Философия права Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штутгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, в 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал в Йенском университете. С 1816 г. Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. – Берлинского, где некоторое время был и его ректором.

Содержание

Введение 3
Метод философии Гегеля 5
Философия права Гегеля 13
Заключение 22
Литература 23

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

          Предметом гегелевского философского рассмотрения является лишь идеальное (право и закон едины по своей идеальной природе).

          Гегель  утверждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни, но вместе с тем отмечает, что чисто историческое исследование и сравнительно-историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его.

          Исторический  материал, не будучи сам по себе философски-разумным, приобретает в гегелевской концепции философское значение лишь тогда, когда он раскрывается как момент развития философского понятия.

          В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными  уровнями развития понятия права являются:

          1) абстрактное право;

          2) мораль;

          3) нравственность.

       1. Сфера абстрактного, или формального, права есть область непосредственного внешнего самоопределения воли отдельной личности, внешнее наличное бытие свободы воли.

          2.  Сфера морали есть внутреннее наличное бытие воли, внутреннее самоопределение воли отдельной личности, находящее своё выражение в её действиях.

          3. Сфера нравственности есть область  конкретного единства внешнего  внутреннего бытия свободы, абстрактного  права и морали. В этой сфере всеобщее, разумное, подлинная свобода получает своё существование и в системе общественных отношений, и в самоопределении воли отдельного лица, действующего согласно требованиям разумного порядка.

          Эти три этапа в развитии понятия  права осуществляют общий путь развития понятия в гегелевской философии.

          Процесс развития понятия права определялся  развитием самих категорий гегелевской  идеалистической диалектики. При  этом задача философии права понять работу разума в развитии идеи права, наше субъективное мышление с точки зрения лишь как бы наблюдает за развитием идеи, как собственной работой разума. Дело науки заключается в том, чтобы понять эту «самостоятельную работу разума предмета».

          Маркс в «Святом семействе» указывал на эту черту всей гегелевской философии: «Истина… для Гегеля, автомат, который сам себя доказывает». Человеку остаётся следовать за ней, результат действительного развития есть не что иное, как доказанная, то есть доведённая до сознания истина».

          Абстрактное право – первая ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. В основе права – свобода отдельного человека. «Личность начинается только здесь, поскольку субъект имеет самосознание о себе не только вообще, как о конкретном и каким-то образом определённом «я», а скорее имеет самосознание о себе, как о совершенно абстрактном «я».

          Понятие о личности представляет собой основу абстрактного права. «Будь лицом  и уважай других в качестве лиц» - является основной заповедью абстрактного права. Тем самым абстрактное  право предполагает определённые отношения между отдельными личностями».

          Понятие Гегеля об абстрактном праве было абстрактным понятием о правоотношениях, свойственных буржуазному обществу, которое обосновывается Гегелем  на почве объективного идеализма, как  определённый этап в процессе диалектического развития духа. Понятие абстрактного права есть лишь наименее развитое понятие о праве и не является ещё истинным. «Абстрактное понятие о праве и не является ещё истинным. «Абстрактное понятие права содержит в себе, как в зародыше, все более конкретные правовые определения, правда, содержатся в нём, но вместе с тем только содержатся: они суть только в себе и ещё не развиты в самих себе в целостность».

          Необходимым моментом в осуществлении разума является, по Гегелю, договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица – владельцы частной собственности, так как сам разум, дух делает необходимым, чтобы люди дарили, обменивали, торговали и так далее. Принадлежащие буржуазному обществу юридические институты и правовые представления Гегель объявляет абсолютной необходимостью разума.

          Для договора являются, по мнению Гегеля, характерными 3 момента:

         1. Договор зависит от произвола особенной воли, воли отдельного собственника.

  1. Достигнутая в договоре путём соглашения тождественная воля обоих собственников есть лишь общая воля, но не в себе и для себя сущая воля, не всеобщая воля.
  2. Предметом договора могут быть лишь только единичные вещи, ибо только отчуждение их подчинено голому произволу отдельного собственника.

