Философия Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:40, лекция

Описание работы

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра - Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Работа содержит 1 файл

философия нового времени.docx

— 89.26 Кб (Скачать)

В философии Нового времени  преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию  мира открывает познание.

Философия Нового времени  очень логоцентрична, т.е. идеалом  познания признается четкое, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным  идеям сознания, Канта к познавательным способностям души, Гегеля к универсальным  идеям,  Маркса к науке).

Для философии Нового времени  очень характерен преобладающий  интерес к методам, способам познания (сравните методы Локка, Канта, Гегеля, Маркса).

Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку  ставят превыше всего, философию  стремятся поставить на научные  рельсы).

Наукоцентризм приводит к  желанию подчинить общественную жизнь законам - правовым (Локк), моральным (Кант), экономическим и политическим (Маркс).

Возрастает ориентация на практику. Кант, Гегель, Маркс начинают подчеркивать приоритет практики по сравнению с теорией.

Философия Нового времени  знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой  философии, этап так называемой классики философии, классической философии. Идеалы классической философии во многом отрицаются уже в философии Ницше.

Философия ХХ века - это неклассическая философия.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В  СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ"

 

Почему исторический период 15-16 вв. был назван эпохой  Возрождения? В философском плане имелось  в виду возрождение творческого  наследия античности.

 

Что такое гуманизм? Признание  в качестве основных философем ценностей  личности, таких, как свобода, справедливость, право на творчество.

 

Что такое антропоцентризм? Признание человека, а не природы  или Бога, высшим творением мироздания.

 

Почему Декарт так ратовал  за ясные идеи? Фактически, речь шла  об исходных научных принципах, которые  невозможно опровергнуть ни логически, ни экспериментально.

 

Чем отличается сенсуализм от рационализма? Спор идет о приоритете в познании чувственного (сенсуализм) или же мыслительного (рационального). Сенсуалисты ошибочно считали, что понятия выводятся непосредственно из чувственных данных. Рационалисты, в свою очередь, ошибочно полагали, что значение чувственного познания несущественно.

 

Что такое идеализм? Философское  учение, делающее упор на идеях, понимаемых либо в качестве общего того или  иного класса вещей, либо мыслей. В  философском отношении термин "идеализм" устарел.

 

Разве Кант прав, считая, что  научные принципы могут быть доопытными, т.е. априорными? Не слишком ли странно  он рассуждает? Кант, действительно, во многом прав. Суть дела состоит в  следующем. Научные принципы разом  соотносятся со многими единичными явлениями. Поэтому представление  о них всегда требует выхода за конкретику данных изучаемых процессов. Этот "выход за конкретику" надо как-то обозначить. В этой связи появляется термин "априорные принципы". Эмпирический статус априорных принципов не до конца был ясен Канту.

 

Что такое категорический императив Канта и не слишком  ли он категоричен? Категорический императив - это абсолютный закон поведения, при нарушении которого люди теряют свое человеческое достоинство. Так, если некто использует другого как  средство, т.е. вопреки ценностям  последнего, то он признает подлинным  человеком только себя, т.е. выступает  против человечества.

 

Почему такое большое  внимание уделяется диалектике идей? Речь идет о том, как идеи соотносятся  друг с другом. Это действительно  очень важный вопрос.

 

Что такое противоречие? Это  высказывания, не согласующиеся друг с другом. Так, два высказывания "2+2=4" и "2+2=5" образуют противоречие. Важно  понимать, что понятие "противоречие" относится исключительно к высказываниям, но не к вещам и людям. Между людьми часто случаются конфликты, истинное описание которых всегда непротиворечиво. Так, высказывания "Субъект А утверждает, что 2+2=4" и "Субъект В утверждает, что 2+2=5" непротиворечивы, но они свидетельствует о том, что лишь высказывание субъекта А математически истинно. Субъекты не могут быть противоречивыми, противоречивыми могут быть лишь их высказывания.

 

Верно ли, что главное понятие  теории Маркса - понятие "общественного  труда"? Верно. Из общественности труда Маркс делал вывод о том, что недопустима эксплуатация одними людьми других: работающие сообща - да не обидят друг друга. Маркс рассуждал, видимо, несколько упрощенно, без учета многообразия форм собственности.

