Философия Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:40, лекция

Описание работы

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра - Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Работа содержит 1 файл

философия нового времени.docx

— 89.26 Кб (Скачать)

 

Представители эмпиризма, будучи приверженцами экспериментально-опытных наук и опираясь больше на конкретные достижения тогдашней физики, химии, ботаники, зоологии, находившихся в основном на стадии собирания и обобщения довольно ограниченного материала, возводили в ранг всеобщего философского метода индуктивный метод. Они считали, что знание происходит из чувственного опыта, непосредственного наблюдения и эксперимента. Истины всеобщие и необходимые происходят только из опыта, а не из интеллекта.

 

Представители рационализма, являясь также творцами новой  математики и теоретического естествознания, превозносили и абсолютизировали логическое мышление с его дедуктивно-математическим методом. Они стремились сделать  его всеобщим методом философского и научного исследования. Источник всеобщности и необходимости  математических истин выводился  из самого ума: а) либо из понятий, врожденных уму (Декарт), б) либо из врожденных интеллектуальных потенций (Лейбниц). Таким образом, оба  эти направления абсолютизировали одну из сторон познавательного процесса.

 

Вопрос №2. Философский  эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка

 

Родоначальником английского  эмпиризма и материализма Нового времени был Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon) (1561-1626), барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский, английский государственный деятель, эссеист и философ. Родился в Лондоне 22 января 1561, был младшим сыном в семье сэра Николаса Бэкона, лорда-хранителя Большой государственной печати.

 

Учился в Тринити-колледже Кембриджского университета в течение  двух лет, затем три года провел во Франции в свите английского  посла. После смерти отца в 1579 остался  практически без средств к существованию и поступил для изучения права в школу барристеров «Грейз инн». В 1582 стал барристером, а в 1584 членом парламента и вплоть до 1614 играл видную роль в дебатах на сессиях палаты общин. Время от времени он составлял послания королеве Елизавете, в которых стремился беспристрастно подойти к насущным политическим вопросам; возможно, последуй королева его советам, некоторых конфликтов между короной и парламентом можно было бы избежать. Однако его способности государственного деятеля не помогали его карьере, отчасти по той причине, что лорд Берли видел в Бэконе соперника своему сыну, отчасти же из-за того, что потерял расположение Елизаветы, мужественно возражая, по принципиальным соображениям, против принятия билля о субсидиях на покрытие расходов, понесенных в войне с Испанией (1593).

 

Приблизительно в 1591 он стал советником фаворита королевы графа  Эссекса, предложившего ему щедрое вознаграждение. Впрочем, Бэкон дал  понять патрону, что предан прежде всего своей стране, и когда в 1601 Эссекс попытался организовать переворот, Бэкон, будучи королевским адвокатом, принял участие в его осуждении как государственного изменника. При Елизавете Бэкон так и не поднялся до сколько-нибудь высоких постов, однако после того, как в 1603 на трон взошел Яков I Стюарт, быстро продвинулся по службе. В 1607 он занял должность генерального стряпчего, в 1613 - генерального атторнея, в 1617 - лорда-хранителя Большой государственной печати, а в 1618 получил пост лорда-канцлера, самый высокий в структуре судебной власти. В 1603 Бэкону было пожаловано звание рыцаря, он был возведен в титул барона Веруламского в 1618 и виконта Сент-Олбанского в 1621.

 

В том же году он был обвинен  в получении взяток. Бэкон признал  получение подарков от людей, дела которых  разбирались в суде, однако отрицал, что это как-либо повлияло на его  решение. Бэкона лишили всех постов и  запретили появляться при дворе. Оставшиеся до смерти годы он провел в  уединении.

