Философия Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:40, лекция

Описание работы

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра - Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Работа содержит 1 файл

философия нового времени.docx

— 89.26 Кб (Скачать)

 

Гоббс планировал написание философской трилогии, которая бы давала трактовку тела, человека и гражданина. Работа над этим грандиозным проектом постоянно прерывалась из-за событий на политической сцене и в личной жизни Гоббса. Он начал работать над трактатом «О теле» вскоре после публикации трактата «О гражданстве», однако закончил его только после своего возвращения в Англию. Трактат «О человеке» (De Homine) появился в 1658.

 

Когда молодой принц Карл (будущий Карл II) был вынужден бежать в Париж после поражения в битве при Нейзби, Гоббс отложил свои размышления о физике и начал работать над своим шедевром - трактатом «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (Leviathan, or the Matter, Forme, and Power of a Commonwealth, Ecclesiastical and Civil, 1651), в котором лаконично и остро сформулировал свои взгляды на человека и государство (левиафан - морское чудовище, описанное в Книге Иова, 40-41). Он был приглашен к принцу учителем математики - должность, которую ему пришлось оставить из-за серьезной болезни.

 

Положение Гоббса в Париже стало весьма опасным после смерти в 1648 Мерсенна, его друга и покровителя. Гоббса заподозрили в атеизме  и борьбе с католицизмом. Карл I был казнен в 1649, и вплоть до 1653, когда Кромвель стал лордом-протектором, велись непрестанные дискуссии о надлежащей форме правления. «Левиафан» появился как раз вовремя, а приводившаяся в нем аргументация и нежелание Гоббса находиться в слишком близких отношениях с принцем Карлом позволили ему испросить у Кромвеля разрешения вернуться на родину.

 

Вернувшись в Англию в  конце 1651, Гоббс вскоре вступил в дискуссию с епископом Бремхоллом по вопросу о свободе воли. В результате появилась его работа «Вопросы касательно свободы, необходимости и случая» (The Questions Concerning Liberty, Necessity, and Chance, 1656). Затем он оказался замешанным в самом унизительном в его жизни споре, ибо в двадцатой главе трактата «О теле» Гоббс предложил способ вычисления квадратуры круга. Это было замечено Джоном Валлисом (1616-1703), профессором геометрии, и Сетом Уордом, профессором астрономии. Оба они были пуританами и входили в число основателей Королевского общества в Лондоне, в которое Гоббсу так и не довелось вступить. Профессора были раздражены критикой Гоббсом системы университетского образования и отомстили, указав на его невежество в области математики. Сделать это было нетрудно, поскольку Гоббс начал заниматся геометрией в сорок лет, да и Декарт уже указывал на любительский характер его доказательств. Скандал длился около двадцати лет и зачастую принимал характер личных выпадов с обеих сторон. К этому времени относятся работы Гоббса «Шесть уроков профессорам математики Оксфордского университета» (Six Lessons to the Professors of Mathematics in the University of Oxford, 1656); «Диалоги о физике, или о природе воздуха» (Dialogus Physicus, sive de Natura Aeris, 1661); «Господин Гоббс с точки зрения его лояльности, веры, репутации и поведения» (Mr. Hobbes Considered in His Loyalty, Religion, Reputation and Manners, 1662) и другие труды.

 

Однако энергия Гоббса, замечательная для человека его  возраста (в семьдесят лет он все  еще играл в теннис), не уходила  полностью на эти безнадежные  споры. В 1658 он опубликовал вторую часть  трилогии - трактат О человеке. Затем произошли достойные сожаления события, остановившие поток его публикаций. В период Реставрации, несмотря на то что Гоббс был представлен ко двору, а король весьма ценил его остроумие, он стал жертвой предрассудков и страха, охватившего в то время общество. Искали причину для неудовольствия Бога, выразившегося в ужасной эпидемии чумы и сильнейшем пожаре в Лондоне (соответственно в 1664-1665 и 1666), и в парламенте обсуждался билль против атеизма и богохульства. Была создана комиссия, в задачу которой входило изучение на этот предмет «Левиафана». Однако вскоре дело было закрыто, по-видимому, после вмешательства Карла II.

 

Тем не менее Гоббсу было запрещено публиковать сочинения на актуальные темы, и он занялся историческими изысканиями. В 1668 был закончен труд «Бегемот, или Долгий парламент» (Behemoth, or the Long Parliament) - история гражданской войны с точки зрения его философии человека и общества; работа была опубликована после смерти мыслителя, не ранее 1692. Прочитав «Начала общего права Англии» Ф.Бэкона, которые ему послал его друг Джон Обри (1626-1697), Гоббс в возрасте 76 лет написал работу «Диалоги между философом и изучающим общее право Англии» (Dialogues between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England), опубликованную посмертно в 1681.