 

Какие резоны были у Ницше  воспевать не человека, а  сверхчеловека? Нет ничего удивительного в том, что предпочтения философов разнятся. Восхищение Ницше заслуживал человек  как аристократ аффектов и воли к  власти, ярких чувств и поступков.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Р.ДЕКАРТА

 

Декарт - родоначальник философии  Нового времени. Он в отличие от многих своих коллег очень ясно и четко  понимал необходимость союза  философии и наук. "Все науки  настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности  от всех прочих".

 

Декарт обладал ясным  умом и широчайшими интересами. За какую бы науку он не брался, везде  находил на первый взгляд простые, а  по сути новаторские решения. Это относится к философии, математике, физике, космологии, физиологии.

 

Главный вклад Декарта  в философию - это развитый им метод  научных размышлений.

 

Декарт чурался дрязг, политических разборок, грубых столкновений. По этой причине он покинул шумную Францию и прожил около 20 лет в более спокойной Голландии. Однако новаторские воззрения Декарта и здесь не остались без внимания. В Утрехтском университете против Декарта был предпринят настоящий крестовый поход. По этой причине Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм. Здесь теплолюбивый француз, беседуя с королевой в утренние, особенно холодные часы заболевает воспалением легких, что и послужило причиной его смерти.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И.КАНТА

 

Кант всю свою жизнь  прожил в Кенигсберге, в Восточной  Пруссии (ныне Калининград). Кант был  равнодушен к богатству, когда ему  предлагали переехать в другой город, суля многократное повышение жалованья, он отказывался. Не женился. Имел много  друзей. Преподавал в университете. Был чрезвычайно щепетилен в  вопросах науки и морали. Если перечисляют  великих философов, то, после Платона  и Аристотеля, как правило, называют Канта.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ К.МАРКСА

 

С юных лет решил посвятить  свою жизнь делу установления справедливого  общественного порядка. Укрепился  в своей решимости после того, как создал теорию об общественном труде, результаты которого, как он считал, не распределяются между гражданами по справедливости. С целью совершения социалистической революции он организовал  Международное товарищество рабочих (Лондон, 1864 г.).

 

Жил страстно. Уже после  помолвки семь лет ждал возможности  создать семью со своей возлюбленной Женни фон Вестфален. От этого  брака родилось семеро детей, из которых  взрослыми стали только три дочери.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Ф.НИЦШЕ

 

С молодых лет Ницше  выделялся своей талантливостью. Любимцу студентов-филологов предложили место профессора еще тогда, когда  он был студентом, в 24 года. А Лейпцигский  университет присудил Ницше степень  доктора без защиты диссертации, да и без самой диссертации. В  талантливости Ницше его педагоги не сомневались. Но когда на свет одно за другим стали появляться произведения Ницше, наступило замешательство. Любезный и скромный человек пошел в  настоящее наступление на все  общепризнанные ценности, от науки  до христианства.

 

В таланте Ницше причудливо соединились филологическая утонченность, философский скепсис и буйство  музыкальной стихии, импровизации. Все это вылилось в пропаганду сверхчеловека.

 

Последние 11 лет своей  жизни Ницше был сумасшедшим.

 

Нацисты использовали воззрения  Ницше в своих целях. Этому  способствовало ознакомление Гитлера  с философией Ницше, музей которого он как-то посетил. Ницше - излюбленный  философ графоманствующих эстетов.

 


 


Введение

 

Европейскую философию XVII века условно принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, в Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.

 

Происходит "расслоение" человека на частного и родового, на эмпирического и абстрактно-всеобщего  индивида. Мировоззрение человека окончательно потеряло былую цельность и непротиворечивость, но зато приобрело глубину, сумев  осознать противоречивость бытия, мироздания и самой жизни. Формируется новый  тип сознания, для которого бытие  открыто для всевозможных изменений, превращений, столкновений. Это сознание противоречиво в самом себе и  одновременно направлено на такую же противоречивую реальность. Не случайно то, что именно в это время получает широкое распространение жанровая форма романа, позволяющая эпически воспроизвести в художественных формах весь динамизм социальной жизни. Не случайно также и то, что широкое  распространение в это время  получает драматическое искусство.