 

Главным литературным творением  Бэкона считаются Опыты (Essayes), над которыми он непрерывно работал в течение 28 лет; десять эссе были опубликованы в 1597, а к 1625 в книге было собрано уже 58 эссе, часть которых вышла в третьем издании в переработанном виде (Опыты, или Наставления нравственные и политические, The Essayes or Counsels, Civill and Morall). Стиль Опытов лаконичен и назидателен, изобилует учеными примерами и блестящими метафорами. Бэкон называл свои опыты «отрывочными размышлениями» о честолюбии, приближенных и друзьях, о любви, богатстве, о занятиях наукой, о почестях и славе, о превратностях вещей и других аспектах человеческой жизни. В них можно найти холодный расчет, к которому не примешаны эмоции или непрактичный идеализм, советы тем, кто делает карьеру.

 

Встречаются, например, такие  афоризмы: «Все, кто поднимается  высоко, проходят по зигзагам винтовой лестницы» и «Жена и дети - заложники  судьбы, ибо семья является помехой  на пути свершения великих дел, как  добрых, так и злых». Трактат Бэкона О мудрости древних (De Sapientia Veterum, 1609) является аллегорическим толкованием скрытых истин, содержащихся в древних мифах. Его История царствования Генриха VII (Historie of the Raigne of King Henry the Seventh, 1622) отличается живыми характеристиками и ясным политическим анализом.

 

Несмотря на занятия Бэкона политикой и юриспруденцией, главным  делом его жизни были философия  и наука, и он величественно провозгласил: «Все знание - область моего попечения».

 

Его перу принадлежат трактаты О достоинстве и приумножении наук (De Dignitate et Augmentis Scientiarum, 1623), Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы (Novum Organum 1620), Новая Атлантида (The New Atlantis, написана в 1614, опубликована в 1627) и др. Основную цель своих сочинений, как призвание всей философии, Бэкон видел в том, чтобы «восстановить или хотя бы привести к лучшему виду то общение между умом и вещами которому едва ли уподобится что-либо на земле или по крайней мере что либо земное». Он призывает своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие наук и сделать это ради пользы жизни практики. Именно с Бэкона начинается резкая смена ориентаций в отношении к науке и она из подозрительного и праздного в глазах многих людей времяпрепровождения становится важнейшей областью человеческой культуры.

 

Умозрительной схоластике Бэкон  противопоставил концепцию «естественной» философии, основанной на опытном познании. Схоластика, по его мнению, бесплодна  как монахиня, посвятившая себя богу. Вместо плодов она приносит шипы и  чертополох пустопорожних споров. Но если схоластика бесплодна и вредна, то союз философии с естествознанием  есть «законное супружество, которого необходимо добиваться всеми силами».

 

Для реформы науки и  развития естествознания необходимо, по мнению Бэкона, научиться правильному  мышлению. Это, в свою очередь, требует  очищения разума от заблуждений, выступающих  препятствием на пути познания природы. Бэкон выделяет четыре рода заблуждений, которые он называет идолами или  призраками:

 

1) идолы рода, имеющие основание  «в самой природе человека, племени  или в самом роде людей, ибо  ложно утверждать, что чувств  человека есть мера вещей»;

 

2) идолы пещеры есть  «заблуждения отдельного человека»,  обусловленные «малым миром», «пещерой»  индивида;

 

3) идолы площади проистекают  из взаимного общения людей;

 

4) идолы театра, которые  вселились в души людей из  разных догматов философии, а  также из начал и аксиом  наук.

 

Общий смысл учения об идолах определяется его воспитательной функцией. Однако перечисление идолов еще не дает гарантии движения к истине. Такой  гарантией является тщательно разработанное  учение о методе.

 

Бэкон не только заложил основы материалистического понимания  природы, но и дал обоснование  индуктивному методу как движению мысли  от частного к общему. Проблему выбора истинного метода и ее решение  Бэкон излагает аллегорическим способом.

 

По его мнению, существуют три основных пути познания - паука, муравья и пчелы. «Путь паука» представляет собой попытку выведения  истин из самого сознания при полнейшем  пренебрежении к фактам. «Путь  муравья» - это узкий путь, представители  которого собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать. Истинным является «путь пчелы», который соединяет  в себе достоинства названных  «путей» и свободен от недостатков  каждого из них. Таким образом, единство чувственного опыта и размышлений  может быть верным руководителем  на дороге к истине.

