Философия как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет про-изводство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возраста-ние роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неиз-бежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих зна-ние, познание и методы исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. НАУКА.
2. ФИЛОСОФИЯ:
2.1. Философия – это наука;
2.2. Философия – это не наука;
3. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 49.55 Кб (Скачать)

                                            СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ

  1. НАУКА.
  2. ФИЛОСОФИЯ:
    1. Философия – это наука;
    2. Философия – это не наука;
  3. ФИЛОСОФИЯ  И  НАУКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

 

                                                        

                                                       ВВЕДЕНИЕ

     Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

     Сейчас «философия техники», «философия науки» сформировались как относительно самостоятельные области теоретического поиска, не менее значимые, чем традиционные онтология и гносеология. [2]

      Тенденции развития человечества последних десятилетий в основном связаны исключительно с развитием техники, механизмов и т.п. в масштабах, до селе невиданных. Это связано с небывалым научно-техническим прогрессом, охватывающим все области жизни и деятельности человека.

 Если попробовать охарактеризовать вышеописанное одним словом (что автору в окры-

той форме  приходится делать впервые), этим словом будет (в масштабе данной работы) техногенолиз. Техногенолиз, в отличие от техницизма, заключается в чрезмерном, избыточном внедрении техники (в широком смысле слова) во все проявления жизнедеятельности человека.

 Однако техника призвана помогать человеку. Только лишь по сей день происходят ава-

рии регионального  масштаба, климатические, экологические  изменения планетарного масштаба и  многие другие негативные явления. Однако это лишь одно форма проявления влияния техногенолиза на человека, - та, которую можно увидеть, зарегистрировать, ощутить. На мой взгляд, существует и другая - невидимая, непрямая  форма влияния техногенолиза; а как известно, самый страшный враг – это невидимый.  Рассмотрению именно этой второй формы влияния посвящена представленная ниже работа «Философия и наука».

 Поскольку не существует общепринятых определений терминов «наука» и «филосо-

фия», то, по мнению автора, необходимо подробно остановится на их рассмотрении, так  как для анализа взаимодействия «философии и науки» необходимо четко  представлять какое место в жизни человека они занимают. Также следует отметить, что отношение человека и к науке и к философии исторически менялось, следовательно, менялись роль, функции и сущность философии и науки, что также получило свое отражение в работе.

       Таким образом, целью данной работы является представление своего видения влияния техногенолиза на человека; исследование понятий Философия и Наука, иллюстрация их значения и значимость в жизни человека.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.Наука.

   Чем же является наука для современного человека? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку современная наука является чрезвычайно сложным и многогранным общественным феноменом. И, как говорилось выше, первое с чего мы начнем, - это с выяснения сущности данного социального феномена, определения самого понятия термина «наука».

    1. Основные концепции науки

      Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

      С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и с свою очередь – воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. [2]

      В литературе нет однозначного и общепринятого  определения науки. Насчитывается более 150 определений этого общественного явления. Однако анализ их показывает что абсолютное большинство из них не являются оригинальными и в значительной мере повторяют друг друга.

      Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью  постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

      Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и результат  такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания наука- социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности являются универсальность, уникальность, персонифицированность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность [2].

        Науковеды характеризуют науку  и как систему знаний (форму  общественного сознания), и как род человеческой деятельности, и как социальный  институт,   и   как суммарный опыт человечества,    и как непосредственную производительную силу общества и пр.  Понятно, что довольно трудно охватить целиком и полностью хотя бы названные стороны науки в единой дефиниции.

      Надо  заметить, что все же существуют три основные концепции (модели) науки: наука как знание, наука как  деятельность, наука как социальный институт.

 В логико-гносеологическом плане в соответствии с многовековой традицией наука рассматривается как система знаний, особая форма общественного сознания.   Так понимали науку еще Аристотель и Кант Подобное понимание науки долгое время было чуть ли не единственным. [1]

 Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается   как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

 Всё возрастающая роль науки в развитии общества, изменение её социального  статуса рост числа лиц, занятых  трудом в научном производстве, усиливающиеся  потребности научно-исследовательской деятельности в финансовых средствах, современной материально-технической базе, наличие организационно-управленческих проблем в сфере научного труда, превращение «малой науки» в «большую» свидетельствует   об узости, односторонности     и   ограниченности   логико-гносеологической концепции.

      Логико-гносеологический аспект имеет известное значение для понимания науки, для разработки концепции научного знания, но он все  же односторонен, его познавательные, методологические и эвристические возможности существенно ограничены.  Данный подход дает в основном гносеологические характеристики науки, в значительной мере вырывает её из социокультурного контекста, в результате чего от исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и  всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки.

      Все это привело к необходимости  разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

      В 50-60-е годы стали появляться работы, в которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе,  а  прежде всего  как особая сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

      В современной философской,   социологической  и науковедческой литературе становится господствующим понимание науки как отрасли духовного производства, особого вида человеческой деятельности и социального института общества.

      В частности, в «Философском энциклопедическом словаре» читаем: «Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности» [2].

      Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

      Институционализация науки достигается посредством  известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

      Цель  и назначение науки как социального  института -    производство и  распространение научного знания,   разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

      Нередко исследователи, характеризуя науку  как социальный институт, понимают под последним относительно самостоятельную социальную систему (подсистему)   Так, Н.Яхнел прямо пишет об этом: «Социология науки исследует науку именно как своеобразный социальный институт (социальную систему) со своими специфическими внутренними взаимодействиями, институтами, находящимися в неразрывной связи и взаимодействием с остальными   видами человеческой деятельности, с системой общества в целом».

      Альтернатива - чем является наука   системой   знаний, видом человеческой деятельности или социальным институтом - является надуманной. Своевременная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная «субстанция», знание - системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности.         Автор придерживается  системно - деятельностной концепции науки. Эвристичность и теоретико-методологическая ценность её заключается в том, что она позволяет представить науку в системно-целостном и интегральном виде в качестве особой профессиональной деятельности, области духовного производства, определенного социального института,   специфической социальной подсистемы общества, лучше понять сущность, структуру, социальные функции науки и др.

    1. Функции науки.

 Функциональный  анализ   науки - составная часть  ее системно-деятельностной концепции. Обычно называют две главные функции науки - познавательную и практическую. В «Основах науковедения» приводится более полный перечень функций науки. Здесь выделяются познавательная, мировоззренческая, культурно-идеологическая, функция производительной силы и теоретической основы управления социальными процессами.

 В литературе, касающейся данной области исследований,  основные функции науки обычно представлены в такой последовательности: познавательная, объяснительная, практически-действенная прогностическая, мировоззренческая и функция социальной памяти.

 В качестве главных критериев выделения  функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания.

 Думается, что главные функции науки  следующие:

  1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира,  открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

 2) мировоззренческая  функция  безусловно тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

Информация о работе Философия как наука