Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 11:55, контрольная работа
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет про-изводство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возраста-ние роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неиз-бежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих зна-ние, познание и методы исследования.
ВВЕДЕНИЕ
1. НАУКА.
2. ФИЛОСОФИЯ:
2.1. Философия – это наука;
2.2. Философия – это не наука;
3. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3) производственная, технико-технологическая функция призвана рационализировать, «онаучивать» сферу материального производства, обеспечить его нормальное функционирование и развитие технический и технологический прогресс, внедрение в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и т п.; исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;
4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна
разрабатывать
идейно-теоретические и
5) культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства;
6) идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование, сохранение всех достижений научного «коллективного интеллекта», научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов в сфере научного производства, сообщества и этоса;
7) практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует все другие функции науки, характеризует её как универсальную преобразующую социальную силу, которая способна изменить все общество, все его сферы, стороны и отношения. Данная функция осуществляется главным образом через практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс материализации, «овеществления» научного знания, идей ученых;
8) методологическая функция призвана исследовать проблемы методологии науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания «вооружать» ученых солидным и эффективным исследовательским инструментарием; следует подчеркнуть, что прогресс науки оценивается не только богатством новых идей, но мощью исследовательского арсенала;
9) производство, воспроизводство и подготовка научных кадров - эта функция
науки, как и предыдущая, является внутри научной, обеспечивает сферу научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными, нормальное функционирование науки как социального института, собственное воспроизводство; особое внимание должно быть уделено подготовке молодых научных кадров.
Очевидно,
что практически все функции
науки так или иначе связаны
между собой.
2. ФИЛОСОФИЯ.
Философия (в пер. с греч.яз) – «любовь к мудрости». Несмотря на свой немалый возраст ( а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначной интерпретации данного понятия.
О
соотношении философии и
2.1. Философия – это наука
Историко-философский экскурс свидетельствует о том, что начиная с древнего мира и до наших дней, сложилась довольно устойчивая традиция согласно которой философия - это «наука о всеобщем», «наука всеобщая», «всеобщая теория бытия», «основ всего существующего». Так, Аристотель в «метафизике» писал: «Наука философов исследует сущее как таковое вообще, а не какую-то часть его».
Сходные
представления о философии
Известно, что в нашей литературе целые десятилетия господствовала точка зрения, считавшаяся «официальной» и «единственно верной», согласно которой, философия объявлялась наукой о наиболее общих (всеобщих) законах развития природы, общества, познания и мышления. Правда, так характеризовался в основном диалектический материализм. Нетрудно убедиться в том, что такая точка зрения близка традиционной, мало чем отличается от нее. Однако здесь с помощью категории «закон» усиливается «научный» статус философии. Порой подобная точка зрения, но в ослабленной и модифицированной форме, встречается и в современной литературе. Например, в одном новом учебнике читаем: «Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру». В другом: «Философия является учением о мире в целом об общих принципах и закономерностях его бытия и познания».
В приведенном выше понимании философии, на взгляд автора, верно указано на то, что она имеет дело со всеобщим, инвариантным, фундаментальным в бытии. Но все же такое понимание философии является односторонним и недостаточным. Здесь, например, просто постулируется научный статус и характер философского знания, философия практически сводится к диалектике (учению о всеобщих связях и развитии), явно выпадает из предмета её познания и понимания человек и его отношение к миру, аксиологическая и смысложизненная проблематика. Кроме того, если философия является наукой о всеобщих законах бытия и познания, то от нее следует «отлучить» всех тех мыслителей, которые разделяют религиозные, идеалистические и метафизические (недиалектические), мистические и иррационалистические взгляды, а важная проблема «философия и наука» просто становится абсурдной. Словом. Традиционная, сценическая трактовка философии является неправомерной, ею невозможно охватить различные философские течения направления и школы.
В 6О-70-e годы у нас стали появляться работы, авторы которых в качестве предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию, всеобщее в системе «мир – человек». Так. П.В. Алексеев и А.В. Панин в своем учебном пособии писали «Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Философия -это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру».
Философия – это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и в гуманитарных областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается. [4]
Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением [4].
2.2. Философия – это не наука
На страницах журнала «Философские науки» в 1989-1990 годы шла оживленная дискуссия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы полагали, что философия является наукой, другие - доказывали, что таковой она не является, ибо не отвечает многим критериям научности, требованиям, предъявляемым к научному знанию, третьи характеризовали философию и как особую форму общественного сознания, и как науку.
Заметим, что не так просто провести демаркационную линию между философией и наукой. И все же к критериям научного знания обычно относят такие, как истинность, аргументированность, доказательность, верифицируемость, практическая, опытная экспериментальная и фактологическая проверяемость, системность, интерсубъективность, общезначимость и общепринятость, фиксация сущности, законов исследуемых предметов явлений и процессов. Порой к ним добавляют ещё фальсификационный (К. Поппер) и парадигмальный (Г. Кун) критерии.
Очевидно, что многие из этих признаков научности либо мало применимы, либо совсем не применимы для характеристики философского знания. Оно, допустим непроверяемо экспериментально, плюралистично и диалогично по своей природе, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым, что имеет место в физическом, химическом, математическом знании и пр. Другими словами, получается, что философия не является наукой.
Весьма примечательно, что вопрос о научности и ненаучности философии начал обсуждаться и в учебной литературе. В частности, в одном учебном пособии отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически не подтверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и языка философии в пользу научности философии называются такие её черты, как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие развиваются и обогащаются.
В
мировой и отечественной
«Философия - писал Н.А. Бердяев - возможна лишь в том смысле, если есть особый, отличный от научного путь философского познания. «Научная» философия есть отрицание философии, отрицание её первородства. Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования».
Философия как и религия, отвечает на самые общие мировоззренческие и смысложизненные вопросы. Однако делает она это в отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру, авторитет и догмы. Философские системы даже религиозные иррационалистические опираются на интеллект и логику, являются результатом размышлений и аналитической деятельности, философские идеи и положения так или иначе доказываются, обосновываются рациональным способом. Словом, в этом плане философия похожа на науку. Однако важно подчеркнуть, что в центре философии стоит человек, мир как таковой её интересует гораздо меньше. Философия рассматривает мир как «обитель» человека. «Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека». Следовательно, философия познает мир через «призму» человеческих потребностей, интересов предпочтений целей, ценностей и идеалов.
Познавая и понимая мир, она пытается дать ответы на вопросы: «Почему?» и «Для чего?», то есть вскрыть смыслы и значения всего существующего и происходящего. При этом философия использует не только рациональные, научные средства и методы, но и ненаучные, художественные образы мифологию метафорический язык и пр. В этом плане философия сходна с искусством. Философ, как и художник, в значительной мере не только «отражает» мир, но и «творит», «конструирует» его. Придает ему какие-либо новые свойства, смыслы предлагает людям своё видение действительности, ориентирует общественное сознание на грядущие изменения.
Философия
– это прежде всего мировоззрение,
выясняющее место человека в мире, его
природу, смысл жизни, возможности и перспективы
развития. С помощью философского познания
достигается самосознание человеческого
рода, осмысливается отношение людей к
миру, характер и типы мировоззрения, мировосприятия
и миропонимания.