Философия школ древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:29, реферат

Описание работы

Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями- кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма (II век до н. э.).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...…3
Философия Древнего Китая…………………………………………………….…4
Особенности развития философии Древнего Китая…………………………….7
Школы в китайской философии…………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 42.73 Кб (Скачать)
">Конфуцианство (жу цзя - школа великих книжников) - так же, как и даосизм, зародилось в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства была создана Кун-Цзы (Конфуцием). Предшественниками конфуцианцев были выходцы из

9

потомственных чиновничьих  семей, которые в случае потери официального поста 

превращались в бродячих учителей. Эти люди зарабатывали на жизнь преподаванием древних  книг, ставших впоследствии частью Тринадцатикнижия Шицзин, Шуцзин, Лицзи, а также утраченной впоследствии Юэцзин (Книга о музыке). Первым этапом конфуцианства была деятельность самого Кун-цзы, тоже принадлежавшего к  бродячим учителям. В его изложении  конфуцианство было этико-политическим учением, в котором центральное  место занимали вопросы нравственной природы человека, семьи и управления государством. Исходной для Кун-цзы  можно считать концепцию "неба" и "небесного веления", то есть судьбы. Человек, наделенный небом определенными  качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом  Дао и совершенствовать их при  помощи обучения. Цель этого совершенствования - достижение уровня "благородного мужа" (цзюнь-цзы), соблюдающего Ли - этикет.

Центральное место в учении Кун-цзы занимает концепция Жэнь (человечности) - идеальных отношений  между людьми в семье, обществе и  государстве. Основным принципом этой концепции является: "Чего не желаешь  себе, того не делай другим". На этой же базе Кун-цзы развивал свои политические концепции, выступая за четкое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить  семья. При этом Кун-цзы отвергал закон. Характерной чертой учения Кун-цзы  является антропоцентризм. Его практически  не интересуют проблема космогонии, он уделяет мало внимания духам и  потустороннему миру, хотя и считает  небо не только частью природы, но и  высшей духовной определяющей силой  в мире, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к  ним. Особое место у Кун-цзы занимала концепция Сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим  вообще. Сяо считалось основой  Жэнь и других добродетелей и самым  эффективным методом управления страной. Большое место придавалось  Юе - музыке, как лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а также Ли - этикету, правилам

10

благопристойности, регулирующим поведение человека в различных  жизненных ситуациях. Всеобщее признание  конфуцианство получило только после  смерти Кун-цзы. В отличие от даосизма, конфуцианство поддерживало китайскую  государственную иерархическую  систему. Одно из главных положений  конфуцианства - учение чжэн мин (выправление  имен), которое требовало от каждого  человека твердо помнить свое положение  в обществе. После смерти Кун-цзы  конфуцианство распалось на школы: Мэн-цзы и Сюнь-Цзы.

Даосизм — другое, не менее значимое, чем конфуцианство, и возникшее одновременно с ним философское учение Древнего Китая. Его создателем явился мистический философ Лаоцзы (или Лао Дань). Китайский писатель Лу Синь в своих сатирических сказках даже изобразил предполагаемую встречу двух великих мыслителей древности. Даосизм испытал судьбу буддизма, постепенно превратившись в религиозную секту, которая и сегодня действует в Китае. Лаоцзы приписывают авторство знаменитой книги древности — "Даодэцзин", которая, безусловно, имеет не только национальное, но и мировое значение, как яркий документ мышления древнего человека. Исследователи творчества Лаоцзы отмечают близость идей Лаоцзы и идей Гераклита, древнегреческого философа. Они жили примерно в одно время и трудно говорить о взаимовлиянии их друг на друга, но совпадения поражают воображение.

"Даодэцзин" в переводе  означает "Книга о пути и  добродетели". "Дао" означает "путь", "русло реки", "дэ" — закон поведения, образец  нравственности. Книга "Даодэцзин"  состоит из афоризмов, в которых  проводится параллель между законом  естественности и закономерностью  человеческого поведения — дэ. Трактат состоит из двух частей: в первой больше говорится  о природе, во второй — о  человеке.