         В силу последнего основания Гегель отвергает взгляды на брак, как на своеобразный договор и считает, что такой подход к браку противоречит человеческому достоинству. Также Гегель отвергает договорную теорию государства. «Привнесение договорного отношения, так же как и отношений частной собственности вообще, в государственные отношения привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности».

               Следующим моментом учения об абстрактном праве являются гегелевские суждения о неправде, принуждении. Отношение права в себе, всеобщей воли к особенной воле отдельного лица, как оно выражено в договоре, Гегель рассматривает как отношение сущности к явлению. Это явление права, переходит в неправде в видимость права, то есть нечто объективно существующее, но не имеющее опоры в сущности. Это и есть внешнее существование, которое не соответствует сущности.

          Отрицание видимости, её исчезновение показывает власть сущности над видимостью, её силу, её действительность. В результате отрицания видимости достигается  единство между сущностью и явлением. Оно превращается в действительность. «Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования».

               Право восстанавливается  и утверждается путём отрицания  неправды.

          Неправда  есть такая видимость, и через её исчезновение право получает определение некоего прочного и имеющего силу, и если раньше оно обладало лишь непосредственным бытием, то теперь становится действительным, возвратившись из своего отрицания.

               Гегель различает: гражданская неправда (простодушная) – лицо не сознаёт наличия в его действиях неправомерности, лишь видимости права, ошибочно принимая неправду за настоящее, подлинное право.

               Называя гражданскую  неправду простым отрицательным  суждением, Гегель хочет сказать, что  в гражданской неправде не отрицается обладание данной личностью правом вообще, а отрицается лишь данное, особенное право личности.

          Гражданская неправда есть самая незначительная неправда, так как здесь отрицается лишь особенное, всеобщая воля полностью  признаётся и уважается данным лицом. «Если я говорю: роза не красна, то я всё-таки признаю, что она обладает цветом. Я поэтому не отрицаю розу, а отрицаю лишь особенное, красный цвет. Точно так же каждое лицо хочет правого и добивается тог, чтобы с ним поступили согласно праву. Его неправда лишь в том, что оно признаёт правом то, чего оно добивается».

            Второй формой неправды, по учению Гегеля, является обман.

               В обмане особенная  воля обманутого лица не нарушается, так  как его заставляют верить, что  с ним поступают согласно праву, то что выставляется как подлинное право, на самом деле лишь кажущееся право, оно не является объективно в себе сущим правом, а представляет собой лишь нечто субъективное.

          Преступление  с точки зрения Гегеля есть нечто  неразумное, неистинное также и потому, что оно противоречит понятию человека как существа разумного, могущего действовать подлинно свободно.

          Преступление  есть такая неправда, которую человек  насильственно и открыто ставит на место «права в себе». В связи  с этим Гегель писал, что вор не создаёт внешней видимости права, которое создаётся в обмане. Кто совершает преступление, например воровство, тот отрицает не только особенное право другого лица на эту определённую вещь, и отрицает вообще его право, и вора поэтому не только обязывают отдать назад украденную им вещь, но и, кроме того, подвергают ещё наказанию, потому что он нарушает право как таковое, т.е. право вообще».

         Согласно  этому наказание является не только средством восстановлении нарушенного  права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии – поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание, по гегелевской схеме, конкретизация понятия права и морали. На этой ступени, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит лишь в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.

         Абстрактное право и мораль являются двумя  односторонними моментами, которые  приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется  в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние  на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для  обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.

         Гегель, говоря о том, что философия способна лишь понять, но не омолодить некую  устаревшую форму жизни, уходящую в  прошлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полёт лишь с наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков после начала своего полёта эта, птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстаёт уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов, приобретая всё новый и новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не исчерпана, поскольку жизнь гегелевской философии права – в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью – продолжается. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ЛИТЕРАТУРА 

    1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М.: Центр.
    2. Философия: Учебное пособие для вузов.
    3. Алексеев П.В. История философии.
    4. Алексеев П.В., Панин А. В. Введение в философию.

Информация о работе Философия права Гегеля