Философия как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

Философия возникает в период становления раннеклассового общества, в период перехода от присваивающего хозяйства первобытности к производящему хозяйству раннеклассового общества, когда происходят глубокие сдвиги в структуре и масштабности общественного производства - освоении больших земельных площадей, возникновении городов, и, как следствие, строительстве дорог, зданий, возникновении торговли и т.д. Но для этого требовалось знание свойств и законов природы.

Содержание

1. Философия как наука
2. Философия в России и Белоруссии
3. Природное и социальное в человеке (история и современность)

Работа содержит 1 файл

Философия как наука.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

 

Философия

 

 

 

Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приёмная

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Философия как наука

 

Философия возникает в период становления  раннеклассового общества, в период перехода от присваивающего хозяйства  первобытности к производящему  хозяйству раннеклассового общества, когда происходят глубокие сдвиги в структуре и масштабности общественного производства - освоении больших земельных площадей, возникновении городов, и, как следствие, строительстве дорог, зданий, возникновении торговли и т.д. Но для этого требовалось знание свойств и законов природы. Однако знание законов природы - не дар Божий, оно достигается в ходе исследовательской работы. Последняя возможна лишь тогда, когда производство знаний выделяется в особую область социальной деятельности, становится профессией. Это фиксируется фактами возникновения в период ранней античности(8-7 в. д.н.э) зачатков математики, астрономии, механики. Из подобных фактов следует один вывод: потребность в знаниях законов природы, т.е. потребность в науке, возникает там и тогда, где и когда в самом материальном производстве возникают потребности в таких технических средствах и технологических приемах обработки вещества природы, которые выходят за границы физических возможностей человека как силы природы и, тем самым, многократно увеличивают его производительную силу.

Но для производства знаний на ранних этапах развития человеческой цивилизации  требовалось преодоление религиозно-мифологического  воззрения на мир, унаследованного  цивилизацией от первобытно-варварских племен.

Что такое мифология? Это особый способ осмысления явлений природы(от космических до земных), характеризующийся очеловечиванием, одушевлением всего существующего. Мифология характеризуется антропоморфизмом, когда явление природы наделяется человеческими качествами и способностями. Например, современном языке сохранились такие выражения: «земля спит, небо хмурится, ива плачет...». Психологической основой оживления природных явлений является осмысленная человеческая способность к воображению. Миф есть попытка объяснения непознанных причинных связей путем олицетворения, т.е. путем перенесения человеческих способностей на природные явления. С логической точки зрения олицетворение - это просто отождествление человеческого и природного, субъективного и объективного, превращения человеческих качеств в некие объективные феномены. Формируя потребность в знании законов природы требуется прежде всего преодоление мифологического воззрения на природные явления.

Преодоление мифологического объяснения мира начинается с противопоставления объективного и субъективного, природного и человеческого. Это противопоставление формируется в так называемом основном вопросе философии(ОВФ)- вопросе об отношении мышления к бытию, сознания к природе; это исходный пункт философии, вырабатывающий стремление формирующейся науки осмыслить мир так, как он существует сам по себе, не наделяя этот мир никакими человеческими качествами и способностями. В этом смысле возникновение философии означает возникновение научного способа объяснения мира в отличие от религиозно-мифологического.

Другой причиной возникновения  философии является возникновение  древнегреческого рабовладельческого общества, рабовладельческой демократии, когда каждый свободный гражданин  мог принять участие в формировании государственной власти, быть избранным  на государственную должность. Но чтобы добиться власти, мало личных симпатий, нужно победить в конкурентной борьбе за эту должность. А для этого необходимо убедить избирателей, доказать свою правоту и способность вести государственные дела, обнаружить понимание общественных интересов и задач. На этой основе возникает риторика, т.е. искусство красноречия, а последнее невозможно без умения доказывать, строить логически безупречную информацию и аргументацию. Все это требует развития культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному доказательству. Таким образом, философия формируется как особая форма духовного производства, духовной мыслительной деятельности, целью которой, с одной стороны, является преодоление религиозно-мифологического представления мира, а тем самым, выработки научного объяснения мира, а с другой стороны - как средство формирования культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному мышлению, необходимому во всех сферах общественной деятельности человека. В чем особенность, специфичность философии, как формы культуры?