"Дао" — это не  вещь, а скрытый от ощущений  человека закон изменений вещей  — "дао пусто, но, действуя, оно кажется неисчерпаемым". Небо  и земля долговечны. Дао невидимо, неслышимо и называется мельчайшим, но в действии 

11

оно непреодолимо, оно растекается  повсюду. "Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три — все существа. Все  существа носят в себе инь и  ян, наполнены ци и образуют гармонию." (Даодэцзин, 2 ч, 42.) "Ци" — это  энергия материальных частиц, мировой  эфир.

Инь – ян цзя (кит., букв. — школа инь—ян) — школа натурфилософов, одна из шести основных филос. школ Др. Китая. Разрабатывала вопросы космо- и онтогенеза, сущности и происхождения мира вещей и их связей с общественными процессами и природой человека. Возникновение школы инь—ян, очевидно, относится к началу. I тыс. до н.э. и связано с представлениями древних китайцев о дуальных силах инь и ян  и циклическом взаимодействии «пяти стихий» (у син). Однако мало самостоятельных сочинений, раскрывающих учение этой школы, не сохранилось. Фрагменты этого учения можно встретить в древних памятниках «И цзин» («Книга перемен»), «Го юй» («Речи царств»), «Люй-ши Чунь Цю» («Весны и Осени господина Люя»). Традиция приписывает создание целостного учения об инь и ян философу Цзоу Яню (305—240 до н.э.), однако сочинений последнего, в которых излагалось бы это учение, не сохранилось. Судя по фрагментарным упоминаниям о его учении в других книгах, Цзоу Янь соединил концепцию инь—ян с учением о «пяти стихиях», наделив последние моральными качествами («пятью добродетелями» — удэ), которые возникают в ходе космогенеза. Цикличность «пяти добродетелей», согласно Цзоу Яню, проявляет себя и в историческом процессе, определяя этапы расцвета и упадка правящих династий. Эту концепцию впоследствии воспринял и развил в цельную онтологокосмологическую систему виднейший представитель ханьского конфуцианства Дун Чжуншу (2 в. до н.э.). Идеи школы инь—ян широко использовались и в неоконфуцианстве, и в религиозном даосизме.

Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников».

Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба,

12

следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой  любой простолюдин имел право  дослужиться до первого министра. Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Основной вопрос разногласий между легистами: нужны ли вообще награды, или достаточно суровых наказаний? Если награды нужны, то должны ли они быть щедрыми или символическими?

Крупнейший  представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н.э.) – инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат "Шан цзюнь шу" («Книга правителя области Шан»).

Основные  идеи школы:

  1. Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.
  2. Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты.
  3. Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
  4. Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
  5. В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате "Шан цзюнь шу", «не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».
  6. Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.

 

13

  1. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.
  2. Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.
  3. Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
  4. Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
  5. За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инако¬мыслия и оглупление народа.
  6. Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.

Более поздние последователи  Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его  с даосизмом и конфуцианством.

Основные деятели  и направления:

  1. Гуань Чжун — сторонник абсолютного тотального контроля со стороны государства, вплоть до контроля сквозняков в жилищах, а также сторонник государственной помощи бедным.
  2. Шан Ян — сторонник милитаризма, превративший Цинь в одно из сильнейших княжеств, поощрял ремёсла и сельское хозяйство, в популистских целях обращал купцов в рабство, распустил всю невоенную аристократию.
  3. Вэй Лао Цзы — сторонник придания легизму большей гуманности в конфуцианском духе, остался теоретиком, считал что нужно запретить все ремёсла, не имеющие отношения к производству оружия.

14

  1. Принц Хань Фэй и Ли Сы — сторонники сочетания легизма с даосскими идеями естественности (государство не должно мешать жить своим жителям). Их идеи были приняты на вооружение Цинь Ши Хуаном.

          Моизм — (мо цзя) древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы древнекитайский мыслитель Мо цзы. В V III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию.

