базе опробованного инструментария. Применяется, когда объект исследования достаточно большая группа людей (например, коллектив предприятия: люди разных профессий и возрастных категорий, разного уровня образования и т.д.).
Аналитические исследования. Наиболее углубленный вид социологического анализа. Ставит своей целью выявление причин и факторов, влияющих на исследуемые явления или процесс. Подготовка этого исследования связана с разработкой полной программы и соответствующего инструментария. Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является эксперимент. Создается экспериментальная ситуация путем изменения обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента изучается поведение задействованных факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.
Методы сбора эмпирических данных: Опрос. Наиболее распространенный вид социологического исследования. Широко используется для сбора первичной информации (90% всех социологических данных собираются с помощью этого вида). Опрос подразделяется: Анкетирование; Интервьюирование. При анкетировании заранее формируются вопросы для респондентов. Интервьюирование используется в том случае, когда последующий вопрос для респондента зависит от ответа на предыдущий вопрос.