Философия права Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штутгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, в 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал в Йенском университете. С 1816 г. Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. – Берлинского, где некоторое время был и его ректором.

Содержание

Введение 3
Метод философии Гегеля 5
Философия права Гегеля 13
Заключение 22
Литература 23

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

               Количество, по Гегелю, есть определённость, «безразличная  для бытия», внешняя определённость вещи. Качество есть внутренняя определённость вещи.

          Качество  и количество не могут существовать изолированно друг от друга, так как любая вещь есть определённо и качественная величина, качественно определённое качество.

          Синтезом  качественной и количественной определённости выступает мера.

          Каждая  вещь, поскольку она качественно  определённая, есть мера. Нарушение  меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок, как сложное диалектическое состояние. Скачок – это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового ещё нет, и одновременно, прежнее качество ещё есть, а новое – уже есть. Например, так благодаря количественным изменениям мера оказывается превзойдённой и в результате появляется нечто совершенно иное, а именно преступление. Качественный скачок может превратить право в несправедливость, добродетель – в порок.

         Второй  закон диалектики – закон взаимопроникновения противоположностей, вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон. Для характеристики этого закона Гегель рассматривает такие понятия, как:

               - тождество – равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу;

          - различие – отношение неравенства  объекта самому себе или объектов  друг другу;

          противоположности - взаимоотношения таких сторон объекта  или объектов друг с другом, которые  коренным образом отличаются друг от друга;

          - противоречие – это процесс  взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

         При раскрытии действия этого закона Гегель подчёркивал существование  связи и взаимодействия между  противоположностями, доказывая, что  они движущиеся, взаимосвязанные  и взаимодействующие тенденции  и моменты, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет свою иную противоположность и существует эта её противоположность. Гегель доказывал это на примере таких явлений, как магнетизм, электричество. «Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом южный. Точно так же и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида».

         Другой  стороной  диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны  единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии  взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями.

          «Противоречие – вот что на самом деле движет миром и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить».

          «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в  самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».

          Развитие  представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.

          Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

          Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания, отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития.

          Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного  состояния в другое. Отрицание, по Гегелю, обладает диалектической природой, именно представляет собой единство трёх основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

          Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и  характеризует цикличность развития. Эта цикличность связана с прохождением в процессе развития трёх стадий:

          - утверждение или положение (тезис);

          - отрицание или противоположение  этого утверждения (антитезис);

          - отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

          Процесс отрицания отрицания не складывается так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой  себе и, наконец, сменяется синтезирующей  высшей мыслью, в которой борьба снятых его предыдущих мыслей, как  противоположностей, вляетс движущей силой дальнейшего развития логического процесса. Действие этого закона Гегеля иллюстрирует на примере роста растения. Берём, например, зёрнышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зёрнышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и даёт новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.

          Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придаёт цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя всё лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.

          Помимо  диалектического истолкования категорий  и разработки трёх законов, диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности, как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всестороннего. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ГЕГЕЛЯ 

       Право, с точки зрения Гегеля, есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит  в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли».

          Понятие права значительно более  широко, чем юридическое понятие  о праве, оно охватывает «наличное бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей, с точки зрения Гегеля, творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создаёт объективный мир свободы, то есть право.

           В положении Гегеля о том,  что через индивидуальную волю  отдельного лица осуществляется  всеобщая воля, можно видеть отражение  в идеалистически извращённой  форме представления о зависимости  индивидуального сознания от общественного сознания.

           Рассмотрение процесса осуществления  якобы подлинной свободы в  действительности не является  в учении Гегеля предметом  философии права.

            В «философии права» как составной  части системы гегелевской философии  развитие духа даётся через развитие диалектического движения понятия права от его абстрактных форм до конкретных – от абстрактного права к моральности, а затем к нравственности ( семье, гражданскому обществу и государству).

            Философия права в качестве части философии имеет «определённую исходную точку, которая есть результат и истина того, что ей предшествует и что составляет её так называемое доказательство. Поэтому понятие права по своему становлению трактуется вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся и его следует принимать как должное».

          «Философская  наука о праве, - отмечает Гегель, - имеет своим предметом идею права  – понятие права и его осуществление». Идея права, которая и есть свобода, по замыслу и исполнению Гегеля, развёртывается в мир права, её сфера объективного духа предстаёт как идеальная правовая деятельность – объективация форм права т свободы.

          Идея  права как предмет философии  права означает единство понятия  права и наличного бытия права, получаемого в ходе объективации понятия права.

          Свою  концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, а занимаясь  позитивным правом (законодательством), имеет дело по его характеристике, лишь с противоречиями.

          Задача  философии права, по Гегелю, состоит  в постижении мыслей, лежащих в  основании права, а подлинная  мысль о праве есть его понятие. Эта понятийная трактовка права, «философия права», содержит систему объективных формообразований, которые получаются в процессе саморазвёртывания понятия права при диалектическом его восхождении от абстрактного к конкретному. Без уяснения особого смысла категории «понятие» невозможно понять ни один из разделов гегелевской философии.

          Философия, поясняет Гегель, «есть наивысший способ постижения абсолютной идеи, потому что её способ есть наивысший – понятие».

          Абсолютная  идея, как «единственный предмет  и содержание философии», имеет различные  формации (по Гегелю это самоопределения  и обособления абсолютной идеи) и  философское постижение их – «дело особенных философских наук». Такой «особенной философской наукой» является и «философия права».

          Понятие «право» употребляется в гегелевской  философии права в следующих  основных значениях:

    1. право как свобода (идея права);
  1. право как определённая ступень и форма свободы (особое право);
    1. право как закон (позитивное право).

         1.  На ступени объективного духа, где всё развитие определяется   идеей свободы – «свобода» и «право» выражают единый смысл.

         2.   Система права как царство  реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).

         Конкретизация понятия права есть определённое наличное бытие свободы, а значит, и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.

         Последующее «особое право», диалектически «снимающее»  предыдущее, более абстрактное «особое  право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичнее и сильнее более абстрактного.

         На  вершине «особых прав» стоит  право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в  реальной действительности «особые  права» всех ступеней (личности, её совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как, по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.

              3.  Право как закон (позитивное  право) является одним из «особых прав».

          Гегель  пишет: «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, что  есть и признано правом, как закон; посредством этого определения  право есть вообще позитивное право».

          Превращение права в себе в закон путём  законодательства придаёт праву  форму всеобщности и подлинной  определённости. Предметом законодательства может быть лишь внимание стороны  гегелевских отношений. Различая право и закон, Гегель в то же время стремится исключить их противопоставление. Гегель признаёт, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не всё данное в форме закона есть право. В гегелевской философии речь идёт о внутреннем различении одного и того же понятия права на разных ступенях её конкретизации.

          «То обстоятельство, что насилие и  тирания могут быть элементом  позитивного права, - подчёркивал  он, - является для него чем-то случайным  и не затрагивает его природу».

          Закон (по понятию) – это конкретная форма выражения права. Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.

          Специфика философии права Гегеля проявляет  себя не в развёртывании признаваемого  им принципа различения права и закона в некую независимо от позитивного права действующую и ему критически противостоящую систему естественного права. Напротив, Гегель стремится доказать неистинность и недействительность такой трактовки различия права и закона.

Информация о работе Философия права Гегеля