Философия Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:40, лекция

Описание работы

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра - Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Работа содержит 1 файл

философия нового времени.docx

— 89.26 Кб (Скачать)

В центра внимания Канта - человек и вопрос: что я могу знать? Прежде чем рассуждать о других вопросах, считает Кант, надо разобраться с тем, как получается знание, почему вообще оно возможно, почему возможна наука. По Канту, наука, искусство, мораль возможны благодаря уникальным способностям души (сознания) человека. Схематически сам Кант изображал свою философскую систему в следующем виде (два последних столбца добавлены нами.- В.К.).Способности души в совокупности  Познаватель- ные способности  Априорные принципы  Применение их к  Получаемые суждения  Основные ценности

Познавательная способность   Рассудок  Закономер- ность  Природе  Теоретические  Истина

Чувства удовольствия и неудовольствия  Способность суждения  Целесообраз- ность  Искусству  Эстетические  Красота

Способность желания  Разум  Конечная цель  Свободе  Практические, или нравcтвенные  Добро

 

 

В первом столбце приведены  три способности души, не существует у души других способностей. Совокупная познавательная способность состоит  из трех познавательных способностей, которые указаны во втором столбце. Чувства удовольствия и неудовольствия всегда сопровождаются способностью суждения утверждать или отрицать наличие  этих чувств. Способность желания  сопровождается разумом, разум определяет, что человек желает и каким образом он будет добиваться желаемого. Разум - это высшая познавательная способность души.

 

В третьей колонке даны три фундаментальных принципа, благодаря  которым человек является тем, чем  он является, социальным существом. Эти  принципы Кант называет  априорными, что в переводе с латинского означает  предшествующие опыту (а не следующие  из опыта). Кант не объясняет, откуда появляются эти принципы, они даны до опыта, и баста. По сути же, речь идет все о тех же идеализациях. Мы уже объясняли, как человек приходит к ним.

 

Первый принцип - закономерность, благодаря этому принципу существуют наука (как система знаний о природе), теория и истина (смотрите первую строку).

 

Второй принцип - целесообразность; имеется в виду, что все существующее в мире интерпретируется человеком  либо к его удовлетворению, либо неудовлетворению. Не обладал бы человек  принципом целесообразности, не было бы искусства, эстетических суждений, идеала красоты (смотрите вторую строку).

 

Третий принцип - конечная цель, если бы не было ее, то отсутствовало  бы представление о свободе, о  смысле практических действий, а смысл  этот - добро (смотрите всю третью строку).

 

Свободным является лишь человек, способный действовать в соответствии с всеобщими целями. Разумная воля - это практический разум. Религия  разума - это чистая вера в добро, в собственные моральные устои. Бог - это просто абсолютно нравственный закон. Практическому разуму открывается абсолютный, всеобщий и необходимый нравственный закон: "поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства". Скажем попроще, поступай так, как велит закон общества, закон, который каждому человеку дан априорно, до всякого опыта.

 

По Канту, лгать нельзя ни при каких обстоятельствах. Почему? Потому что это закон общества, в отсутствие которого общество разваливается. Над Кантом посмеивались и развивали  другую точку зрения. Говорили, что  правомерность лжи определяется ее последствиями. Если последствия  лжи хороши, то это оправдывает  ложь (пленного, например, или врача  у постели больного); не каждый, мол, имеет право на правду (например, преступник). Кант же вновь объяснял: есть всеобщий закон, его нельзя нарушать. Постарайтесь понять Канта. Кстати, на чьей стороне ваши симпатии? На стороне  Канта или же его оппонентов?

3.3. ФИЛОСОФИЯ ОТ ГЕГЕЛЯ  ДО НИЦШЕ (XIX В.)

ГЕГЕЛЬ ПРОТИВ КАНТА

 

Философия Канта во многих отношениях считается образцовой, но и она не является окончательной  истиной. На этом особенно резко настаивал  Георг Гегель, еще один выдающийся немецкий философ. Согласно Канту, субъект  и объект настолько резко отличаются друг от друга, что о их какой-либо одинаковости не может быть и речи. Против этого как раз и выступает Гегель.

 

Гегель считает, что благодаря  своему мышлению человек обнаруживает одинаковость (философы говорят тождественность) субъекта и объекта. Эту одинаковость, тождественность, общность Гегель называет старым словом идея (возрождается Платон!).

