Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 09:08, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является анализ философии Древнего Китая.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть философию Древнего Китая.
3. Проанализировать основные направления философии Древнего Китая.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 5
1.1. Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае 5
1.2. Направления философии Древнего Китая . 7
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 10
2.1. Конфуцианство. 10
2.2. Даосизм.. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 19
Контрольная ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
2
ГЛАВА I.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 5
1.1. Два
основных этапа развития философской
мысли в Древнем Китае 5
1.2. Направления философии Древнего Китая
. 7
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 10
2.1. Конфуцианство. 10
2.2. Даосизм.. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
17
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 19
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной контрольной работы является
анализ философии Древнего Китая.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной
тематике.
2. Рассмотреть философию Древнего Китая.
3. Проанализировать основные направления
философии Древнего Китая.
Предмет исследования: анализ философии
Древнего Китая.
Объект исследования: философия Древнего
Китая.
Актуальность данной тематики обусловлена
тем, что Китай - страна древней истории,
культуры, философии; уже в середине второго
тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь
(XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий
уклад хозяйства. Труд рабов, в которых
обращали захваченных пленных, использовался
в скотоводстве, в земледелии. В XII веке
до н. э. в результате войны государство
Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу,
которое оснавала свою династию, просуществовавшую
до III в. до н. э.
В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование
династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое
мировоззрение. Одно из отличительных
черт китайских мифов был зооморфный характер
действующих в них богов и духов. Многие
из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели
явное сходство с животными, птицами или
рыбами. Но Шан-ди был не только верховным
божеством, но и их родоначальником. Согласно
мифам, именно он был предком племени Инь.
Важнейшим элементом древнекитайской
религии был культ предков, который строился
на признании влияния умерших на жизнь
и судьбу потомков.
В глубокой древности, когда еще не было
ни неба, ни земли, Вселенная представляла
собой мрачный бесформенный хаос. В нем
родились два духа- инь и ян, которые занялись
упорядочением мира.
В мифах о происхождении Вселенной налицо
очень смутные, робкие зачатки натурфилософии.
Мифологическая
форма мышления, как господствующая, просуществовала
вплоть до первого
тысячелетия до н. э.
Разложение первобытнообщинного строя
и появления новой системы общественного
производства не привели к исчезновению
мифов.
Многие мифологические образы переходят
в позднейшие философские трактаты. Философы,
жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются
к мифам для того, чтобы обосновать свои
концепции истинного правления и свои
нормы правильного поведения человека.
Вместе с тем конфуцианцы осуществляют
историзацию мифов, демифологизацию сюжетов
и образов древних мифов. “Историзация
мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить
действия всех мифических персонажей,
была главной задачей конфуцианцев. Стремясь
привести мифические предания в соответствие
с догмами своего учения, конфуцианцы
не мало потрудились для того, чтобы превратить
духов в людей и для самих мифов и легенд
найти рациональное объяснение. Так миф
стали частью традиционной истории”.
Рационализированные мифы становятся
частью философских идей, учений, а персонажи
мифов - историческими личностями, используемыми
для проповеди конфуцианского учения.
Философия зарождалась в недрах мифологических
представлений, использовала их материал.
Не была исключением в этом отношении
и история древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая тесно связана
с мифологией. Однако эта связь имела некоторые
особенности, вытекавшие из специфики
мифологии в Китае. Китайские мифы предстают
прежде всего как исторические предания
о прошлых династиях, о “золотом веке”.
Китайские мифы содержат сравнительно
мало материала, отражающие взгляды китайцев
на становление мира и его взаимодействие,
взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские
идеи не занимали в китайской философии
в китайской философии главного места.
Однако все натурфилософские учения Древнего
Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”,
о “великом пределе” - тайцзи, о силах
инь и ян и даже учения о дао, ведут свое
начало от мифологических и примитивно
религиозных построений древних китайцев
о небе и земле, о “восьми стихиях”.
На ряду с появлением космогонических
концепций, в основе которых лежали силы
ян и инь, возникает наивно-материалистические
концепции, которые прежде всего были
связаны с “пятью первостихиями”: вода,
огонь, металл, земля, дерево.
Борьба за господство между царствами
привела во второй половине III в. до н. э.
к уничтожению “Сражающихся царств”
и объединению Китая в централизованное
государство под эгидой сильнейшего царства
Цинь.
Глубокие политические потрясения - распад
древнего единого государства и укрепление
отдельных царств, острая борьба между
крупными царствами за гегемонию - нашли
свое отражение в бурной идеологической
борьбе различных философско-политических
и этических школ. Этот период характеризуется
рассветом культуры и философии.
ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
1.1. Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае
Было два основных этапа развития
философской мысли в Древнем
Китае: этап зарождения философских
воззрений, который охватывает период
VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета
философской мысли - этапу соперничества
“100 школ”, который традиционно
относится к VI-III вв. до н. э.
Период складывания философских воззрений
древних народов, которые жили в бассейнах
рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до.
н.э.) и заложили основы китайской цивилизации,
по времени совпадает с аналогичным процессом
в Индии и Древней Греции. На примере возникновения
философии в этих трех районах можно проследить
общность закономерностей, по которым
шло становление, развитие человеческого
общества мировой цивилизации.
