Философия права Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:19, реферат

Описание работы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), по существу, является родоначальником философии права как систематизированного научно-философского знания. «Философия права» - одна из основных работ, в которой автор реализовал, применительно к праву, свою главную философскую концепцию – учение о диалектике как наиболее полном развитии.

Работа содержит 1 файл

Гегель.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

Философия права Гегеля. 

   Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), по существу, является родоначальником  философии права как систематизированного научно-философского знания. «Философия права» - одна из основных работ, в которой  автор реализовал, применительно к праву, свою главную философскую концепцию – учение о диалектике как наиболее полном развитии.

   По  Гегелю, тремя основными ступенями  диалектически развивающегося духа являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный  дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).

   Всю гегелевскую триаду пронизывает  идея философии свободы. Под субъективным духом он понимал свободу личности «в-себе»; под объективным – свободу не только «в-себе», но и «для-себя», т.е. как наличное бытие. И если свобода «в-себе» - лишь идея права, то свобода «в-себе и для-себя» - это правовая реальность как инобытие идеи права.

   Поэтому Гегель и рассматривал философию  права как науку о свободе, как философское осмысление всего, что связано с правом, долженствованием, нормативностью.

   Задача  философии права – постичь  то, что есть, поскольку последнее  и есть, по Гегелю, разум. В Предисловии  к «Философии права» подчеркивается, что основная задача философии права  – познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть.

   Философия права – часть философии, и  в качестве таковой она имеет  определенную исходную точку, которая  и есть результат того, что предшествовало и что составляет ее так называемое доказательство. Понятие права трактуется поэтому вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся, и его нужно принять как данное.

   В целом  «Философия права» построена  по триадической схеме, согласно которой, само право существует в трех ипостасях: идея права, которая проявляется как свобода воли; особое право – как конкретные права социальных субъектов: личности, семьи, государства; позитивное право – как закон. 

   2. Диалектическое развитие идеи права.

   Предметом философии права Гегель считал только первую его ипостась, то есть идею права. В процессе своего диалектического развития идея права проходит несколько ступеней: 

     Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Право как таковое здесь формальное, абстрактное право абстрактного лица. Человек выступает в качестве совершенно абстрактного и свободного «я». Личность, как подчеркивает Гегель, подразумевает «вообще правоспособность». На этой стадии еще нет позитивных законов, здесь действует принцип «будь лицом и уважай других в качестве лица».

   Гегель  обосновывает формальное, правовое равенство  людей: люди равны именно как свободные  личности, равны в одинаковом праве  на частную собственность, но не в  размере владения собственностью. Требование же фактического равенства расценивается им как неразумная точка зрения, пустая и поверхностная рассудочность. Личность реализует свою свободу в отношениях собственности, по поводу которых идет дальнейшее развитие идеи права – к договору. Однако случайность договорных связей может породить видимость права, право против нарушенного права, или проще «не-право». К основным формам «не-права» Гегель относит: непреднамеренное нарушение права, обман, преступление.

   В обмане свободная воля обманутого лица не нарушается, так как его заставляют верить, что с ним поступают согласно праву, а то, что выставляется как подлинное право, на самом деле лишь кажущееся право, оно не является объективно в себе сущим правом, а представляет собой лишь нечто субъективное.

   Преступление, с точки зрения Гегеля, есть нечто неразумное, неистинное также и потому, что оно противоречит понятию человека как существа разумного, могущего действовать подлинно свободно. Преступление есть такая неправда, которую человек насильственно и открыто ставит на место «права в себе». Кто совершает какое-либо преступление, тот отрицает не только особенное право другого лица, но и отрицает вообще его право.

   Наказание понимается Гегелем не только как  средство и орудие восстановления нарушенного  права, но и как право самого преступника, заложенное уже в его деянии как в поступке свободной личности. Отвергая грубую форму талиона и мести, Гегель исходит из необходимости равенства между наказанием и преступлением.

   Снятие  преступления через наказание приводит, по Гегелю, к морали.

   Моральность проявляется уже не в мыслях, а в делах, ибо человек имеет право на свободу поступка. Благодаря моральной свободе он обретает возможность различить добро и зло и сделать свободный выбор. Основными формами моральности Гегель называет умысле и вину, намерение и благо, добро и совесть. В самом общем виде сфера моральности – это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло.

   Нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром, то есть идея свободы. В отличие от абстрактного права и морали, нравственность уже не абстрактна, а конкретна и действительна, она и есть действительный дух. Это уровень развития свободы, ставшей природой (семьей), формальной общностью (гражданском обществом), и, наконец, органической действительностью (государственным устройством).

   Понимая семью, как непосредственную субстанциональность  духа, Гегель акцентирует внимание на нравственной стороне брака и  призывает законодателя в высшей степени затруднить его расторжение. Предназначение женщины реализуется  в семье и браке. Гегель – противник равноправия женщин с мужчинами в социально-политической и государственно-правовой  сферах.

   Под гражданским обществом Гегель понимал  социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя цель, все другие – суть ничто. Субстанцией личности в гражданском обществе является частная собственность. Своеобразие потребностей и возможностей их удовлетворения выступает основанием для разделения труда, возникновения формальной культуры, образования различных сословий и формального права.

   Государство завершает развитее идеи права и  является высшей формой нравственности. Право в государстве может  быть внутренним (конституция), внешним  и всемирным (народный дух, подлинная  нравственность).

   Всю сферу права Гегель рассматривал через призму свободы: право – это свобода, произвол – это смешение свободы и несвободы, а закон – это разум и свобода. Любые проявления свободы (в том числе и право) имеют различную степень абстрактности, но в своей совокупности, посредством своего «снятия» дают возможность реализовывать свободу как «благо в его определенной особенности». Именно во благе в итоге аккумулируется и воплощается любое проявление свободы – свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства.

   Право и свобода у Гегеля неразрывны и зависят от устоев общества. Более того, именно право отражает состояние общества. Если положение общества нестабильно, то суровые наказания призваны укрепить его, а если экономически и политически благополучно, оно снисходительно относится к правонарушениям. Отсюда следует вывод: право необходимо рассматривать в развитии, во взаимосвязи с другими социальными феноменами, то есть диалектически. 
 

   Список  использованной литературы. 

  1. Гегель  Г.В.Ф. Философия права. М., 1999
  2. Иконникова Г.И. Философия права: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по нефилософским специальностям. М., 2007
  3. Нерсесянц В.С. Гегель. М., 1979
  4. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Спб., 2000
  5. Пионтковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1993

Информация о работе Философия права Гегеля