 

Еще одна мысль Гегеля состоит  в том, что само обнаружение идей, уяснение человеком их достоинств (в  мире нет ничего важнее, чем идеи) вынуждает начинать философствование не с субъекта, а с самих идей. Философия есть постижение мира в  идеях.

 

По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях:

 

Итак, согласно Канту, идеи существуют в сознании, а согласно Гегелю,- в  мире.

 

Гегель писал: "Я взял на себя труд способствовать возвышению философии до уровня науки". С  этой целью Гегель строит систему  идей, старается вывести из одной  идеи следующую (смотрите список идей на рисунке). Все это означает, что  философия оказывается наукой идей, самой универсальной логикой, логикой  движения идей, диалектической логикой.

 

Со словом диалектика мы уже  знакомы, в античной философии под  диалектикой понималось искусство  спора, обнаружения заблуждений  и их последовательного преодоления.  Сократ и Платон считали, что заблуждения  мысли достойны порицания, критики, их надо избегать не менее, чем болезней. Аристотель формулирует даже закон о недопустимости противоречий. Гегель придерживается другого мнения. По большому счету, полагает Гегель, противоречия неискоренимы и присущи каждой идее. Не всякое противоречие есть заблуждение. Противоречие есть сущность, корень движения идей, то, что вынуждает человека восходить от одной идеи к другой, все более и более содержательной, богатой, не абстрактной, а конкретной.

 

Кто прав, Аристотель и миллионы его почитателей из числа формальных логиков и математиков (логические противоречия - это заблуждения) или  Гегель и сторонники диалектической логики (логика есть переход от одних противоречий к другим)? На наш взгляд, более прав Аристотель, правильная логика должна избегать противоречий. Правоту Гегеля мы видим в другом: в жизни человека череда проблем не заканчивается окончательным решением.

КАРЛ МАРКС: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Карл Маркс считал, что у Гегеля "...диалектика стоит на голове. Надо поставить ее на ноги...". Идеи надо пересадить в голову и считать, что человек приобретает их в процессе своей общественной практической жизни, это просто-напросто мысли, посредством которых мы преобразуем мир. Решающее человеческое дело состоит в преобразовании мира, детальнее, в развитии производительных сил, отношений собственности, наконец, в революциях, после буржуазной рано или поздно наступает черед социалистической революции. Для Маркса центральная проблема - это проблема общества, общественного. Тем самым Маркс выдвигает целый блок новых проблем.

 

Выше отмечалось, что центр  философии Нового времени - субъект  разумный. Гегель в центр философии  ставит разум (мировой). Маркс сдвигает философию в сторону общества. Теперь субъект понимается как атом, в котором сосредоточен ансамбль существующих общественных отношений. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Кант, Гегель, Маркс едины в высокой оценке разумного начала. Все трое - рационалисты. Философия Нового времени по преимуществу рационалистична.

 

Общественный труд - солнце человека. Итак, что такое общество? В чем состоит его тайна? Как  случилось, что на протяжении многих тысяч лет человек не мог познать  ее? На все эти вопросы Маркс предлагает вполне определенные ответы.

 

Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для  друга, обмениваются результатами своего труда. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, величина которого определяется товарно-денежным механизмом. Реальность общественного труда  не бросается в глаза, уже по этой причине его трудно обнаружить. К  тому же общественный труд становится по-настоящему значимым лишь при капитализме, ибо здесь совместная трудовая деятельность людей приобретает особую масштабность. Все, что происходит в человеческом обществе, вращается вокруг общественного  труда. Поэтому Маркс называет общественный труд солнцем человека.

 

Маркс за справедливость - каждому  по труду; он считает, что капиталисты  часть труда рабочих присваивают  безвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют  их. Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права. Что  же касается социалистической революции, то будучи результатом заговора, она  обречена на провал. Надо чтобы для  нее созрели объективные, материальные условия, т.е. чтобы общественный труд был развит всемерно, когда олицетворение  частной собственности, а именно таким олицетворением и являются капиталисты, станет излишним и основная масса людей не будет их терпеть. Такова концепция Маркса, практического подтверждения которой пока не достигнуто.

 

В новейших экономических  теориях отказываются от понятия  общественного труда. Вместо общественного  труда рассматривается ценностное измерение порций индивидуального  труда по степени их полезности.

 

Практика - критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности познания - это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или  истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более  важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Против этих утверждений Маркса трудно что-либо возразить.

 

Итак, основные достижения философии  Маркса мы видим: 1) в талантливой  критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного.