 

В 1675 он покинул Лондон, перебравшись в Чатсуорт, а в 1679 узнал о собственной  скорой неминуемой смерти. Говорят, что, услышав о своей неизлечимой  болезни, Гоббс заметил: «Наконец-то я обрету лазейку и выберусь из этого мира». Он забавлялся тем, что  разрешил друзьям заготовить впрок  надгробные эпитафии. Более всего  ему понравились слова: «Вот истинный философский камень». Умер Гоббс  в Хардвик-Холле (графство Дербишир) 4 декабря 1679.

 

Будучи представителем передовой  философии своего времени, Гоббс  выступал против церкви и религиозной  схоластики и ставил своей целью  создание философии, тождественной  естественному человеческому разуму и способной научить людей  правильному мышлению. Математику он считал образцом знания и утверждал, что только она способна дать необходимо достоверное и всеобщее знание.

 

Философия, по Гоббсу, «врождена  каждому человеку, ибо каждый в  известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах». Под рассуждением он понимает исчисление, поскольку вычислить - это  значит найти сумму складываемых вещей или определить остаток  при вычитании чего-либо из другого. Значит, рассуждать - это то же самое, что складывать и вычитать. Таким образом, логика у Гоббса совпадает с математикой, а мышление - с техникой счета.

 

В центр философии Гоббс ставит понятие тела, под которым понимается то, что имеет свойства, что подвержено возникновению и уничтожению. Опираясь на такое понимание тела, он выделяет в философии две части - философию природы и философию государства. Если первая охватывает предметы и явления, которые называют естественными, то вторая - искусственные тела, возникающие благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей.

 

Гоббс был представителем номинализма и эмпиризма в  гносеологии, хотя в его учении налицо и некоторые элементы рационализма. Он подчеркивал, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которого не было бы первоначально в органах  ощущения.

 

Гоббс различал два рода знания: 1) знание, доставляемое ощущением и  памятью и дающее нам лишь знание факта и 2) знание научное, представляющее собой «знание связей и зависимостей фактов». При этом он отвергает декартовскую интуицию как высший вид познания.

 

Гоббс принадлежит к числу  тех философов, которые создавая всеобъемлющую философскую систему, выделял одну главную проблему -проблему государства. Решая ее, он высказал ряд новых идей о человеке и обществе. Гоббс считал, что люди, стремясь выйти из естественного состояния, создают на основе общественного договора государство. Государство есть некое искусственное тело, механизм, живущий искусственной жизнью. Главная его цель - забота о благосостоянии граждан. Государство понималось им в качестве единственной формы существования общества.

 

Человек рассматривается  Гоббсом одновременно и как природное  и как моральное существо. Он механически  сопоставлял человека как естественное тело и государство как искусственное  тело. Душа государства - верховная  власть, его суставы - судебные и  исполнительные органы, нервы - награды  и наказания, память - советники, разум  -справедливость и законы, здоровье - гражданский мир, болезнь - смута, смерть - гражданская война. Исходя из принципов «человеческой природы» он объяснял общественную жизнь. По Гоббсу, в ходе исторического развития на смену естественному равенству людей приходит неравенство. Этому способствует возникновение собственности, обусловленное развитием труда.

 

Проблемы теории познания, человека и общества являлись главными в творчестве Дж. Локка (John Locke) (1632-1704). Этого английского философа, иногда называют «интеллектуальным вождем 18 в.» и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции. Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника. Благодаря победе парламента в гражданской войне, на которой его отец сражался в чине капитана кавалерии, Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу - в то время ведущее учебное заведение страны. В семье придерживались англиканства, однако склонялись к пуританским (индепендентским) взглядам. В Вестминстере роялистские идеи нашли энергичного защитника в лице Ричарда Базби, который по недосмотру парламентских лидеров продолжал руководить школой. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Ко времени реставрации Стюартов его политические взгляды можно было назвать правомонархическими и во многом близкими взглядам Гоббса.

 

Локк был прилежным, если не сказать блестящим студентом. После получения магистерской степени  в 1658 он был избран «студентом» (т.е. научным сотрудником) колледжа, однако вскоре разочаровался в аристотелевской  философии, которую должен был преподавать, начал заниматься медициной и  помогал в естественнонаучных экспериментах, которые проводил в Оксфорде Р. Бойль  и его ученики. Однако сколько-нибудь значительных результатов он не получил, и, когда Локк вернулся из поездки  к Бранденбургскому двору с дипломатической  миссией, ему было отказано в искомой  степени доктора медицины.

 

Тогда, в возрасте 34 лет, он познакомился с человеком, повлиявшим на всю его последующую жизнь - лордом Эшли, впоследствии первым графом Шефтсбери, который тогда еще  не был лидером оппозиции. Шефтсбери  был адвокатом свободы в то время, когда Локк все еще разделял абсолютистские взгляды Гоббса, однако к 1666 его позиция изменилась и  стала ближе ко взглядам будущего покровителя. Шефтсбери и Локк увидели друг в друге родственные души. Год спустя Локк оставил Оксфорд и занял место домашнего врача, советника и воспитателя в семье Шефтсбери, жившей в Лондоне (среди его воспитанников был и Антони Шефтсбери). После того как Локк прооперировал своего патрона, жизни которого угрожало нагноение кисты, Шефтсбери решил, что Локк слишком велик, чтобы заниматься одной медициной, и позаботился о продвижении своего подопечного в других областях.