 

Философское сознание XVII века во всем видит не согласие, единство, гармонию, но - противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и индивидуально-личностного. Мир воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда - неизбежность размышлений не только о путях познания этого мира, но и о собственных познавательных возможностях. Поэтому философия нового времени представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновения эмоционального и рационального в осмыслении самой сущности человека. В конечном счете все эти споры приведут к формированию Кантом знаменитых антиномий.

 

Принципиальная новизна  философии нового времени заключается  в том, что, "заглянув" в глубины  человеческого бытия, она резко  отделила и обособила две сферы: то, что принадлежит повседневному, конкретно-историческому человеку, его актуальному познанию и действию, и то, что принадлежит его глубинной  сути, сущности, внутренней структуре  его познания и действия. Первое по результату дает неистинное знание, ведет к отклонениям и заблуждениям, связанным с несовершенством  конкретного человека, ограниченностью  его рассудка, ослепляющими страстями, эмоциями. Сущность же, "природа" человека есть воплощение совершенства, неограниченных возможностей. Этот разрыв не только пронизывает философию  XVII века и определяет философскую мысль последующего времени, но и стимулирует поиски путей, методов, направлений, следуя которым конкретный эмпирический человек приблизится к собственной абстрактно-идеальной сущности.

 

Полюсами, создавшими в Европе пространство для ищущей мысли, были два научных сообщества. Первое - Лондонское Королевское общество (оформилось к началу 60-х гг. XVII в.), девизом которого было весьма красноречивое: "Ничего со слов!", т.е. - ничего "на веру" и никакой ориентации на авторитеты и умозрения, но только - на опытно-экспериментальные исследования. На почве этого сообщества и при его поддержке развивался эмпирико-сенсуалистский материализм Бэкона, Гоббса, Локка. Почти одновременно с Лондонским обществом кардиналом Ришелье была создана Французская Академия, на базе которой было открыто множество других (естественнонаучная, живописи и скульптуры, архитектуры и др.) академий.

 

 Вопрос №1. Формирование  философии Нового времени

 

С XVII в. начинается период в развитии западноевропейской философии, который обычно называют философией Нового времени. Формирование и характер новой европейской философии определили наряду с социально-экономическим фактором (разложение феодальных и зарождение капиталистических отношений) по крайней мере три идейных фактора - возрождение античных культурных ценностей, религиозная реформация и развитие естествознания. Они обусловили постановку задачи исследования последних оснований бытия, познания и деятельности человека, способствовали освобождению философии от теологической проблематики и установлению тесной связи философии с наукой. При этом наука становится ферментом ее развития. Все это приводит к тому, что религия утрачивает монопольное положение в духовной сфере общества и возникает новое мировоззрение, отвечающее интересам науки о природе.

 

В эпоху рабовладения и  феодализма не было четкого разграничения  между философией и отдельными науками. Тогда существовала единая, нерасчлененная область знания «философия-наука». В Новое время происходит выделение  из нее, отпочкование отдельных естественнонаучных дисциплин - механики, астрономии, физики, химии и т.д. Это, естественно, изменило сферу действия новой философии  и придало ее развитию особые черты  и направления.

 

Во-первых, изменяется предмет  философии, а сами философы сосредотачивают  свое внимание на решение вопроса  о соотношении материи и сознания, а также на логико-гносеологических проблемах. Во-вторых, коренной перелом  в развитии естествознания, появление  и развитие частных методов и  приемов исследования в области  естественных наук поставили перед  философией задачу обобщения их достижений и разработки общефилософского метода, а также проблему соотношения  философии с частными науками. В-третьих, огромные успехи в развитии естественных наук и связанные с ними изменения  в области методологии научных  исследований чрезвычайно остро  поставили перед передовой философией и такие теоретико-познавательные проблемы, которые касаются существа самого познавательного процесса, а именно: о происхождении познания, его источнике; о соотношении чувственного, опытного и рационального в познании; о познавательной роли чувственного опыта и абстрактном, о логическом мышлении, об истине.

 

При решении этих вопросов философы Нового времени разделились  на два основных направления: эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Эмпиризм как течение  в гносеологии, связанное с достижениями естественных наук, зарождается в  Италии и Нидерландах, но окончательное  оформление получает в Англии. Рационализм, связанный главным образом с  развитием математики, зародился  еще в Древней Греции в философских  системах Сократа и Платона. Однако окончательно он оформился как самостоятельное  течение в гносеологии только в XVII в.

Информация о работе Философия Нового времени