"Школа Мо" (мо цзя), древнекитайское философско-религиозное учение, сформировавшееся в 5-4 вв. до н.э. и получившее широкое распространение в 4-3 вв. до н.э. во многом благодаря своим популистским установкам, методологически фундированной аргументации и широкой практической деятельности его адептов, сплоченных в военно-религиозный "орден" и способных на такие радикальные акции, как массовое самоубийство  и казнь собственного сына (Фу Дунем). Создатель и единственный крупный представитель школы, названной его именем, - Мо Ди, или Мо-цзы (490-468 - 403-376 до н.э.), согласно Хуайнань-цзы, первоначально был сторонником конфуцианства, а затем выступил с его резкой критикой. От других философских течений древнего Китая моизм отличают две специфические особенности: теологизированность и организационная оформленность. После теоретического и практического разгрома моизма во второй половине 3 в. до н.э., обусловленного его собственной дезинтеграцией и антигуманитарными репрессиями при династии Цинь (221-207 до н.э.), а также конфуцианскими запретами в эпоху Хань (206 до н.э. - 220 н.э.), он продолжал существовать лишь как духовное наследие, коллективно выработанное несколькими поколениями его представителей, целиком приписанное главе школы и закрепленное в глубоком и обширном, но плохо сохранившемся трактате Мо-цзы. Учение самого Мо-цзы изложено в десяти начальных главах, названия которых отражают его основополагающие идеи: "Почитание достойных" (Шан сянь), "Почитание единения" (Шан тун), "Объединяющая любовь" (Цзянь ай), "Отрицание нападений" (Фэй гун), "Сокращение потребления" (Цзе юн), "Сокращение

15

погребальных «расходов»" (Цзе цзан), "Воля Неба", (Тянь чжи), "Духовидение" (Мин гуй), "Отрицание музыки" (Фэй юэ), "Отрицание предопределения" (Фэй мин). Все они разбиты на три схожие друг с другом части, что явилось следствием отмеченного в гл. 33 Чжуан-цзы и гл. 50 Хань Фэй-цзы разделения моистов на три направления, каждое из которых оставило свой вариант изложения общих положений.

Мин - цзя (кит., букв. школа имен, др. названия: номиналисты, софисты, диалектики, спорщики) — китайская философская школа 5—3 вв. до н.э., разрабатывавшая проблемы способов, форм, правил мышления. Главными представителями считаются Дэн Си (6 в. до н.э.), Гун-сунь Лун (сер. 4 — сер. 3 в. до н.э.) и Хуэй Ши (ок. 370 — ок. 310 до н.э.). Основным памятником школы является трактат «Гунсунь Лун-изы» (4—3 вв. до н.э.); др. сочинения или не сохранились («Хуэй-цзы»), или являются поздней подделкой («Дэн Си-цзы»). Внутри школы имен существовало два направления: «школа совпадения тождества и различия» («хэ тун и пай»), представителем которой был Хуэй Ши, и «школа отделения твердого от белого» («ли цзянь бай пай») Гунсунь Луна. О взглядах Хуэй Ши можно судить по его высказываниям в памятнике «Чжуан-цзы» (4— 3 вв. до н.э.). Центральным положением его взглядов был тезис об относительности различий между вещами и абсолютности «Великого единства» космоса. Хуэй Ши приписываются десять известных суждений, среди которых выделяются тезисы о том, что основой «расцвета различий» является «расцвет тождества», что «все вещи в конце концов едины и в конце концов различны» — это называется «большое подобие и различие». Хуэй Ши приписывались и парадоксы: «Царство Юэ не имеет границы — и все же имеет границу»; «Небо находится на одном уровне с Землей, горы находятся на одном уровне с озерами»; «Солнце, будучи в зените, уже заходит»; «Рождаясь, вещь умирает»; «Отправляюсь в Юэ сегодня, а прибываю туда вчера» и др. Школа Гунсунь Луна сосредоточила внимание на вопросе о связи «имени» (мин) и «реалии» (ши), а также формы вещей и их свойств. Философ признавал реальное существование вещей и их качеств, которые выступают как

16

самостоятельные сущности, разнородно воспринимаемые органами чувств. Реалии же, по Гунсунь Луну, должны быть именованы каждая однозначно, т.е. каждой конкретной реальной вещи должно соответствовать  одно имя/название. В сжатой форме  это положение философ выразил  в ставших знаменитыми постулатах «белая лошадь не есть лошадь» и  «твердый и белый камень суть два  камня». Разъясняя их смысл, Гунсунь  Лун указывал, что слово «лошадь» означает только определенную «телесную  форму», а слово «белая» — определенный цвет, «белизну», которая не является определяющим признаком общего понятия  «лошадь». Точно так же обосновывал  Гунсунь Лун и др. тезис —  о разделении понятий «твердый камень»  и «белый камень», обусловленном  спецификой чувственного восприятия вещей  человеком. Взгляды философов школы  имен не оказали заметного влияния на последующее развитие китайской философии.

Информация о работе Философия школ древнего Китая