Философия и наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 16:58, доклад

Описание работы

Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия.

Работа содержит 1 файл

Философия и наука.docx

— 31.83 Кб (Скачать)

Философия и наука

Философия и наука. Связи между  наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку  и философию роднит то, что они  являются сферами рациональной и  доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании  есть «форма согласования мысли с  действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия: 

    1. любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных миросхематик, – она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами; 
    2. наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину – то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ней прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону материальную действительность или устраняем безобразные вещи. 

В трактовке взаимоотношений с  наукой у философии есть две тупиковых  крайности. Это, с одной стороны, натурфилософия, как попытка строить  универсальные картины мира без  опоры на данные науки, а, с другой – позитивизм, призывающий философию  отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно  на обобщении положительных фактов науки. Прохождение между Сциллой  натурфилософии и Харибдой позитивизма  подразумевает постоянный творческий и взаимообогащающий диалог между наукой и философией: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.  

Философия и искусство

Вместе с развитием человеческого  общества развивались, взаимодействуя и обогащая друг друга, философия и искусство. Сегодня, в условиях резкого обострения идеологической борьбы между двумя общественными системами особенно возросла идеологическая роль философии. Ареной идеологической борьбы являются все формы общественного сознания. Поэтому столь актуальна задача предотвращения проникновенна в сознание людей антигуманистических воззрений. 
      В этом вопросе немаловажная роль принадлежит эстетике и искусству, оказывающим существенное воздействие не только на сознание, но и на эмоции и чувства людей, в частности широких слоев молодежи. А именно молодежи предстоит «решать сложнейшие задачи грядущего двадцать первого века». 
      Поскольку теории, составляющие идейную сущность искусства, выражаются в произведениях художественными средствами, нередко нарочито причудливыми, то распознать, выявить реакционную идейную направленность постоянно меняющихся течений искусства бывает порой не просто. Вред, наносимый разрушительными для самого искусства и эстетического сознания людей, модными направлениями «художественной деятельности», обнаруживается зачастую, к сожалению, позже - уже после тою, как то или иное модное увлечение поглотило время, силы и деньги многих людей, в особенности молодежи, принеся взамен пустоту и разочарование. 
      Своевременно выявить истинную сущность «модного» в данный момент направления искусства, здраво, критически оценить очередные трюки пропаганды, осуществляемой средствами художественной культуры, помогает эстетический анализ этих явлений, их обоснованная критика с идейно-философских позиций. Владение методологией анализа явлений искусства необходимо не только профессиональным критикам, но и каждому культурному человеку для самостоятельного анализа художественных произведений. Необходимо оно и для правильного понимания и верной оценки художественных произведений, а также через средства массовой информации. Именно подход дает возможность отделить зерна от плевел - произведения истинного искусства - демократического, имеющихся в каждой стране, от антихудожественных, но обычно хлестких и броских явлений антигуманистического искусства, помогает не поддаться слепому следованию энергично навязываемой моде. 

Философия и религия

Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания.

Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию  с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как  будто мыслят лишь в философии, а  не в религии; в последней также  имеются представления, общие мысли". Более того, "религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".

Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представлением, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, понимает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, понимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя».

Обратимся к другим мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности: 1) мировоззрения (в философии опора на рационально-теоретическое знание, в религии - на веру, вера в сверхъестественное - основа религиозного мировоззрения); 2) мышления(философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств); 3) сознания (философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный).

Подобные мысли и у А.С. Кармина: 1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и  не подлежат никакой критике, философия  же стремится аргументировать все  свои утверждения; 2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собственные выводы; 3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определенные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам.

Диалектика взаимодействия философии  и религии проявляется в: 1) религизации философии: а) религиозности философии; б) учете в деятельности философа уровня и направленности религиозности в обществе; 2) философизации религии: а) занятии философией служителей культа; б) создании философских школ (направлений) на религиозной основе.

Религия сближается с философией при  решении задачи доказательства бытия  Божия, рационального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направление - религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией.

Роль теистической философии в  жизни общества: 1) положительная: а) раскрывает общечеловеческие нормы морали; б) утверждает идеалы мира; в) приобщает людей к знаниям особого рода; г) сохраняет традиции; 2) отрицательная: а) формирует одностороннюю картину мира; б) осуждает (преследует) людей за отказ от теистических взглядов; в) поддерживает устаревшие обычаи, нормы, ценности.

Современные философские направления

    • Аналитическая философия
    • Герменевтика
    • Когнитивный релятивизм
    • Критическая теория
    • Либерализм
    • Марксизм
    • Неокантианство
    • Неопозитивизм
    • Неопрагматизм
    • Неотомизм
    • Новая философия во Франции
    • Позитивизм
    • Постмодернизм
    • Постпозитивизм
    • Постструктурализм
    • Структурализм
    • Феноменология
    • Философия жизни
    • Философская антропология
    • Экзистенциализм

Методы  современной философии

    • Феноменология (дескрипция)
    • Трансцендентальный метод
    • История понятий (история идей)
    • Логический анализ языка (анализ языка, логический анализ)
    • Герменевтика
    • Структурализм
    • Семиотика
    • Деконструкция
    • Диалектика

Философские учения

 

    • Агностицизм - философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира.
    • Антропологизм - философская ориентация:  
      - усматривающая в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию;  
      - представленная экзистенциализмом, философской антропологией и др.
    • Апатия - в этике стоиков - полная свобода души от страстей и аффектов.
    • Волюнтаризм - направление идеалистической философии, признающее волю первоосновой всего сущего.
    • Детерминизм - альтернативное индетерминизму учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.
    • Индетерминизм - философское учение, согласно которому в природе и обществе господствует беспричинная случайность, произвол и свобода воли.
    • Индетерминизм отрицает:  
      - закономерную причинную обусловленность явлений объективного мира;  
      - познавательную ценность причинного объяснения в науке.
    • Инструментализм - философское учение рассматривающее:  
      - сознание как средство приспособления организма к изменяющимся условиям среды; а  
      - идеи, понятия и научные законы как инструменты упорядочения субъективного опыта.
    • Критический рационализм - направление в философии, выдвигающее в качестве главной задачи философии проблему отделения научного знания от ненаучного на основе принципа фальсифицируемости, предложенного К.Поппером в качестве критерия отделения науки от метафизики.
    • Марбургская школа - направление в неокантианстве:  
      - исходящее из трансцендентально-логического истолкования учения И.Канта;  
      - отождествляющее предмет познания с понятием о нем;  
      - придающее большое значение универсальному характеру логического и математического методов.
    • Неогегельянство - философское направление конца 19 начала 20 вв., характеризующееся стремлением к созданию целостного мировоззрения на основе развития учения Гегеля, понимаемого в духе философии жизни. Неогегельянство рассматривает диалектический метод как феноменологический способ определения человеческого опыта в понятиях.

Информация о работе Философия и наука