Философия как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет про-изводство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возраста-ние роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неиз-бежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих зна-ние, познание и методы исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. НАУКА.
2. ФИЛОСОФИЯ:
2.1. Философия – это наука;
2.2. Философия – это не наука;
3. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 49.55 Кб (Скачать)

3) производственная,    технико-технологическая  функция     призвана рационализировать, «онаучивать» сферу материального производства, обеспечить его нормальное функционирование и развитие технический и технологический прогресс, внедрение в производство нововведений инноваций, новых технологий,   форм организации и т п.;  исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) управленческо - регулятивная  функция выражается в том, что наука должна

разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов.  Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты    осуществляют информационное      обеспечение управленческо -регулятивного процесса, консультирование работников государственного аппарата,  своими  практическими рекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений, совершенствовать организационные структуры,   служебные и деловые отношения; научные работники через свою педагогическую деятельность могут значительна поднять уровень управленческой культуры руководящих кадров;

5) культурно-воспитательная, образовательная  функция заключается главным  образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют  на весь  учебно-воспитательный процесс,  на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно,  ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства;

6) идейно-преемственная,  традиционная функция обеспечивает наследование, сохранение всех достижений научного «коллективного интеллекта», научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов в сфере научного производства, сообщества и этоса;

7) практически-действенная  функция в известной мере как бы интегрирует все другие функции науки, характеризует её как универсальную преобразующую социальную силу, которая способна изменить все общество, все его сферы, стороны и отношения. Данная функция осуществляется главным образом через практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс материализации, «овеществления» научного знания, идей ученых;

8) методологическая функция призвана исследовать проблемы методологии науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания  «вооружать» ученых солидным и эффективным исследовательским инструментарием; следует подчеркнуть, что прогресс науки оценивается не только богатством новых идей, но мощью исследовательского арсенала;

9) производство, воспроизводство  и подготовка научных  кадров - эта функция

науки,  как и предыдущая, является внутри научной, обеспечивает сферу научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными, нормальное функционирование науки как социального института, собственное воспроизводство; особое внимание должно быть уделено подготовке молодых научных кадров.

      Очевидно, что практически все функции  науки так или иначе связаны  между собой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.    ФИЛОСОФИЯ.

   Философия (в пер. с греч.яз) – «любовь  к мудрости». Несмотря на свой немалый  возраст ( а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначной интерпретации данного понятия.

   О соотношении философии и частных  наук было и, видимо, будет много  споров [4]. Одни определяют философию как науку, другие как особый тип мировоззрения, третьи – как их симбиоз и т.д.

   2.1. Философия – это  наука

   Историко-философский  экскурс свидетельствует о том, что начиная с древнего мира и до наших дней, сложилась довольно устойчивая традиция согласно которой философия - это «наука о всеобщем», «наука всеобщая», «всеобщая теория бытия», «основ всего существующего». Так, Аристотель в «метафизике» писал: «Наука философов исследует сущее как таковое вообще, а не какую-то часть его».

   Сходные представления о философии сохраняются  и в Новое время и позже. В частности, Гегель полагал, что в отличие от других наук «философия хочет познать неизменное вечное, «сущее» само по себе», её цель – истина».

   Известно, что в нашей литературе целые десятилетия господствовала точка зрения, считавшаяся «официальной» и «единственно верной», согласно которой, философия объявлялась наукой о наиболее общих (всеобщих) законах развития природы, общества, познания и мышления. Правда, так характеризовался в основном диалектический материализм. Нетрудно убедиться в том, что такая точка зрения близка традиционной, мало чем отличается от нее. Однако здесь с помощью категории «закон» усиливается «научный» статус философии. Порой подобная точка зрения, но в ослабленной и модифицированной форме, встречается и в современной литературе. Например, в одном новом учебнике читаем: «Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру». В другом: «Философия является учением о мире в целом об общих принципах и закономерностях его бытия и познания».

   В приведенном   выше понимании  философии, на взгляд автора, верно  указано на то, что она имеет  дело со всеобщим, инвариантным, фундаментальным в бытии. Но все же такое   понимание   философии   является   односторонним   и   недостаточным. Здесь, например,   просто  постулируется  научный статус и  характер  философского  знания, философия практически сводится к диалектике (учению о всеобщих связях  и развитии), явно выпадает из предмета её познания и понимания человек и его отношение к миру, аксиологическая  и  смысложизненная  проблематика.   Кроме  того,   если     философия является наукой о всеобщих законах бытия и познания, то от нее следует «отлучить» всех тех мыслителей, которые разделяют религиозные, идеалистические и метафизические (недиалектические), мистические и иррационалистические взгляды, а важная проблема «философия и наука» просто становится абсурдной. Словом. Традиционная, сценическая трактовка философии является неправомерной, ею невозможно охватить различные философские течения направления и школы.