Одновременно история становления и развития
философии неразрывно связана с классовой
борьбой в обществе, отражает эту борьбу.
Противостояние философских идей отражало
борьбу различных классов в обществе,
борьбу между силами прогресса и реакцией,
цеплявшиеся за все старое освящавшее
авторитетом традиции, нерушимость и вечность
своего господства. В конечном итоге столкновения
взглядов и точек зрения выливались в
борьбу двух основных направлений в философии
- материалистического и идеалистического
- с той или иной степенью осознания и глубиной
выражения этих направлений.
Специфика китайской философии непосредственно
связана с ее особой ролью в той острой
социально-политической борьбе, которая
имела место в многочисленных государствах
Древнего Китая периодов “Весны и осени”
и “Сражающихся Царств”. Развитие социальных
отношений в Китае не привело к четкому
разделению сфер деятельности внутри
господствующих классов. В Китае своеобразное
разделение труда между политиками и философами
не было ярко выражено, что обусловило
прямую, непосредственную подчиненность
философии политической практике. Вопросы
управления обществом, отношения между
различными социальными группами, между
царствами - вот что преимущественно интересовало
философов Древнего Китая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной контрольной работы выступал
анализ философии Древнего Китая.
Были реализованы следующее зЗадачи:
1. Провести отбор литературы по данной
тематике.
2. Рассмотреть философию Древнего Китая.
3. Проанализировать основные направления
философии Древнего Китая.
И в заключение, подводя итоги, необходимо
отметить, что духовные ценности и культурные
традиции Востока характеризуются многотысячелетней
историей их развития. Обращение к ним
показывает, что трактовать историю и
культуру Востока лишь в терминах его
социально-экономической отсталости неверно.
Достижения культур, и особенно философской
мысли Востока могут быть адекватно поняты
и интерпретированы только в том случае,
если мы отнесемся к Востоку, как к самостоятельному
и самоценному феномену, а к его историческому
пути как к особому, специфическому - пусть
с замедленными по сравнению европейскими
темпами - развитию в рамках издавна сложившейся
и крайне медленно меняющейся социально-экономической
структуры.
Общность восточной философии заключается
в особых кардинальных философских установках,
в трактовке проблем натурфилософии и
онтологии, т.е. загадок мироздания и бытия.
Для Востока характерны сближение микро
и макромира, сущего и несущего, материального
и идеального, широкие семантические и
идеологические ассоциации. Адекватный
анализ классических даосско-конфуцианских
мыслей в терминах, выработанных на основе
европейской традиции с ее основным вопросом
философии в качестве основного пункта
споров, бесплоден. Попытки определить
с точки зрения основного вопроса философии
сущность школ Востока дала лишь незначительные
результаты. Это говорит о принципе взаимопроникновения
и смешения нерасчлененных оппозиций
в восточной философии. Специфика первоосновы
мышления с ее размытым в рамках широкого
семантического ареала монизмом понятий
и терминов лежит в основе призыва к гармоническому
слиянию человека с универсумом, достижение
которого является целью ряда учений.
Отсюда и акцент на сближение с природой
соединение с ней в нечто единое, общее,
цельное. Кроме того, проблемы социальной
этики, поведение человека, политическая
администрация, совершенствование мира
в соответствии со своими взглядами и
принципами - все эти вопросы находятся
вцентре рассмотрения древнекитайских
философских школ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Чанышев. Курс лекций по древней
философии. М: Высшая школа, 1981.
2. А.Е. Лукьянов. Человек и «очеловеченный»
мир в древнекитайской философии. Философия
зарубежного Востока о социальной сущности
человека: Сб. научных трудов. М.: Издательство
УДН, 1986.
3. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические
традиции в средневековом Китае. — Новосибирск:
Наука, 1989
4. Буддизм: словарь. (Абаева Л.Л., Андронов
В.П., Бакаева Э.П., и др.; Под общей ред. Жуковской
Н.Л. и др. – М.: «Республика», 1992. – 287 с.
5. Древнекитайская философия. – М.: Мысль,
1972 – Т1,Т2.
6. Китайская философия: Энциклопедический
словарь / РАН. ИДВ; гл. ред. М. Л. Титаренко.
— М.: Мысль, 1994
7. Лукьянов А. Е. Становление философии
на Востоке (Древний Китай и Индия). — М.:
ИНСАН, РМФК, 1992
8. Панфилова Т.В. Человек в мировоззрении
Востока. – М.:Знание, 1991 –64 с. – (Новое
в жизни, науке. Серия « Культура и религия»;
№5).
9. Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный
ареал. «Запад и Восток. Традиции и современность».М.,1993.
10. Цит. по: «Краснов А.Б. Учение Чжу си о
природе человека//Конфуцианство в Китае.
Проблемы теории и практики. – М.: Наука,
1982.
11. Цит. по: Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические
традиции в средневековом Китае – Новосибирск:
Наука, 1989.
12. Человек. Мыслители прошлого и настоящего
о его жизни, смерти и бессмертии. Древний
мир – эпоха Просвещения. (Редкол.: И.Т.
Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. – М. Политиздат,
1991.
13. Щуцкий Ю. К. Китайская классическая
"Книга перемен". — М.: 1960