Философия Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 16:07, реферат

Описание работы

Философия (греч. phileo — люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
В отличие от иных форм мировоззренческого сознания, предшествующих философии, - мифологии и религиозного мировоззрения, — философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.

Содержание

Введение 3
1. Особенности возникновения и развития философии в Древнем Китае. 5
2. Школы и течения в древнекитайской философии 10
2.1 Философия древнего даосизма 11
2.2 Философия древнего конфуцианства 15
2.3 Воззрения школы легистов 17
Заключение 19
список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 39.79 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

                           высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия» 

Кафедра гуманитарных дисциплин 

РЕФЕРАТ 

По дисциплине «философия»

на тему «Философия Древнего Китая» 
 

                                                   Выполнил: студент 2 – го курса очной формы

               обучения факультета таможенного дела,

                                                 группа Т092 В.Ю. Лесовой 

                                                Проверил: А.И. Федорищенко,

                                                Кандидат философских наук, доцент 

                                              Оценка:_______________________________

                                              Подпись:______________________________

             «___»__________2010г. 

г.Люберцы

2010 
 

Оглавление 

Введение 3

1. Особенности возникновения и развития философии в Древнем Китае. 5

2. Школы и течения в древнекитайской философии 10

2.1 Философия древнего даосизма 11

2.2 Философия древнего конфуцианства 15

2.3 Воззрения школы легистов 17

Заключение 19

список использованной литературы 21 

  

         Введение

 

     Философия (греч. phileo — люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и  решение коренных мировоззренческих  вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

     В отличие от иных форм мировоззренческого сознания, предшествующих философии, - мифологии и религиозного мировоззрения, — философское сознание избрало  своим ориентиром не авторитет и  традицию, не слепую веру, не апелляцию  к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое  осмысление мира и человеческой жизни.

     Философия противопоставила антропоморфизму  мифологии представление о мире как о сфере действия безличных  объективных сил, а традиционности и непосредственности мифа — сознательный поиск альтернативных вариантов  подобных представлений, их взаимную критику  и принятие этих вариантов на основе логической аргументации.

     Это же стремление к выработке целостной  системы миропонимания на основе интеллекта отличает философию от религиозного сознания, с которым она в течение  многих веков находилась в тесном, порой весьма противоречивом, сложном  взаимодействии, и для которого характерно преимущественное внимание к эмоциональной  сфере мировоззрения, к тревогам и надеждам человека, к поиску веры, к стремлению к личностному общению  с абсолютом.

     Философия, таким образом, выступает как  рационально-теоретическая форма  мировоззрения. Напряженность творческих поисков философской мысли связана, прежде всего, со стремлением теоретически осмыслить проблемы взаимоотношений человека и мира, “вписанности” человека в мир, выработать такое целостное понимание мира, которое давало бы возможность включить в него человека и при этом рассматривать человека с точки зрения универсума в целом, понять его место и предназначение в природном и социальном мире.  
 

      
 
 
 

      

 

1. Особенности возникновения и развития философии в Древнем Китае.

 

     Китай- страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия  до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.

     В эпоху Шань-Инь и в начальный  период существования династии Джоу господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Оно из отличительных  черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов  и духов. Многие их китайских божеств  имели явное сходство с животными, птицами и рыбами.

     Важнейшим элементом древнекитайской религии  был культ предков, который строился на признании влияния умерших  на жизнь и судьбу потомков.

     В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли Вселенная  представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь и янь, которые занялись упорядочением мира.

     В мифах о происхождении Вселенной  налицо очень смутные, робкие зачатки  натурфилософии.

     Мифологическая  форма мышления, как господствующая, продержалась вплоть до 1 тысячелетия  до н.э.

     Разложение  первобытнообщинного строя и  появление новой системы общественного  производства не привели к исчезновению мифов.

     Многие  мифологические образы переходят в  позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в 5-3 в.в. до н.э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов- историческими личностями, используемыми для проповеди конфуцианского учения.

     Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении  и история древнекитайской философии.

     Философии Древнего Китая тесно связана  с мифологией. Однако эта связь  имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о пошлых династиях, о «золотом веке».

     Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие взгляды китайцев на становление  мира и его взаимодействие, взаимосвязь  с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии  главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних  китайцев о небе и земле, о «восьми  стихиях».

     Наряду  с появлением космогонических концепций, в основе которых лежали силы янь  и инь , возникают наивно-материалистические концепции, которые были связаны  с «пятью первостихиями»: вода, огонь, металл, земля, дерево.

     Борьба  за господство между царствами привела  во второй половине 3 века до н.э. к уничтожению  «Сражающихся царств» и объединению  Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.

     Глубокие  политический потрясения нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется  расцветом культуры и философии.

     В литературно-исторических памятниках мы встречаем определенные философские  идеи, возникшие на основе обобщения  непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако подлинный расцвет  древней китайской философии  приходится именно на период 6-3 в в. до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период происходит формирование китайских школ – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших  затем огромное влияние на все  последующее развитие китайской  философии. Именно в этот период зарождаются  те проблемы, понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.

     Два основных этапа развития философской  мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который  охватывает период 8-6 вв. до н.э., и этап расцвета философской мысли – этап соперничества «100 школ», который традиционно относится к 4-3 вв. до н.э.

     Период  складывания философских воззрений  древних народов, которые заложили основы китайской цивилизации, по времени  совпадает с аналогичным процессом  в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии  в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым  шло становление, развитие человеческого  общества мировой цивилизации.

     Одновременно  история становления и развития философии неразрывно связана с  классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние философских идей отражало борьбу различных  классов в обществе, борьбу между  силами прогресса и реакцией. В  конечном итоге столкновение взглядов и точек зрения выливалось в борьбу двух основных направлений в философии- материалистического и идеалистического – с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.

     Специфика китайской философии непосредственно  связана с ее особой ролью в  той острой социально-политической борьбе, которая имела место в  многочисленных государствах Древнего Китая периодов «Весны и осени» и  «Сражающихся царств». В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными  группами, между царствами – вот  что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.

     Другая  особенность развития китайской  философии связана с тем, что  естественнонаучные наблюдения китайских  ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного  выражения в философии, так как  философы, как правило, не считали  нужным обращаться к материалам естествознания. Единственным исключением является школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили свое существование.

     Философия и естествознание существовали в  Китае, как бы отгородившись друг от друга непроходимой стеной, что  нанесло им непоправимый ущерб. Тем  самым китайская философия лишила себя надежного источника для  формирования цельного и всестороннего  мировоззрения, а естествознание, презираемой  официальной идеологией, испытывая  трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей  оставались древние наивно-материалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.

     Этот  взгляд возник в Древнем Китае  на рубеже 4 и 5 веков и просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она  и по сей день руководствуется  этими идеями.

     Таким образом, оторванность китайской философии  от конкретных научных знаний сузило ее предмет. В силу того натурфилософские концепции, объяснения природы, а также  проблемы сущности мышления, вопросы  природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большого развития.

     Обособленность  древнекитайской философии от естествознания и неразработанность вопросов логики являются одной из главных причин того, что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства китайских  школ метод логического анализа  остался фактически неизвестным.

Информация о работе Философия Древнего Китая