Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:18, реферат
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штутгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, в 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал в Йенском университете. С 1816 г. Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. – Берлинского, где некоторое время был и его ректором.
Введение 3
Метод философии Гегеля 5
Философия права Гегеля 13
Заключение 22
Литература 23
План
Введение
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штутгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, в 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал в Йенском университете. С 1816 г. Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. – Берлинского, где некоторое время был и его ректором.
Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Философия права Гегеля – одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошёл значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.
Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания её антиподу, метафизике, так как, по его мнению, явление не менее объективно, чем сущность.
В своём учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве на разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождение разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.
Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредованную трудом систему потребностей, покоящуюся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.
Высшим
моментом идеи государства Гегель представляет
идеализацию суверенитета. Гегель выделил
национальную сущность государства, поделив
всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических
мира, возвеличивая при этом германские
народы и приукрашивая степень развитости
Пруссии и других немецких государств.
1. МЕТОД
ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ
При выработке основных принципов своих учений Гегель использовал важнейшие выводы философских систем древнего мира и нового времени, естественных и общественных наук. Обобщая предшествующие системы, он критически развивал своевременно истолковывал элементы философских воззрений Вольфа, Спинозы, Лейбница, Канта, Рихте, Шеллинга. Философия Гегеля – максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы, мышления, то есть законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой – диалектической логики. На вопрос, откуда взялись эти законы, Гегель отвечает просто: это мысли Бога до сотворения мира. Логика есть изображение Бога каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа.
Гегель считал материализм беспорядочным неправомерным направлением.
Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика; 2) философия природы; 3) философия духа.
Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысл Гегелевского положения о конкретном тождестве.
Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего, и выступает оно как абсолютная идея, которая непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному – общий принцип развития.
Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство, тождество диалектики, логики и теории познания.
Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, отсюда вывод: всё действительное разумно, всё разумное действительно. Гегель полагал, что существующее разумно, именно когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность.
Второй ступенью развития абсолютной идеи, её инобытия. Поражённая духом, природа не имеет независимого от него существования.
Третья ступень гегелевской системы – философия духа. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит своё выражение в абсолютном духе.
Саморазвитие духа идёт по трём ступеням:
Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низменного к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.
С точки зрения Гегеля мир – совокупность природы и духа, находящихся не вне абсолютного (абсолютного духа), а в нём самом. Саморазвитие мира есть история абсолютного духа; признание этого Гегелем влекло за собой важный в методическом отношении вывод для построения всей гегелевской философии – способ, каким может быть познано абсолютное, вовсе не должен быть принципиально иным, чем способ познания мира природы в мире духа.
В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию, но и функцию системосозидающую. Это не только содержательный принцип, или закон диалектики, как способ построения системы. Вся структура гегелевской философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с требованиями триады.
Разрабатывая свою теорию диалектики, Гегель исходит из идеи единства диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права, политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Логическое изображение, подчёркивает Гегель, есть «всеобщий способ, в котором все остальные способы сняты и заключены». Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что один объект (в том числе государственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу) сопротивления.
Философский подход Гегеля к сфере объективного духа (общество, государство, право и т.д.) предполагает реализацию принципов, моделей и правил его диалектики в данной предметной области исследования, поскольку «сам метод расширяется в систему».
Философия
права по Гегелю не имеет своих
специфических методов
Постановка и решение Гегелем вопроса о предмете и методе философии права опирается на диалектику в её спекулятивно-идеалистической форме, метод предопределяет понятийный характер предмета исследования и по существу не исследует объект, а создаёт его, предмет же исследования сводится к понятийному аппарату метода, то есть тождества предмета и метода. Гегелевская философия права означает равенство их понятийного содержания.
«Мистификация,
которую претерпела диалектика в
руках Гегеля, - писал Маркс, - отнюдь
не помешала тому, что именно Гегель
первый дал всеобъемлющее и
Движение сознания – это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последняя ступень заключает в себе предыдущие, воспроизведя их на новом более высоком уровне, в то же время последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектического пути развития.
Диалектический идеализм, то есть сочетание научного воззрения с воззрением в принципе ненаучном, является парадоксом всемирно-исторического масштаба, небывалым по своим параметрам взаимопроникновением истинного и ложного, подлинного и мнимого, сущности и видимости. Отсюда и противоречие между системой и методом Гегеля, которое отнюдь не исключает их единства.
Диалектика с её борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности.
Специфическая диалектика политико-правовой сферы в гегелевской философии права проявляется окольным путём. То, что Гегелем обозначается в качестве ступени объективного духа, есть особая сфера со специфическим смыслом и содержанием. В силу этого логико-гносеологический смысл понятий и закономерностей их движения, из которого сознательно исходит Гегель в ходе исследования права, государства, политики, неизбежно трансформируется и приобретает иные, новые характеристики и значения, обусловленные своеобразием исследуемого материала специфическим содержанием, собственной логикой предмета рассмотрения.
В
сфере философии права
Сам Гегель подчёркивал своеобразие собственного философского рассмотрения проблем права и государства и акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового учения. «При мысли о государстве, - подчёркивал он, - нужно иметь в виду не особенные государства и особенные учреждения, а скорее идею самое по себе, этого действительного Бога».
Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.
Первый закон – закон перехода количественных изменений в качественные.
Гегель дал определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи.
Качество – это внутренняя определённость предмета, явления, которая характеризует предмет или явление в целом. Качество есть первая непосредственная определённость бытия.
Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Такой порядок в общем соответствует истории человеческого познания. Дикари (как дети) различают вещи по их качественной определённости, хотя не умеют считать, то есть не знают количественных соотношений.