Философия государства и права Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:05, реферат

Описание работы

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.
Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность.

Содержание

Введение
Метод философии Гегеля
Законы диалектики
Философия права Гегеля
«Право как закон»
Философское учение Гегеля о государстве
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ГЕГЕЛЬ.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

 МИНИСТЕРСТВА  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 (РПА  Минюста России) 
 
 
 
 
 
 
 

 РЕФЕРАТ 

 «Философия  государства и  права Гегеля» 
 
 

 Выполнила студентка 2 курса: 

 Кузнецова И.С. 

 Преподаватель: 

 Мальков Б.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

Содержание: 

  1. Введение 
  2. Метод философии Гегеля
  3. Законы диалектики
  4. Философия права Гегеля
  5. «Право как закон»
  6. Философское учение Гегеля о государстве
  1. Заключение
  1. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

       Творчество  Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно  дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в  беспрерывном развитии.

             Он открыл и обосновал  с позиции объективного идеализма  основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил  диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность.

       В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей  науки о праве и государстве  не разработку представлений о должном  разумном праве и государстве, а  нахождении разумного в самой  действительности. Гегель не стремился  противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и  государства и стремление оправдать как разумное существующее.

             Гегель первым различает  гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское  общество, как опосредованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности  и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

             Высшим моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств.

       Гегелевская "философия права" представляет собой целостную попытку упорядочивания фундаментальных прав человека, институтов, общественных объединений и превращения их в развивающуюся систему. Право истолковывается у Гегеля как целостная система свободы, которая вытекает из телеологического развития воли. Гегель рассматривает в «Философии права» такие проблемы, как собственность, причем он восстает против понимания, согласно которому собственность считается чем-то позорным. Расправа с людьми, обладающими собственностью, считается недопустимой. Гегель выступает против равенства как уравнительного распределения собственности.

       Для Гегеля философия "есть проникновение  в разумное, есть постижение наличного  и действительного, а не выставление  потустороннего начала". Во введении к "Философии права" Гегель пишет: "Философская наука о праве имеет своим объектом идею права - понятие права и его осуществление".  

2. Метод философии  Гегеля  

      В философии права Гегель как раз  и освещает формы обнаружения  объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Так как реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, предметом философии права оказывается идея права – единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Идея права, которая и есть свобода, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, сфера объективного духа предстает как идеальная правовая действительность.

      Тремя основными ступенями диалектически  развивающегося духа, по Гегелю, являются:

      1) “субъективный дух” - индивидуальное человеческое сознание,

      2) “объективный дух” – право, мораль, нравственность,

      3) “абсолютный дух” - включает искусство, религию, философию.

      Дух есть нечто единое и целое, но находящееся  в процессе развития, перехода от низменного к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

      С точки зрения Гегеля мир, как совокупность природы и духа, находящихся не вне абсолютного (абсолютного духа), а в нем самом. Саморазвитие мира, есть история абсолютного духа; признание этого Гегелем, влекло за собой важный в методологическом отношении вывод для построения всей гегелевской философии - способ, каким может быть познано абсолютное, вовсе не должен быть принципиально иным, чем способ познания мира природы и мира духа.

      Объективный дух – это, по Гегелю, та ступень развития духа, когда свобода в первые приобретает форму реальности, т.е. наличного бытия в виде государственно – правовых формообразований. Дух выводит из формы своей субъективности, познает и объективирует внешнюю реальность своей свободы: объективность духа входит в свои права.

      Постановка  и решение Гегелем вопроса  о предмете и методе философии  права опирается на диалектику в ее спекулятивно-идеалистической форме, метод предопределяет понятийный характер предмета исследования и по существу не исследует объект, а создает его, предмет же исследования сводится к понятийному аппарату метода, то есть тождества предмета и метода. Гегелевская философия права означает равенство их понятийного содержания.

      Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не есть некое чисто “внешнее искусство” или субъективная игра в доказательства и опровержения, что его метод опровергает всякую школьную метафизику, руководствующуюся формальными определениями и что диалектический метод, есть “душа  всякого научного развертывания мысли” и именно он, и только он,  вносит  необходимую внутреннюю связь в содержании науки и его непреодолимая сила состоит во внутренне противоречивом поступательном движении и развитии.