   В 6О-70-e годы у нас стали появляться работы, авторы которых в качестве предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию, всеобщее в системе «мир – человек». Так. П.В. Алексеев и А.В. Панин в своем учебном пособии писали «Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Философия -это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру».

   Философия – это наука. Конкретная наука, как  определенный вид эмпирического  и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и в гуманитарных областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается. [4]

   Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением [4].

   2.2. Философия – это  не наука

   На  страницах журнала «Философские науки» в 1989-1990 годы шла оживленная дискуссия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы полагали, что философия является наукой, другие - доказывали, что таковой она не является, ибо не отвечает многим критериям научности, требованиям, предъявляемым к научному знанию, третьи характеризовали философию и как особую форму общественного сознания, и как науку.

   Заметим, что не так просто провести демаркационную линию между философией и наукой. И все же к критериям научного знания обычно относят такие, как истинность, аргументированность, доказательность, верифицируемость, практическая, опытная экспериментальная и фактологическая проверяемость, системность, интерсубъективность, общезначимость и общепринятость, фиксация сущности, законов исследуемых предметов явлений и процессов. Порой к ним добавляют ещё фальсификационный (К. Поппер) и парадигмальный (Г. Кун) критерии.

   Очевидно,   что многие из  этих  признаков  научности либо  мало применимы,  либо совсем  не  применимы  для  характеристики  философского  знания.     Оно, допустим непроверяемо экспериментально,  плюралистично и диалогично по своей природе, а потому  не может быть  общеобязательным  и  общепринятым, что  имеет  место  в физическом, химическом, математическом знании и пр.  Другими словами, получается, что философия не является наукой.

   Весьма  примечательно, что вопрос о научности  и ненаучности философии начал  обсуждаться и в учебной литературе. В частности, в одном учебном пособии отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически не подтверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и языка философии в пользу научности философии называются такие её черты, как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие развиваются и обогащаются.

   В мировой и отечественной литературе широко представлена позиция, которая  категорически не считает философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразный тип мировоззрения, духовно-практическую форму освоения мира. Эту позицию, к примеру, разделяли В. Виндельбанд, Н.А. Бердяев, Б. Рассел, М. Хайдеггер, К. Поппер.

   «Философия - писал Н.А. Бердяев - возможна лишь в том смысле, если есть особый, отличный от научного путь философского познания. «Научная» философия есть отрицание философии, отрицание её первородства. Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования».

   Философия    как   и   религия,      отвечает   на   самые   общие   мировоззренческие   и смысложизненные вопросы.   Однако делает она это в отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру, авторитет и догмы.  Философские системы даже религиозные иррационалистические   опираются на интеллект и логику, являются результатом   размышлений  и  аналитической деятельности,     философские   идеи     и положения так или иначе доказываются,    обосновываются рациональным способом. Словом, в этом плане философия похожа на науку. Однако важно подчеркнуть, что в центре философии стоит человек,  мир как таковой её интересует гораздо меньше. Философия рассматривает мир как «обитель» человека. «Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека,   в человеке видит разгадку смысла,   наука же познает бытие как бы вне человека,    отрешенно от человека». Следовательно, философия познает мир    через    «призму»    человеческих потребностей, интересов предпочтений целей, ценностей и идеалов.

   Познавая  и понимая мир, она пытается дать ответы на вопросы: «Почему?» и «Для чего?»,  то есть вскрыть смыслы и значения всего существующего  и  происходящего.      При этом философия  использует не только рациональные, научные средства и методы, но и ненаучные, художественные образы мифологию метафорический язык и пр. В этом плане философия сходна с искусством. Философ, как и художник,  в значительной мере не только «отражает» мир, но и «творит», «конструирует» его. Придает ему какие-либо новые свойства, смыслы предлагает людям своё  видение действительности,   ориентирует общественное   сознание  на  грядущие изменения.

   Философия – это прежде всего мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу, смысл жизни, возможности и перспективы развития. С помощью философского познания достигается самосознание человеческого рода, осмысливается отношение людей к миру, характер и типы мировоззрения, мировосприятия и миропонимания. 

Информация о работе Философия как наука