Отношение общества к природе в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы — рассмотреть отношение общества к природе в философии и современное состояние взаимоотношений общества и природы.

Задачи контрольной работы:

–рассмотреть философские образы природы: от древности до современности,

–охарактеризовать природу живую и неживую: смысл и критерии различения,

–перечислить природные факторы существования и развития общества, основные этапы взаимоотношений общества и природы,

–затронуть взгляды философии и науки о происхождении, сути современного экологического кризиса и путях его преодоления.

Содержание

Введение 2
1. Философские образы природы: от древности до современности 3
2. Природа живая и неживая: смысл и критерии различения 5
3. Природные факторы существования и развития общества. Основные этапы взаимоотношений общества и природы. «Первая» и «вторая» природа 6
4. Философия и наука о происхождении, сути современного экологического кризиса и путях его преодоления 11
Заключение 15
Литература

Работа содержит 1 файл

Природа и общество.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

   Содержание 
 
 
 

 

   Введение 

   Тема  контрольной работы представляется весьма актуальной. Все взаимосвязано  со всем — гласит первый экологический1 закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность.

   Уже в  прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возрастания нагрузок на природную среду.

   Загрязнение окружающей среды, истощение природных  ресурсов и нарушения экологических  связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения неизбежна.

   Цель  контрольной работы — рассмотреть отношение общества к природе в философии и современное состояние взаимоотношений общества и природы.

   Задачи  контрольной работы:

   –рассмотреть  философские образы природы: от древности  до современности,

   –охарактеризовать природу живую и неживую: смысл  и критерии различения,

   –перечислить  природные факторы существования и развития общества, основные этапы взаимоотношений общества и природы,

   –затронуть  взгляды философии и науки  о происхождении, сути современного экологического кризиса и путях  его преодоления.

 

  1. Философские образы природы: от древности до современности
 

   Природа - это то, что находится при  роде человеческом, то, из чего рождается  сам человек. Особенности, которые  присущи исключительно человеку (и обществу), в природу не входят. Человек природен в силу своего физико-биологического содержания. Он надприроден постольку, поскольку вырабатывает сложные формы психической и социальной жизни. Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, «записывает» себя в нее (магнитная плата компьютера содержит «записанную» на нее человеком информацию, скульптура свидетельствует об эстетических ценностях ее создателя).

   Весьма  близки по своему значению термины  «природа» и «материя». Материя - это объективная реальность. Материя  в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.

   Итак, природа - это совокупность естественных условий существования человека и общества.

   Античная  философия космоцентрична, космос понимается как неразделенность природы и человека. Греческие философы не противопоставляют природу человеку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

   Средневековая христианская философия понимает природу  как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходит до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек средневековья не меньше, чем человек античности, подчинен природным закономерностям и ритмам.

   В Новое  время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа  и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов  капитализма постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук, физики, химии, биологии.

   В ХХ веке (20-е годы) на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая  не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера - это область господства разума. Имеется в виду, что к ХХ веку единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума. Вера в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового времени.

   Из  четырех ведущих философских  направлений наших дней - феноменологии, герменевтики, аналитической философии и постмодернизма - тема природы занимает достойное место только в аналитической философии и герменевтике.

   В аналитической  философии стремятся реализовать  научный, а также научно-технический  подход к природе. Ее содержание интерпретируется на основе данных естественных наук. Природа - это то, что описывается совокупностью естественных наук. При этом надо иметь в виду, что в ХХ веке по сравнению с Новым временем в естественных науках достигнуты впечатляющие успехи.

   Герменевтики рассматривают природу как включенную в бытие-в-мире человека. Человек находится в мире, поэтому ему предстоит понять природу, что он делает посредством умеренной, а не хищнической практической деятельности. Надо, мол, понять зов самой природы.

   Наш краткий исторический обзор показывает, что человек всегда находился и находится в некотором соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства, в том числе и философию.

   О природе  толкуется не только в так называемых естественных науках, к которым относят  физику, химию, геологию, биологию, но и  в философии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Природа живая и неживая: смысл и критерии различения.

   Природа бывает неживой и живой. 

   В организации  неживой природы различают вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования).

   Уровни  организации живой природы боле сложны доклеточный уровень (нуклеиновые  кислоты, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции (особи одного вида), биоценозы (совокупность всего живого на данном участке суши или водоема).

