Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 03:10, контрольная работа
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Философия Древнего Китая ……………………………………………………6
2. Начала философского мышления …………………………………………..….8
3. Особенности развития философии в Китае……………………………………9
4. Школы в Китайской Философии……………………………………………….12
4.1. Конфуцианство………………………………………………………………...13
4.2. Даосизм………………………………………………………………………...15
4.3. Моизм. Цзоу Янь и пять элементов……………………………………….….16
4.4. Легизм. Эклектики………………………………………………………….…17
Заключение…………………………………………………………..……….…….19
Список используемой литературы…………………………………………….….20
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ
ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра
социально-философских дисциплин, экономики
и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Философия»
Тема:
«Философия Древнего Китая»
Выполнил:
слушатель ФЗО 3 курса набора 2009 года
Щербо Р.А.
Зачетная
книжка № 113
г. Калининград
2010 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Философия Древнего Китая ……………………………………………………6
2. Начала философского мышления …………………………………………..….8
3. Особенности развития философии в Китае……………………………………9
4. Школы в
Китайской Философии……………………………
4.1. Конфуцианство……………………………………………
4.2. Даосизм……………………………………………………………
4.3. Моизм. Цзоу
Янь и пять элементов…………………………
4.4. Легизм. Эклектики………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………….….
Введение.
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.
Важнейшим
элементом древнекитайской
В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа - инь и ян, которые занялись упорядочением мира.
В
мифах о происхождении
Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала вплоть до первого тысячелетия до н. э.
Разложение
первобытнообщинного строя и
появления новой системы
Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. “Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной истории”. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для проповеди конфуцианского учения.
Философия
зарождалась в недрах мифологических
представлений, использовала их материал.
Не была исключением в этом отношении
и история древнекитайской
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.
Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”.
Наряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежали силы ян и инь, возникает наивно-материалистические концепции, которые, прежде всего, были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь, металл, земля, дерево.
Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.
Глубокие
политические потрясения - распад древнего
единого государства и
В
таких литературно - исторических памятниках
как «Ши цзин»,
«Шу цзин», мы встречаем определенные
философские идеи, возникшие на основе
обобщения непосредственной трудовой
и общественно-исторической практики
людей. Однако подлинный расцвет древней
китайской философии приходится именно
на период VI-III в до н. э., который по праву
называют золотым
веком китайской философии. Именно в
этот период появляются такие произведения
философско-социологической мысли, как
“Дао дэ цзин”, «Лунь юий», «Мо-цзы», «Мэн-цзы»,
«Чжуан-цзы». Именно в этот период выступают
со своими концепциями и идеями великие
мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы,
Сюнь-цзы. Именно в этот период происходит
формирование китайских школ - даосизма,
конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов,
оказавших затем громадное влияние на
все последующее развитие китайской философии.
Именно в этот период зарождаются те проблемы.
Те понятия и категории, которые затем
становятся традиционными для всей последующей
истории китайской философии, вплоть до
новейшего времени.
Философия
и религия древнего Китая уникальна.
Не случайно философия и религия
стоят рядом, ибо два основных
направления философии древнего
Китая – конфуцианство и
К концу II тысячелетия до н. э. на территории Китая сложился ряд самостоятельных государств, наиболее сильное из которых - Чжоу - поглотило государство Шан (Инь). Длительный и неоднородный этап, растянувшийся с XI по III век до н. э. и получивший название периода Чжоу, отмечен целым рядом важнейших культурных преобразований. Особенно значительные изменения в социальной и духовной жизни страны произошли в середине I тысячелетия до н. э. и на протяжении так называемого периода Чжаньго (Воюющих царств; У-Ш вв. дон. э.). Иньские культурные традиции к этому времени уступили место новым веяниям.
Замена к середине 1 тысячелетия до н. э. каменных и бронзовых орудий железными открыла новые возможности для развития земледелия и ремесел. Усовершенствовались ирригационные сооружения, улучшилась техника земледелия, появились в обращении монеты. В древнекитайских государствах возникли новые города. Накопились и неразрывно сплетенные с мифологией и древнейшими культами научные сведения о мире. Они воплотились в VII веке н. э. в создании лунно-солнечного календаря, а в IV веке до н. э. звездного каталога.
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому, как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое мышление. В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип иногда понимается, персонифицировано как наивысший правитель (шан-ди) но чаще он представляется словом «небо» (тянь).
Особенностью развития китайской философской мысли является влияние так называемых мудрых мужей (мудрецов) (первая половина 1-го тысячелетия до н. э.). Их имена неизвестны, но известно, что именно они начали выходить за пределы мифологического видения мира и стремились к его понятийному осмыслению.
Постановка онтологических вопросов, таким образом, определялась философско-антропологической направленностью, которая проявилась, особенно у неоконфуцианских мыслителей, в разработке проблем этической и социальной иерархизации и обосновании консервации определенных общественных отношений, способствующих образованию государства.
Китайская
философия внутренне необычайно
стабильна. Эта стабильность основывалась
на подчеркивании исключительности китайского
способа мышления, на основе которого
сформировались чувство превосходства
и нетерпимость ко всем другим философским
взглядам.
3. Особенности развития философии в Китае.
Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
Период
складывания философских
Одновременно история становления и развития философии неразрывно связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силами прогресса и реакцией, цеплявшиеся за все старое, освящавшее авторитетом традиции, нерушимость и вечность своего господства. В конечном итоге столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных направлений в философии - материалистического и идеалистического - с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.