 

Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, неомарксисты. Профессиональные философы, а они, как правило, не разделяют  расхожих мнений, относятся к Марксу с большим уважением. Маркс написал мало философских работ, тем не менее он был крупным мыслителем, влияние его идей сказывается по настоящее время. Друг Маркса Фридрих Энгельс уступал ему в философском таланте, но во многих отношениях был очень интересным человеком, смелым, скромным (прекрасный бизнесмен, полиглот, говорил и писал на 20 языках).

 

Ленин поставил философию  на службу своим политическим устремлениям, не был профессиональным философом, считал невозможным делом создание принципиально новой философии, преодолевающей марксистские горизонты. Пропагандировал воинствующее отношение  к инакомыслящим. В 1922.году выслал за границу целую плеяду отечественных философов, среди которых были Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Н. О. Лосский.

 

Сталин в философском  отношении уступал Ленину, придерживался  упрощенных воззрений. Грубая политическая позиция Сталина стала причиной того, что многие талантливые философы закончили свою жизнь в лагерях. В годы правления  Сталина от имени  марксистско-ленинской философии  громили специальную теорию относительности, генетику, языкознание, кибернетику. Ясно, что подлинная философия здесь  ни при чем.

 

После ХХ съезда КПСС (1956) советские  философы получили возможность более  продуктивно заниматься своим профессиональным делом. Идеологические органы ЦК КПСС продолжали осуществлять философскую цензуру, но не столь предвзято, как прежде. Абсолютное большинство философов, воспитанных в основном на трудах классиков марксизма-ленинизма, стремились к дальнейшему развитию их наследия, имеющихся в нем потенций. Границы марксизма и ленинизма развивались и вообще преодолевались.

 

В 90-е годы, в результате известных событий, преобразивших  нашу страну, возникли условия, способствующие усвоению всего спектра мировой  философской мысли. В этом отношении  делается очень многое, но о результатах  этой работы судить пока рано.

 

В более свободной, чем  в России, атмосфере развивался западноевропейский марксизм. Под знамена марксизма  встали выдающиеся мыслители: Д. Лукач, Ж. -П. Сартр, А. Грамши, Г. Маркузе, Л. Альтюссер, Ю. Хабермас и. др. Многие затем отказались от марксизма. В итоге, однако, появлялись новые идеи. В наши дни неомарксизм  сохраняет свою актуальность.

НИЦШЕ: ПОСЛЕДНИЙ ВСПЛЕСК  ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Фридрих Ницше замыкает своей  философией XIX век. Его воззрения - яркая  реакция на философию Нового времени, прежде всего на логоцентризм. Сущность вещей, считает Ницше, это не научная или моральная, а слепая воля к власти. Все слабое Ницше презирает, а все сильное воспевает. Симпатии  Ницше на стороне сильных личностей, способных вести за собой слабовольные массы. Лозунг Ницше - живи опасно.

 

Ницше - прекрасный филолог  и музыкальный импровизатор. Все  это переплавляется у него в своеобразную философскую форму, где яркие  литературные эссе, проповеди, афоризмы, декларации, написанные подчас в музыкальных  ритмах, то и дело противоречат друг другу. Ницше разрушает нововременной  логоцентризм. Старые ценности его  не устраивают. Науку он ставит не слишком  высоко. Довольно часто "воля к истине" есть лишь выражение бессилия "воли к творчеству". Само понятие истины Ницше ставит под сомнение. Откуда известно, что истина есть? Человек  интерпретирует, но не ради истины, а  реализуя свое стремление к власти. Ницше решительно выступает против "малокровных" идеалов христианства, морали, науки.

 

Кажется, что Ницше разрушил все ценности Нового времени. Но... "бог  умер; и мы хотим - пусть живет  сверхчеловек". На место Бога Ницше  ставит человека, но это и есть главное  положение философии Нового времени. Ницше не отказался от философии  Нового времени и вместе с тем  многое в ней разрушил. Он мечтал "о неслыханном синтезе", но осуществить его не сумел. Философия  Ницше венчает собой философию  Нового времени.

 

Ницше умер в 1900 г., на пороге Новейшего времени - ХХ века. Не стало  альпиниста, но осталось его дело. Философское  восхождение продолжалось, впереди, в серебристых облаках уже  виднелись новые вершины.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Философия Нового времени  внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет  строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие  нововременной философии.

Философия Нового времени  ставит в центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо "коллективного" человека (Маркс). Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична.

Информация о работе Философия Нового времени