 

Бэкон считал, что метод  «пчелы» помогает обнаружить материальные причины и обеспечивает изучение самой материи и законов ее действия. Материя многокачественна, ей присущи различные формы движения: колебание, сопротивление, инерция, стремление, напряжение, жизненный дух, мука и т.д. Эти формы были фактически характеристиками механической формы движения материи, которая в то время была наиболее полно изучена.

 

Люди, по мнению Бэкона, могут  быть господами и хозяевами природы. Однако степень господства человека над природой зависит от уровня развития его знаний. Отсюда следует, что «знание  и могущество человека совпадают». Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание - сила», в котором выражена практическая направленность науки.

 

Бэкон оставил нам интересный набросок классификации наук, положив  в основу ее человеческие способности. По его мнению, теоретические науки  основываются на рассудке, исторические - на памяти, а творческие - на способности  воображения.

 

Борьба Бэкона против авторитетов  и метода «логических дистинкций», выдвижение нового метода познания и  убеждение в том, что исследование должно начинать с наблюдений, а  не с теорий, ставят его в один ряд с важнейшими представителями  научной мысли Нового времени. Впрочем, он не получил сколько-нибудь значительных результатов - ни в эмпирическом исследо вании, ни в области теории, а его метод индуктивного познания через исключения, который, как он полагал, будет продуцировать новое знание «подобно машине», не получил признания в экспериментальной науке.

 

В марте 1626, решив проверить, в какой степени холод замедляет  процесс гниения, он экспериментировал  с курицей, набив ее снегом, однако при этом простудился. Умер Бэкон  в Хайгейте близ Лондона 9 апреля 1626 г.

 

Дальнейшее развитие и  систематизацию материализм XVII в. получил в творчестве Т. Гоббса (Hobbes Thomas) (1588-1679). Английский философ и литератор, родился 5 апреля 1588 в Малмсбери (графстве Глостершир) раньше положенного срока, после того как его мать напугало известие о приближении Испанской Армады.

 

Несмотря на это неблагоприятное  стечение обстоятельств (впоследствии Гоббс говорил, что «страх и я  сам - близнецы-братья»), он прожил необычайно долгую и плодотворную жизнь. Слава  пришла к нему как к автору философских  трактатов, однако склонность к философии  проявилась, когда ему было далеко за сорок. Гоббс жил в один из самых  значительных периодов английской истории. Он учился в школе, когда заканчивалось царствование Елизаветы I, был выпускником университета, наставником и знатоком древних языков в эпоху Якова I, изучал философию в правление Карла I, был знаменит и находился под подозрением при Кромвеле и, наконец, вошел в моду как историк, поэт и почти что непременный атрибут британской жизни в эпоху Реставрации.

 

Гоббс был воспитан дядей, обладавшим значительным состоянием и  стремившимся дать своему племяннику достойное образование. Ребенок  пошел в школу в четыре года и с шести лет учил латынь и  греческий. В четырнадцать лет, освоив языки настолько, что мог свободно перелагать Еврипида латинским ямбом, был отдан в Модлин-Холл, один из колледжей Оксфордского университета, где спустя пять лет получил степень  бакалавра. В 1608 Гоббсу повезло: он получил  место воспитателя в семье  Уильяма Кавендиша, графа Девонширского. Так началась длившаяся всю его  жизнь связь с семейством Кавендишей.

 

Средств, которые он получал  благодаря своему наставничеству, хватало  на то, чтобы продолжить академические  занятия. Гоббс также имел возможность  познакомиться с влиятельными людьми, в его распоряжении находилась первоклассная  библиотека, а кроме всего прочего, сопровождая в путешествиях молодого Кавендиша, он смог посетить Францию  и Италию, что послужило сильнейшим стимулом его умственного развития. По сути дела, интеллектуальная биография  Гоббса, единственный заслуживающий  интереса аспект его жизни, может  быть поделена на периоды соответственно трем путешествиям по Европе.