      Открытие  диалектического метода, составление  целой эпохи в философском мышлении, не было случайностью. Гегель неоднократно подчеркивал, что в истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение последующих философских учений. Подчеркивание Гегелем заслуг  предшествующих философских учений не помешало ему с успехом расширить рамки предыдущих достижений и представил весь исторический и духовный мир в виде бесконечного процесса движения и развития. Все что нас окружает, заявил  он, может быть рассмотрено как образец диалектики.

      Выступая  против одностороннего абстрактно аналитического метода, он утверждал, что такой метод совершенно неприемлем для философии. Философия по сути дела, не нашла своего истинного метода. и только Гегель дал образец истинного метода философской науки, применив его к конкретному предмету – к сознанию.

      Движение  сознания - это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последняя ступень заключает в себе предыдущие, воспроизведя их на новом более высоком уровне, в тоже время последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектического пути развития.

      Диалектический  идеализм, то есть сочетание научного воззрения с воззрением в принципе ненаучном, является парадоксом  всемирно-исторического масштаба, небывалым по своим параметрам взаимопроникновением истинного и ложного, подлинного и мнимого, сущности и видимости. Отсюда и противоречие между системой и методом Гегеля противоречие которого отнюдь не исключает их единства.

      Диалектика  с ее борьбой противоположностей , духовный и исторический прогресс фактически обращен в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в  будущем: ведь “абсолютная цель”  прогресса достигнута. Диалектический  метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности.

      Специфическая диалектика политико-правовой сферы  в гегелевской философии права  проявляются окольным путем. То, что  Гегелем обозначаются в качестве ступени объективного духа, есть особая сфера со специфическим смыслом и содержанием. В силу этого логико-гносеологический смысл понятий и закономерностей их движения, из которого сознательно исходит Гегель в ходе исследования права, государства, политики неизбежно трансформируются и приобретают иные новые характеристики и значения, обусловленные своеобразием исследуемого материала специфическим содержанием собственной логикой предмета рассмотрения.

      В сфере философии права диалектический метод развертывается в систему теоретических конструкций, с помощью которых обосновываются определенные политико-правовые взгляды.

      Сам Гегель подчеркивал своеобразие  собственного философского рассмотрения проблем права и государства  и акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового учения. «При мысли о государстве, - подчеркивал он, - нужно иметь в виду не особенные государства, а особенные учреждения, а скорее идею самое по себе, этого действительного бога». 

3. Законы диалектики 

       Заслуга Гегеля, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.

       Первый закон диалектики Закон перехода количественных изменений в качественные. Гегель дал определение категорий качества, количества и меры, считая их III формами начальной ступени бытия идеи. Качество - это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество есть первая непосредственная определенность бытия. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Такой порядок в общем соответствует истории человеческого познания. Дикари (как и дети) различают вещи по их качественной определенности, хотя не умеют считать, то есть не знают количественных соотношений. Количество, по Гегелю, есть определенность, “безразличная для бытия” внешняя определенность вещи. Качество есть внутренняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать изолированно друг от друга, так как любая вещь есть определенно и качественная величина, качественно определенное качество. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определенная, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок. Скачок - это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок, как сложное диалектическое состояние. Скачок - это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое - уже есть. Например, так, благодаря количественным изменениям мера оказывается превзойденной и в результате появляется нечто совершенно иное, а именно преступление. Качественный скачок может превратить право в несправедливость, добродетель - в порок.

           Второй закон диалектики - закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон. Для характеристики этого закона, Гегель рассматривает такие понятия, как: -тождество - равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу; -различие - отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу; -противоположности - взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга; -противоречие - это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. При раскрытии действия этого закона Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет свою иную противоположность и существует эта ее противоположность. Гегель доказывал это на примере таких явлений, как магнетизм, электричество. “Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида”. Другой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями . “Противоречие - вот что на самом деле движет миром и смешно говорить. что противоречие нельзя мыслить”. “Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью”. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

Информация о работе Философия государства и права Гегеля