Философия есть система идей, определяющая логические критерии, своего рода предельные нормативы, исходные основания, которые  служат точкой отсчета для понимания  явлений и феномена в социальной жизни - экономике, политике, нравственности, искусстве, религии и т.д. Эта система идей имеет своей задачей вооружить человека относительно точными критериями для отличия истинного от ложного, образованность от невежества, красоты от безобразия, доброго поступка от злого, справедливости от несправедливости. А тем самым выработать систему социальных ориентиров, обуславливающих самую общую программу социального поведения человека.

Философия не вырабатывает информации и знаний о конкретных процессах  природы и общественной жизни, не претендует на формирование системы знаний, служащей основой практических и технологических операций(лечение людей, плавка металлов и т.д.)В этом смысле между философией и наукой нельзя поставить знак равенства. Социальное назначение философии - выработка основных нормативов научного(нравственного)и других форм осмысления природной и социальной действительности.

Философия образует форму развернутого обсуждения, логического анализа  различных образований культуры - науки, нравственности, религии, политики, права, искусства, техники и т.д.

Если философия не изучает ничего конкретного, то почему ее называет наукой? Любая наука развивается путем  образования и совершенствования  понятийного аппарата. Понятие - есть форма мышления, без которого невозможно ни одно осмысленное рассуждение, т.е. оно своего рода единица мышления. Именно философия является такой наукой, которая занята выработкой предельно общих понятий, которые выступают логическими формами и условием познания всего конкретного, единичного. Эти предельно общие понятия носят названия категорий. Философские категории - материя и движение, причины и следствия, необходимости и случайности, законы и факты, содержание и формы, сущности и явления, части и целое, и множества других - являются теми нормативами, логическими критериями, которыми руководствуется человеческий разум, когда он строит какое-либо суждение о предмете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Философия в России и Белоруссии

 

Языческая картина мира.

Очень хорошо для понимания языческой  картины мироустройства подходит закон диалектики. Мир (или бытие) складывается из двух противоположных тенденций, назовём их порядок и хаос. Попробуем представить идеальные состояния этих полярных сил, абсолютный порядок и абсолютный хаос. Нужно понять, что абсолютный порядок будет статичен. Т.е. абсолютный порядок не имеет жизни. Точнее она есть, но потенциальная, жизнь без движения. Абсолютный хаос представляет, напротив, неподчинённое порядку (законам) движение. Это тоже не есть жизнь, ибо жизнь имеет и определяется различными и множественными формами. Хаос не имеет форм. Следовательно, абсолютный хаос тоже не может заключать в себе жизни. К чему это всё? Эта мысль должна помочь понять взаимосвязь жизни, порядка и хаоса.

Так вот, именно тезис-порядок и  антитезис-хаос порождают синтез жизни. Хаотические (центробежные) тенденции разбивают статичность абсолютного порядка, при этом центростремительные силы порядка не позволяют хаосу стать абсолютным. Именно баланс этих двух сил порождает круговорот жизни. Некоторые современные теоретики язычества именно из этих идей и трактуют смысл свастических символов.

Для иллюстрации будет лучше  использовать именно плавно-гнутый, а  не прямоугольный свастический символ.

Посмотрим. Лучи такого коловрата-свастики будто бы бегут из центра (центробежный хаос), но заворачиваются центростремительными силами и устремляются снова к статичному центру (абсолютному порядку) при этом, те же силы хаоса не позволяют им вернуться к нему. Так и крутится круговорот жизни.

Сюжеты эти можно усмотреть во многих индоевропейских мифах, где мир/жизнь рождается из градины или ледяного источника (статичность) при воздействии на него огня или бури (хаос-движение).

Борьба промеж Белбогом и Чернобогом вечна, меж ними Рада - дорога жизни, по которой и идёт человек. И именно язычество позволяет ему идти по этой дороге свободным.

Свобода - одна из ведущих проблем  любой религии. В язычестве человеку не предлагается обрести "истинную" свободу заковав себя в рамки  строгих правил и осознав себя тварью. Язычество даёт человеку самоопределение между добром и злом, что и делает его истинно свободным. Ибо добро и зло живут не на разных полюсах вселенной, а в окружающем нас мире и в сердце каждого. Язычество говорит, что, являясь лишь песчинкой мироздания, человек всеполно включает его в себя. Такая трактовка свободы может оказаться наиболее истинной. Ибо полное отделение (огораживание) себя от мира (подобно идеям дикого капиталистического индивидуализма) и ставит стены тюрьмы, в рамках которой человек не может быть свободным на все сто процентов. Являясь частью целого, человек индивидуален, это и есть истинная свобода. Такое единство с миром не низводит его до уровня винтика в механизме, напротив ставит его носителем вселенной.

