Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:24, реферат
Создавая образ философии науки, следует четко определить, о чем вдет речь: о философии науки как о направлении западной и отечественной философии или же о философии науки как о философской дисциплине, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию, в данном случае к бытию науки. Философия науки как направление современной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности
Введение
Глава 1. Наука в культуре современной цивилизации
Проблемы философии науки
Философия науки в Античную эпоху
Философия науки в Средневековье
Философия науки в Новое время
Глава 2. Основы философии науки
Понятие науки
Критерии научности и основные особенности научного познания
основания науки и их структура
Основные концепции современной философии науки
Структура научного познания
Закономерности развития науки
Научная картина мира и ее функуции
Глава 3. Научные традиции и научные революции
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания
Научные революции как перестройка оснований науки
Глава 4. Особенности современного развития науки
Глава 5. Социально-гуманитарные науки
Становление и особенности социально-гуманитарных наук
Этапы развития социально-гуманитарных наук
Общее и особенное наук о природе и обществе
Специфика социально-гуманитарного познания
Глава 6. Наука как социальный институт
Институционные формы научной деятельности
Наука и власть
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Наука в культуре современной цивилизации
Глава 2. Основы философии науки
Глава 3. Научные традиции и научные революции
Глава 4. Особенности современного развития науки
Глава 5. Социально-гуманитарные науки
Глава 6. Наука как социальный институт
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Создавая
образ философии науки, следует
четко определить, о чем вдет речь:
о философии науки как о
направлении западной и отечественной
философии или же о философии
науки как о философской
Философия
науки как дисциплина возникла в
ответ на потребность осмыслить
социокультурные функции науки
в условиях НТР. Это молодая дисциплина,
которая заявила о себе лишь во второй
половине XX в., в то время как направление,
имеющее название "философия науки",
возникло столетием раньше. "Предметом
философии науки, - как отмечают исследователи,
- являются общие закономерности и тенденции
научного познания как особой деятельности
по производству научных знаний, взятых
в их историческом развитии и рассматриваемых
в исторически изменяющемся социокультурном
контексте".
1. Наука в культуре современной цивилизации
1.1. Проблемы философии науки
Философия как особая форма интегрирующего знания призвана создавать обобщенную картину мира, где имеют место самые разнообразные явления: природа, общество, человеческие отношения, сознание и познание, их роль в рациональном освоении мира. Философия сегодня представлена различными дисциплинами.
Философия науки – философская дисциплина посвященная философскому осмыслению науки и научного знания, которая изучает проблемы возникновения науки, структуру, динамику, уровни и формы научного знания, средства и методы научного познания.
Философия
науки – относительно молодая
дисциплина философского знания, которая
стала успешно и бурно
Изучение философии науки как вузовской учебной дисциплины способствует формированию у студентов представления о науке как о сложном, многомерном и во многом противоречивом процессе, который развивается в современном мире и радикально изменяющем наше общество. Философия науки ориентирована на обозначение коренных проблем естественных, технических и социально-гуманитарных, нахождение их предельных оснований в философии.
Проблематика философии науки имеет очень широкий спектр подходов и может иметь разные варианты. Один из них представлен в данном учебном пособии.
1.2. Философия науки в Античную эпоху
Истоки научных знаний уходят в глубокую древность. Известно, что множество различных знаний было накоплено в древних традиционных культурах Египта, Вавилона, Индии, Китая в форме практических знаний о природе и обществе, разнообразными познаниями в области медицины, астрономии, математики, механики, географии и т.п. Однако сам характер этих научных сведений был сугубо практическим. К тому же носителями и хранителями знаний являлись служители религиозных культов – жрецы.
Переход к научному знанию в истории науки связывают с Древней Грецией, где их античная культура оказалась уникальной средой в появлении греческого чуда, которым называется необыкновенный расцвет древнегреческой культуры, при этом, с большой долей заимствований эмпирических сведений из стран Востока. По словам Платона: «Что бы эллины не перенимали у варваров, они всегда доводили это до более высокого совершенства». Этого совершенства греки достигали путем рациональной обработки эмпирического материала с помощью математических моделей (аксиомы, теоремы), а не реальных объектов.
Важным
условием становления научной
В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться и «наука доказывающая». Описание и объяснение возникновения, развития и строения мира, вещей его составляющих получили название натурфилософии (философия природы), как преимущественное философско-умозрительное истолкование природы. В натурфилософии понятия «философия», «наука», «знание» фактически совпадали и не разделялись еще на свои отдельные части.
Среди значимых натурфилософских идей античности можно отметить атомистику и элементаризм, где единое фигурировало в виде воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), эфира (Анаксимандр), огня (Гераклит), атомов (Демокрит), бытия (Парменид). Замечательные результаты были достигнуты в математике Евклида, Евдокса, в астрономии Гераклида Понтийского, Клавдия Птолемея, в статике и инженерном деле Архимеда, Логике Аристотеля, что сегодня составляют золотой фонд науки. Высшими достижениями античной философии науки стали концепции идей Платона и форм Аристотеля.
1.3.
Философия науки в
Средневековая западная культура – специфический феномен. Квинтэссенцией интеллектуальных достижений этого периода считается теологическая картина мира. Религия, став господствующей в Средние века, подчинила себе науку и философию.
В истории средневековья этот период (II – XIV вв. н.э.) называют «мрачным», имея в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской Империи, нашествие варваров. Римская Империя в 325 г. была разделена на две части: западную со столицей Рим и восточную – Византию со столицей Константинополь. Рим прекратил свое существование в 476 г., а Византия существовала почти тысячу лет.
С
приходом христианства в Европу открылись
новые мировоззренческие
Философия, как и наука, в это время выступают в качестве «служанок» богословия. Церковь вмешивалась во все сферы человеческой деятельности. Все положения, расходящиеся с догматами христианства, осуждаются. Наука в это время лишена свободы поиска и скована предрассудками и заблуждениями.
Активизация
средневековой науки начинается
с XIII в. – время образования
В средние века существовали области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию. На Востоке в это время наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. В Западной Европе в средневековье относительное развитие получила логика, которая преподавалась наряду с риторикой в монастырских школах и университетах.
Таким образом, в античной и средневековой эпохах существовали лишь отдельные элементы, заделы и предпосылки науки, но не сама наука, которая возникает лишь в Новое время, в процессе отпочкования науки от философии.
1.4. Философия науки в Новое время
Наука
как целостный феномен
Классическая наука (XVII – XIX вв.) имеет своей парадигмой механику, картина мира строится на принципе жесткого детерминизма (лапласовского), ей соответствует образ мироздания как часового механизма.
Неклассическая наука (первая половина XX века) связана с парадигмой относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности, т.е. произошло усложнение научных представлений о мире, возможностях познания.
Постнекалиссическая
наука (XX – XXI вв.) имеет своей парадигмой
идею становления и самоорганизации.
Постнеклассическая наука характеризуется
пониманием крайней сложности исследуемых
объектов, а попытки изменять радикально
сверхсложные объекты влекут возможность
катастроф и других непредвиденных последствий.
В постнеклассику входят не только познавательный,
но и ценностный аспекты, т.е. при разработке
масштабных научно-технических программ
должны использоваться социально-гуманитарные
и экологические экспертизы.
2.
Основы философии науки
2.1. Понятие науки