 

Под крышей дома Шефтсбери  Локк нашел свое истинное призвание - он стал философом. Дискуссии с  Шефтсбери и его друзьями (Антони Эшли, Томасом Сиденхемом, Дэвидом  Томасом, Томасом Ходжесом, Джеймсом Тиррелом) побудили Локка написать на четвертый год пребывания в  Лондоне первый набросок будущего шедевра - «Опыта о человеческом разумении» (An Essay Concerning Human Understanding). Сиденхем познакомил его с новыми методами клинической медицины. В 1668 Локк стал членом Лондонского Королевского общества. Шефтсбери сам ввел его в сферы политики и экономики и дал ему возможность получить первый опыт участия в государственном управлении.

 

Либерализм Шефтсбери  был достаточо материалистичным. Великой страстью его жизни была торговля. Он лучше своих современников  понимал, какие богатства - национальные и личные - можно было бы получить, освободив предпринимателей от средневековых  поборов и сделав ряд других смелых шагов. Религиозная терпимость позволила  голландским коммерсантам достичь  процветания, и Шефтсбери был убежден, что если бы англичане положили конец религиозным распрям, то смогли бы создать империю, не только превосходящую голландскую, но равновеликую владениям Рима. Однако на пути Англии стояла великая католическая держава Франция, поэтому он не хотел распространять принцип религиозной терпимости на «папистов», как он называл католиков.

 

В то время как Шефтсбери  интересовали практические дела, Локк был занят разработкой той  же политической линии в теории, обосновывая философию либерализма, которая выражала интересы нарождавшегося капитализма. В 1675-1679 он жил во Франции (в Монпелье и Париже), где изучал, в частности, идеи Гассенди и его  школы, а также выполнял ряд поручений  вигов. Оказалось, что теории Локка  было предназначено революционное  будущее, поскольку Карл II, а еще более его преемник Яков II для оправдания своей политики терпимости к католицизму и даже его насаждения в Англии обратились к традиционной концепции монархического правления. После неудачной попытки восстания против режима реставрации Шефтсбери в конце концов, уже после заключения в Тауэр и последующего оправдания лондонским судом, бежал в Амстердам, где вскоре умер.

 

Сделав попытку продолжить свою преподавательскую карьеру  в Оксфорде, Локк в 1683 отправился вслед  за своим патроном в Голландию, где  жил в 1683-1689; в 1685 в списке других беженцев он был назван предателем (участником заговора Монмаута) и подлежал выдаче английскому правительству. Локк не возвращался в Англию вплоть до успешной высадки Вильгельма Оранского  на побережье Англии в 1688 и бегства  Якова II. Вернувшись на родину на одном корабле с будущей королевой Марией II, Локк опубликовал работу «Два трактата о государственном правлении» (Two Treatises of Government, 1689, в книге проставлен год издания 1690), изложив в ней теорию революционного либерализма. Став классическим трудом в истории политической мысли, эта книга также сыграла важную роль, по словам ее автора, в «оправдании права короля Вильгельма быть нашим правителем». В этой книге Локк выдвинул концепцию общественного договора, по которой единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа. Если правитель не оправдывает доверия, люди имеют право и даже обязаны перестать ему подчиняться. Иначе говоря, люди имеют право на восстание. Но как решить, когда именно правитель перестает служить народу? Согласно Локку, такой момент наступает, когда правитель переходит от правления, основанного на твердом принципе, к «переменчивому, неопределенному и произвольному» правлению. Большинство англичан были убеждены, что такой момент наступил, когда Яков II стал проводить прокатолическую политику в 1688. Сам Локк вместе с Шефтсбери и его окружением были убеждены, что этот момент наступил уже при Карле II в 1682; именно тогда и была создана рукопись Двух трактатов.

 

Локк отметил свое возвращение  в Англию в 1689 публикацией еще  одной работы, близкой по содержанию к Трактатам, а именно первого  «Письма о веротерпимости» (Letter for Toleration, 1685). Он писал текст по-латыни, с тем чтобы опубликовать его в Голландии, и по случайности в английский текст попало предисловие (написанное переводчиком, унитарием Уильямом Поплом), в котором провозглашалось, что «абсолютная свобода... - это то, что нам необходимо». Сам Локк не был сторонником абсолютной свободы. С его точки зрения, католики заслужили гонения, поскольку клялись в верности иностранному властелину, папе; атеисты - поскольку их клятвенным заверениям нельзя верить. Что касается всех остальных, то государство должно оставить за каждым право на спасение своим собственным путем. В Письме о веротерпимости Локк выступил против традиционного взгляда, согласно которому светская власть вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. Он писал, что силой можно заставить людей только притворяться, но никак не верить. А укрепление нравственности (в том, что не затрагивает безопасность страны и сохранение мира) - это обязанность не государства, а церкви.

Информация о работе Философия Нового времени