   Уровни  организации природы, как правило, находятся в определенной соподчинительной связи друг с другом. Более простой  уровень составляет фундамент более  сложного уровня. Все макротела состоят из молекул, сложные организмы содержат клетки и т.д.

   Для всякого  сложного уровня организации материи  справедливы две вещи:

   1) законы  простого уровня организации  материи не отменяются, они продолжают  существовать;

   2) на  законы фундамента надстраиваются новые законы.

   Так, в  организме человека атомы следуют  законам физики и химии, клетки же и органы подвержены биологическим  закономерностям.

   Австрийский геолог Э. Зюсс в конце XIX в. ввел в научный обо рот термин «биосфера», обозначающий как совокупность всех живых организмов, так и среду их обитания — воды, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры.

   Биосфера  наполнена так называемой живой  материей — совокупностью организмов, отличающихся от неживых систем способностью к обмену веществ, размножением, развитием на основе передачи наследственной информации и естественного отбора. Живая материя настолько тесно связана с неживой, что не может существовать в отрыве от нее. Таким образом, биосфера представляет собой единство двух компонентов: живых организмов и среды их обитания, образующих целостную динамическую систему, находящуюся в непрерывном развитии.

   Среда обитания живой материи входит в  географическую среду — земную природу, пригодную для жизнедеятельности  в том числе и человека.

   В географическую среду входит земная кора, нижняя часть  атмосферы, околоземное космическое  пространство, воды, почвенный покров, растительный и животный мир, одним  словом, совокупность предметов и  явлений природы, необходимых для  существования и развития общества. 
 
 
 

  1. Природные факторы существования и развития общества. Основные этапы взаимоотношений  общества и природы. «Первая» и «вторая» природа.
 

   Человеческое  общество представляет собой часть  природы. И это не нуждается в  особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

   Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя «кухня»), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

   Роль  природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает  в качестве естественной основы его  существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой — необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете — в существование Вселенной.2

   Существует  житейское, бытовое понимание термина  «природа» как естественной основы, прирожденного качества, врожденного свойства чего-то конкретного. Оценивая, например, человеческую личность, говорят, что она умна, зла, добра, глупа и т.п. от природы. Подобное понимание природы лежит в основе оценки таких свойств человека, как природный ум, женская хитрость, врожденный музыкальный слух и т.п.

   С точки  зрения материализма «природа» и «материя» — однопорядковые категории, обладающие широким объемом. Это вечная, никем не созданная, бесконечная субстанция, основа всего сущего. Сознание нематериально, но оно не может существовать без материального субстрата. Сознание — особое свойство высокоорганизованной материи — мозга.

   В узком  смысле под природой понимают естественную среду возникновения и существования  человека и всего живого.

   Понятие «природа» во всех его значениях непрерывно развивается под воздействием науки и главным образом практики. В ходе истории коренным образом меняется соотношение природы и общества. Расширились границы и само понимание географической среды. Сейчас это не тонкий слой воды и почвы, образующий оболочку нашей планеты, а практически вся планета, рассматриваемая комплексно как элемент Солнечной системы. Биосфера включает в себя сложные саморазвивающиеся биологические системы — биогеоценозы, взаимодействующие с такими элементами географической среды, как рельеф почвы, горные породы, реки, озера, моря, ледники, снежники, а также с различными животными, растениями, микроорганизмами.3

   С развитием  философии природы в оборот вводится новое понятие — «ноосфера». У истоков учения о ноосфере стояли французские естествоиспытатели и философы Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден и русский ученый В.И. Вернадский. Понятие «ноосфера» обозначает сферу взаимодействия природы и общества, в пределах которой человеческая деятельность оказывается сопоставимой с энергетикой геологических процессов. Оно отражает накопленные человеческие научные знания, которые превращаются в могучую производительную силу. Под ноосферой понимают часть биосферы, процессы в которой подвластны управленческой деятельности человека. Потому ее еще называют техносферой, антропосферой или социосферой, что коррелирует с названными выше процессами культурогенеза, антропогенеза и социогенеза.4

   Органическая  связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные  факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу. Вселенной. Эти вопросы волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношение природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демографических проблем, о которых будет идти речь.

Информация о работе Отношение общества к природе в философии