Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:18, реферат
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штутгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, в 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал в Йенском университете. С 1816 г. Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. – Берлинского, где некоторое время был и его ректором.
Введение 3
Метод философии Гегеля 5
Философия права Гегеля 13
Заключение 22
Литература 23
Количество, по Гегелю, есть определённость, «безразличная для бытия», внешняя определённость вещи. Качество есть внутренняя определённость вещи.
Качество и количество не могут существовать изолированно друг от друга, так как любая вещь есть определённо и качественная величина, качественно определённое качество.
Синтезом качественной и количественной определённости выступает мера.
Каждая вещь, поскольку она качественно определённая, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок, как сложное диалектическое состояние. Скачок – это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового ещё нет, и одновременно, прежнее качество ещё есть, а новое – уже есть. Например, так благодаря количественным изменениям мера оказывается превзойдённой и в результате появляется нечто совершенно иное, а именно преступление. Качественный скачок может превратить право в несправедливость, добродетель – в порок.
Второй закон диалектики – закон взаимопроникновения противоположностей, вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон. Для характеристики этого закона Гегель рассматривает такие понятия, как:
- тождество – равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу;
-
различие – отношение
противоположности - взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга;
- противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.
При раскрытии действия этого закона Гегель подчёркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет свою иную противоположность и существует эта её противоположность. Гегель доказывал это на примере таких явлений, как магнетизм, электричество. «Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом южный. Точно так же и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида».
Другой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями.
«Противоречие – вот что на самом деле движет миром и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить».
«Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».
Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.
Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.
Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания, отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития.
Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Отрицание, по Гегелю, обладает диалектической природой, именно представляет собой единство трёх основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.
Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эта цикличность связана с прохождением в процессе развития трёх стадий:
-
утверждение или положение (
-
отрицание или
-
отрицание отрицания, снятие
Процесс отрицания отрицания не складывается так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых его предыдущих мыслей, как противоположностей, вляетс движущей силой дальнейшего развития логического процесса. Действие этого закона Гегеля иллюстрирует на примере роста растения. Берём, например, зёрнышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зёрнышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и даёт новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.
Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придаёт цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя всё лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.
Помимо
диалектического истолкования категорий
и разработки трёх законов, диалектический
метод Гегеля включает в себя принципы
анализа действительности, как восхождения
от абстрактного к конкретному, соответствие
исторического и логического, всестороннего.
Это наследие вошло в сокровищницу мировой
философской мысли.
ФИЛОСОФИЯ
ПРАВА ГЕГЕЛЯ
Право, с точки зрения Гегеля, есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли».
Понятие права значительно
В положении Гегеля о том,
что через индивидуальную волю
отдельного лица
Рассмотрение процесса
В «философии права» как
Философия права в качестве части философии имеет «определённую исходную точку, которая есть результат и истина того, что ей предшествует и что составляет её так называемое доказательство. Поэтому понятие права по своему становлению трактуется вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся и его следует принимать как должное».
«Философская
наука о праве, - отмечает Гегель,
- имеет своим предметом идею права
– понятие права и его
Идея права как предмет философии права означает единство понятия права и наличного бытия права, получаемого в ходе объективации понятия права.
Свою
концепцию философии права
Задача философии права, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие. Эта понятийная трактовка права, «философия права», содержит систему объективных формообразований, которые получаются в процессе саморазвёртывания понятия права при диалектическом его восхождении от абстрактного к конкретному. Без уяснения особого смысла категории «понятие» невозможно понять ни один из разделов гегелевской философии.
Философия, поясняет Гегель, «есть наивысший способ постижения абсолютной идеи, потому что её способ есть наивысший – понятие».
Абсолютная идея, как «единственный предмет и содержание философии», имеет различные формации (по Гегелю это самоопределения и обособления абсолютной идеи) и философское постижение их – «дело особенных философских наук». Такой «особенной философской наукой» является и «философия права».
Понятие
«право» употребляется в
1. На ступени объективного духа, где всё развитие определяется идеей свободы – «свобода» и «право» выражают единый смысл.
2. Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).
Конкретизация понятия права есть определённое наличное бытие свободы, а значит, и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.
Последующее «особое право», диалектически «снимающее» предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичнее и сильнее более абстрактного.
На вершине «особых прав» стоит право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, её совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как, по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.
3. Право как закон (позитивное право) является одним из «особых прав».
Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право».
Превращение права в себе в закон путём законодательства придаёт праву форму всеобщности и подлинной определённости. Предметом законодательства может быть лишь внимание стороны гегелевских отношений. Различая право и закон, Гегель в то же время стремится исключить их противопоставление. Гегель признаёт, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не всё данное в форме закона есть право. В гегелевской философии речь идёт о внутреннем различении одного и того же понятия права на разных ступенях её конкретизации.
«То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, - подчёркивал он, - является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу».
Закон (по понятию) – это конкретная форма выражения права. Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.
Специфика философии права Гегеля проявляет себя не в развёртывании признаваемого им принципа различения права и закона в некую независимо от позитивного права действующую и ему критически противостоящую систему естественного права. Напротив, Гегель стремится доказать неистинность и недействительность такой трактовки различия права и закона.