Философия права Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штутгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, в 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал в Йенском университете. С 1816 г. Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. – Берлинского, где некоторое время был и его ректором.

Содержание

Введение 3
Метод философии Гегеля 5
Философия права Гегеля 13
Заключение 22
Литература 23

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

План 

     Введение                                                                                                                   3

  1. Метод философии Гегеля                                                                                  5
  2. Философия права Гегеля                                                                                   13                                                                  

    Заключение                                                                                                              22

    Литература                                                                                                               23 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

         Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штутгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, в 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал в Йенском университете. С 1816 г. Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. – Берлинского, где некоторое время был и его ректором.

         Уже в студенческие годы Гегель был занят  творческим освоением и осмыслением  достижений предшествующей политической и правовой философии. Философия права Гегеля – одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.

         Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошёл значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

         Он  открыл и обосновал с позиции  объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания её антиподу, метафизике, так как, по его мнению, явление не менее объективно, чем сущность.

         В своём учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве на разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождение разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.

         Гегель  первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредованную трудом систему потребностей, покоящуюся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

         Высшим  моментом идеи государства Гегель представляет идеализацию суверенитета. Гегель выделил  национальную сущность государства, поделив  всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивая при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. МЕТОД  ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ 

          При выработке основных принципов своих  учений Гегель использовал важнейшие выводы философских систем древнего мира и нового времени, естественных и общественных наук. Обобщая предшествующие системы, он критически развивал своевременно истолковывал элементы философских воззрений Вольфа, Спинозы, Лейбница, Канта, Рихте, Шеллинга. Философия Гегеля – максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы, мышления, то есть законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой – диалектической логики. На вопрос, откуда взялись эти законы, Гегель отвечает просто: это мысли Бога до сотворения мира. Логика есть изображение Бога каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа.

          Гегель  считал материализм беспорядочным неправомерным направлением.

          Философская система делится Гегелем на три  части: 1) логика; 2) философия природы; 3) философия духа.

          Исходным  пунктом философии Гегеля выступает  тождество мышления (сознания) и  бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысл Гегелевского положения о конкретном тождестве.

          Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего, и выступает оно как абсолютная идея, которая непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному – общий принцип развития.

          Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает  узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство, тождество диалектики, логики и теории познания.

          Гегелю  присущ гносеологический оптимизм, убеждение  в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, отсюда вывод: всё действительное разумно, всё разумное действительно. Гегель полагал, что существующее разумно, именно когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность.

          Второй  ступенью развития абсолютной идеи, её инобытия. Поражённая духом, природа  не имеет независимого от него существования.

          Третья  ступень гегелевской системы  – философия духа. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается  от природных уз и находит своё выражение в абсолютном духе.

              Саморазвитие духа идёт по  трём ступеням:

    1. «субъективный дух» - индивидуальное человеческое сознание;
    2. «объективный дух» - человеческое общество, и три главные формы: право, нравственность, государство;
    3. «абсолютный дух» - включает искусство, религию, философию.

         Дух есть нечто единое и целое, но находящееся  в процессе развития, перехода от низменного к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

         С точки зрения Гегеля мир – совокупность природы и духа,     находящихся не вне абсолютного (абсолютного духа), а в нём самом. Саморазвитие мира есть история абсолютного духа; признание этого Гегелем влекло за собой важный в методическом отношении вывод для построения всей гегелевской философии – способ, каким может быть познано абсолютное, вовсе не должен быть принципиально иным, чем способ познания мира природы в мире духа.

         В философии Гегеля триада выполняет  не только методологическую функцию, но и функцию системосозидающую. Это  не только содержательный принцип, или  закон диалектики, как способ построения системы. Вся структура гегелевской  философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с требованиями триады.

          Разрабатывая свою теорию диалектики, Гегель исходит из идеи единства диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права, политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Логическое изображение, подчёркивает Гегель, есть «всеобщий способ, в котором все остальные способы сняты и заключены». Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что один объект (в том числе государственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу) сопротивления.

          Философский подход Гегеля к сфере объективного духа (общество, государство, право  и т.д.) предполагает реализацию принципов, моделей и правил его диалектики в данной предметной области исследования, поскольку «сам метод расширяется в систему».

          Философия права по Гегелю не имеет своих  специфических методов исследования.

         Постановка  и решение Гегелем вопроса  о предмете и методе философии  права опирается на диалектику в  её спекулятивно-идеалистической форме, метод предопределяет понятийный характер предмета исследования и по существу не исследует объект, а создаёт его, предмет же исследования сводится к понятийному аппарату метода, то есть тождества предмета и метода. Гегелевская философия права означает равенство их понятийного содержания.

          «Мистификация, которую претерпела диалектика в  руках Гегеля, - писал Маркс, - отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение её всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо её поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

          Движение  сознания – это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последняя ступень заключает  в себе предыдущие, воспроизведя их на новом более высоком уровне, в то же время последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектического пути развития.

          Диалектический  идеализм, то есть сочетание научного воззрения с воззрением в принципе ненаучном, является парадоксом всемирно-исторического масштаба, небывалым по своим параметрам взаимопроникновением истинного и ложного, подлинного и мнимого, сущности и видимости. Отсюда и противоречие между системой и методом Гегеля, которое отнюдь не исключает их единства.

          Диалектика  с её борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности.

          Специфическая диалектика политико-правовой сферы  в гегелевской философии права  проявляется окольным путём. То, что  Гегелем обозначается в качестве ступени объективного духа, есть особая сфера со специфическим смыслом и содержанием. В силу этого логико-гносеологический смысл понятий и закономерностей их движения, из которого сознательно исходит Гегель в ходе исследования права, государства, политики, неизбежно трансформируется и приобретает иные, новые характеристики и значения, обусловленные своеобразием исследуемого материала специфическим содержанием, собственной логикой предмета рассмотрения.

          В сфере философии права диалектический метод развёртывается в систему  теоретических конструкций, с помощью  которых обосновываются определённые политико-правовые взгляды.

          Сам Гегель подчёркивал своеобразие  собственного философского рассмотрения проблем права и государства  и акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового  учения. «При мысли о государстве, - подчёркивал он, - нужно иметь в виду не особенные государства и особенные учреждения, а скорее идею самое по себе, этого действительного Бога».

          Гегель  характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.

         Первый  закон – закон перехода количественных изменений в качественные.

          Гегель  дал определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи.

          Качество  – это внутренняя определённость предмета, явления, которая характеризует  предмет или явление в целом. Качество есть первая непосредственная определённость бытия.

          Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Такой порядок  в общем соответствует истории  человеческого познания. Дикари (как  дети) различают вещи по их качественной определённости, хотя не умеют считать, то есть не знают количественных соотношений.

Информация о работе Философия права Гегеля