 

Философия христианства

Человек создан Богом по «образу и подобию Божию», т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Божий остался неповреждённым в человеке. Вся дальнейшая история рассматривается христианством как история воссоединения человека с Богом. Ветхий Завет выражает внешнюю связь между человеком и Богом , осуществляемую через закон (закон регулирует внешние отношения, внешнее бытие человека). Собственно христианство начинается с Иисуса, дающего Новый Завет и восстанавливающего внутреннюю связь человека с Богом.

Высшей религиозной целью христианства является спасение. Специфика христианского понимания спасения выражается в догматах триединства и Боговоплощения. Бог извечно имеет три равноценных лица (личностей) - Отец, Сын, Дух Святой - объединённые в единой божественной сущностью («природой») и имеющие единую волю. При этом христианское богословие требует «не смешивать лиц и не разделять сущности». Спасителем (Христом) выступает одно из лиц единого Бога (Бог-Сын). Бог-Сын воплощается в человеческую природу («вочеловечивается») и становится Иисусом из Назарета, чтобы искупить первородный грех и создать условия для восстановления богоподобия человека. «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом», говорили Отцы Церкви (правда, человек призван стать не Богом «о природе», а «Богом по благодати»). Спасение требует от человека духовных усилий, и , прежде всего веры, но самостоятельно спастись не возможно, для этого требуется обращения к Иисусу Христу и действенное вмешательство самого Спасителя. Путь Спасения - это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и (с его помощью ) очищение и преображение своей ( греховной) природы, что ведёт человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти. Однако (в силу последствий первородного греха) человек не может избегнуть телес ной смерти. Однако душа человека и его личность (духовное «я») бессмертны.

Путь к спасению и вечной жизнью в единстве с Богом для человека лежит через физическую смерть; этот путь проложен крестной смертью и  телесным воскресением Иисуса Христа. Спасение возможно лишь в лоне Церкви, которая есть «тело Христово»: она объединяет верующих в одно мистическое тело с «обожённой», лишённой греха человеческой природой Христа. Богословы сравнивали единство Церкви с единством любящих супругов, сливающихся любовью в одну плоть, имеющих одни желания и волю, но сохраняющих себя как свободных личностей. Христос есть глава этого единого, но многоликого церковного тела, подобно тому, как муж есть глава брачного союза (отсюда само название монахинь: «невесты Христовы»).

Христианская нравственность исходить из самоценности личности (личность есть «образ Божий» в человеке) и неразрывной связи добра, истинны и свободы. «...Познайте истину и истина сделает вас свободными», «Всякий, делающий грех, есть раб греха», - говорил Иисус. При этом добро и истина выражается не в безличных формальных правилах, а в самой личности Иисуса Христа; отсюда - принципиальная неформализуемость христианской нравственности, которая по самой своей сути есть нравственность свободы. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия: «А теперь прибывает сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1-е Коринф. 13:13).

Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Иное применение свободной воли оборачивается её самоотрицанием и духовной деградации человека. Таким образом, в человеческой свободе содержится не только возможность добра, но и риск зла. Зло есть ложное применение свободы; истиной свободы является добро. По этому зло не имеет самостоятельной сущности и сводится лишь к отрицанию добра: все якобы самостоятельные определения зла на поверку оказываются лишь определением добра, взятыми с обратным знаком.

Зло родилось как неправильное решение  свободного духа, но через первоначальное грехопадение укоренялось в человеческой природе, «заразило» ее. Отсюда специфика  христианского аскетизма: он борется не с самой по себе природой человека, но с живущим в ней греховным началом. Сама по себе человеческая природа богоподобна и достойна одухотворения и бессмертия (этим христианство отличается от платонизма, гностицизма и манихейства). Человека ждет телесное воскресение; после Страшного Суда праведникам уготовано телесное бессмертие в новых, преображенных телах. Поскольку человеку трудно совладать с укоренившимися в его природе греховными желаниями, он должен смирить гордыню и вручить свою волю Богу; в таком добровольном отказе от своеволия и обретается подлинная, а не мнимая свобода.

Информация о работе Философия как наука