 

Первое путешествие в 1610 вдохновило его на изучение античных авторов, поскольку в Европе аристотелевская  философия, в традициях которой  он был воспитан, считалась уже  устаревшей. Гоббс вернулся в Англию, полный решимости глубже познакомиться  с мыслителями античности. В этом его укрепили и беседы с лордом-канцлером Фрэнсисом Бэконом «во время чудесных прогулок в Горамбери». Эти беседы состоялись, по-видимому, между 1621 и 1626, когда Бэкон был уже отправлен в отставку и занимался сочинением трактатов и разнообразными проектами научных исследований. Вероятно, Гоббсу передалось не только бэконовское презрение к аристотелизму, но также убеждение в том, что знание - это сила, а целью науки является улучшение условий человеческой жизни. В автобиографии, написанной по-латыни в 1672, он пишет о занятиях античностью как о счастливейшем периоде своей жизни. Его завершением следует считать перевод Истории Фукидида, опубликованный отчасти для того, чтобы предупредить соотечественников об опасностях демократии, ибо в то время Гоббс, подобно Фукидиду, был на стороне «царской» власти.

 

В 1628, во время своего второго  путешествия в Европу, Гоббс страстно увлекся геометрией. Гоббс теперь убежден, что геометрия дает метод, благодаря которому его взгляды на общественное устройство могут быть представлены в виде неопровержимых доказательств. Болезни общества, находящегося на грани гражданской войны, будут излечены, если люди вникнут в обоснование разумного государственного устройства, изложенное в виде ясных и последовательных тезисов, подобных доказательствам геометра.

 

Третье путешествие Гоббса по континентальной Европе (1634-1636) внесло еще один ингредиент в его систему  натуральной и социальной философии. В Париже он становится членом кружка Мерсенна, в который входили Р. Декарт, П. Гассенди и другие представители  новой науки и философии, а  в 1636 совершает паломничество в  Италию к Галилею. К 1637 он готов к  разработке собственной философской  системы; существует мнение, что сам  Галилей предложил Гоббсу распространить принципы новой натурфилософии на сферу  человеческой деятельности.

 

Грандиозной идеей Гоббса было обобщение науки механики и  геометрическая дедукция человеческого  поведения из абстрактных принципов  новой науки о движении. «Ибо, наблюдая, что жизнь есть лишь движение членов... что такое сердце, как  не пружина? Что такое нервы, как  не такие же нити, а суставы - как  не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотел  мастер?» 

 

По мнению Гоббса, его оригинальным вкладом в философию была разработанная  им оптика, а также теория государства. «Краткий трактат о первых принципах» (A Short Tract on First Principles) Гоббса представляет собой критику аристотелевской теории ощущения и набросок новой механики. После возвращения в Англию мысли Гоббса вновь обратились к политике - общество накануне гражданской войны бурлило. В 1640 он пустил по рукам, как раз во время знаменитой парламентской сессии, трактат «Начала закона, естественного и политического» (The Elements of Law, Natural and Politic), в котором доказывал необходимость единой и неделимой власти суверена. Этот трактат был опубликован позднее, в 1650 в двух частях - «Человеческая природа» (Human Nature, or the Fundamental Elements of Policie) и «О теле политическом» (De Corpore Politico, or the Elements of Law, Moral and Politic). Когда парламент выставил требование об отставке графа Страффорда, Гоббс, опасаясь, что его открыто роялистские взгляды могут стать угрозой для жизни, бежал на континент. Характерно, что позднее он гордился тем, что «был первым из тех, кто бежал». Трактат «О гражданстве» (De cive) появился вскоре после этого, в 1642. Второе издание вышло в 1647, а английский вариант в 1651 под названием «Наброски философии государства и общества» (Philosophical Rudiments Concerning Government and Society). Эта книга - вторая по значению в идейном наследии Гоббса после более позднего «Левиафана». В ней он пытался окончательно определить надлежащие задачи и границы власти, а также характер отношений церкви и государства.

Информация о работе Философия Нового времени