Философия Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 09:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является анализ философии Древнего Китая.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть философию Древнего Китая.
3. Проанализировать основные направления философии Древнего Китая.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 5
1.1. Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае 5
1.2. Направления философии Древнего Китая . 7
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 10
2.1. Конфуцианство. 10
2.2. Даосизм.. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

Работа содержит 1 файл

Контрольная ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.docx

— 21.35 Кб (Скачать)

Контрольная ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ. 2 
ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 5 
1.1. Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае 5 
1.2. Направления философии Древнего Китая . 7 
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 10 
2.1. Конфуцианство. 10 
2.2. Даосизм.. 10 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

ВВЕДЕНИЕ

 
Целью данной контрольной работы является анализ философии Древнего Китая. 
Задачи: 
1. Провести отбор литературы по данной тематике. 
2. Рассмотреть философию Древнего Китая. 
3. Проанализировать основные направления философии Древнего Китая. 
Предмет исследования: анализ философии Древнего Китая. 
Объект исследования: философия Древнего Китая. 
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э. 
В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.  
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков. 
В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь и ян, которые занялись упорядочением мира. 
В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии. 
Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала вплоть до первого тысячелетия до н. э.  
Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы общественного производства не привели к исчезновению мифов. 
Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. “Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной истории”. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для проповеди конфуцианского учения. 
Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии. 
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”. 
Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”. 
На ряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежали силы ян и инь, возникает наивно-материалистические концепции, которые прежде всего были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь, металл, земля, дерево. 
Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.  
Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется рассветом культуры и философии.

ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

1.1. Два основных этапа  развития философской  мысли в Древнем  Китае

 
Было два основных этапа развития философской мысли в Древнем  Китае: этап зарождения философских  воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества  “100 школ”, который традиционно  относится к VI-III вв. до н. э. 
Период складывания философских воззрений древних народов, которые жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации. 
Одновременно история становления и развития философии неразрывно связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силами прогресса и реакцией, цеплявшиеся за все старое освящавшее авторитетом традиции, нерушимость и вечность своего господства. В конечном итоге столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных направлений в философии - материалистического и идеалистического - с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений. 
Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов “Весны и осени” и “Сражающихся Царств”. Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Целью данной контрольной работы выступал анализ философии Древнего Китая. 
Были реализованы следующее зЗадачи: 
1. Провести отбор литературы по данной тематике. 
2. Рассмотреть философию Древнего Китая. 
3. Проанализировать основные направления философии Древнего Китая. 
И в заключение, подводя итоги, необходимо отметить, что духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются многотысячелетней историей их развития. Обращение к ним показывает, что трактовать историю и культуру Востока лишь в терминах его социально-экономической отсталости неверно.  
Достижения культур, и особенно философской мысли Востока могут быть адекватно поняты и интерпретированы только в том случае, если мы отнесемся к Востоку, как к самостоятельному и самоценному феномену, а к его историческому пути как к особому, специфическому - пусть с замедленными по сравнению европейскими темпами - развитию в рамках издавна сложившейся и крайне медленно меняющейся социально-экономической структуры.  
Общность восточной философии заключается в особых кардинальных философских установках, в трактовке проблем натурфилософии и онтологии, т.е. загадок мироздания и бытия. Для Востока характерны сближение микро и макромира, сущего и несущего, материального и идеального, широкие семантические и идеологические ассоциации. Адекватный анализ классических даосско-конфуцианских мыслей в терминах, выработанных на основе европейской традиции с ее основным вопросом философии в качестве основного пункта споров, бесплоден. Попытки определить с точки зрения основного вопроса философии сущность школ Востока дала лишь незначительные результаты. Это говорит о принципе взаимопроникновения и смешения нерасчлененных оппозиций в восточной философии. Специфика первоосновы мышления с ее размытым в рамках широкого семантического ареала монизмом понятий и терминов лежит в основе призыва к гармоническому слиянию человека с универсумом, достижение которого является целью ряда учений. Отсюда и акцент на сближение с природой соединение с ней в нечто единое, общее, цельное. Кроме того, проблемы социальной этики, поведение человека, политическая администрация, совершенствование мира в соответствии со своими взглядами и принципами - все эти вопросы находятся вцентре рассмотрения древнекитайских философских школ.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
1. А. Чанышев. Курс лекций по древней философии. М: Высшая школа, 1981. 
2. А.Е. Лукьянов. Человек и «очеловеченный» мир в древнекитайской философии. Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека: Сб. научных трудов. М.: Издательство УДН, 1986. 
3. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. — Новосибирск: Наука, 1989 
4. Буддизм: словарь. (Абаева Л.Л., Андронов В.П., Бакаева Э.П., и др.; Под общей ред. Жуковской Н.Л. и др. – М.: «Республика», 1992. – 287 с.  
5. Древнекитайская философия. – М.: Мысль, 1972 – Т1,Т2. 
6. Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. ИДВ; гл. ред. М. Л. Титаренко. — М.: Мысль, 1994 
7. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). — М.: ИНСАН, РМФК, 1992 
8. Панфилова Т.В. Человек в мировоззрении Востока. – М.:Знание, 1991 –64 с. – (Новое в жизни, науке. Серия « Культура и религия»; №5). 
9. Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный ареал. «Запад и Восток. Традиции и современность».М.,1993. 
10. Цит. по: «Краснов А.Б. Учение Чжу си о природе человека//Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. – М.: Наука, 1982. 
11. Цит. по: Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае – Новосибирск: Наука, 1989. 
12. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. (Редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. – М. Политиздат, 1991. 
13. Щуцкий Ю. К. Китайская классическая "Книга перемен". — М.: 1960

Информация о работе Философия Древнего Китая