Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:20, реферат
«Величайший прогрессивный переворот», каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов»[1] , была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и многообразие философской мысли XIV-ХVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики[I] , ренессансная философия явилась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим «великим системам» XVII столетия н эпохе европейского Просвещения.
Гневное обличение
несправедливостей и пороков
существующего общественно-
Это противопоставление
этического идеала эгоистическому себялюбию,
связанному с существованием частной
собственности и с господством
частного интереса, встречается и
в памфлете Мора - письме к монаху
(Джону Батмассону), написанном через
несколько лет после «Утопни»,
в котором он защищает от нападок
приверженцев схоластической ортодоксии
Эразмовы перевод и примечания к
Новому завету. «Никакая страсть не
поразила худшими бедами человеческую
жизнь, - пишет Мор, - чем эта тайная
привязанность к самому себе, к
собственной выгоде...». Идеал общества,
основанного на общественной собственности,
Томас Мор обосновывал и
Предлагаемое Мором
в «Утопии» истинное и справедливое
общественное устройство и должно,
по мысли гуманиста, вести к восстановлению
истинной человеческой природы, не искаженной
несправедливостью классового общества.
Идеальное государство основано
на общности имуществ, на всеобщем и
обязательном участии всех граждан
в производительном труде, на ликвидации
паразитического существования
привилегированных слоев и
Этическое учение
Определение счастья как цели человеческого существования является центральной философской проблемой «Утопии». Иной философии, кроме этической, Мор не знает и не признает. Ссылаясь на античную философскую традицию, он имеет в виду преимущественно греческую философию. Говоря о философских занятиях утопийцев, Мор иронически замечает, что они, хотя и «во всем почти равняются с нашими древними, но далеко уступают изобретениям новых диалектиков». Они «не изобрели хотя бы одного правила из тех остроумных выдумок, которые здесь почти всюду изучают дети в так называемой «Малой логике», об ограничениях, расширениях и постановлениях», у них «не подвергались достаточному рассмотрению» так называемые «вторые интенции» поздней схоластики[25] . Это вовсе не означает пренебрежительного отношения к широким проблемам онтологии, к изучению мироустройства. «Исследуя с помощью этой философии тайны природы», утопийцы «рассчитывают получить от этого не только удовольствие, но и войти в большую милость у ее виновника и создателя». По мнению утопийцев, он, по обычаю прочих мастеров, «предоставил рассмотрение устройства этого мира созерцанию человека, которого одного только сделал способным для этого, и отсюда усердного и тщательного наблюдателя и поклонника своего творения любит гораздо более того, кто, наподобие неразумного животного, глупо и бесчувственно пренебрег столь величественным и изумительным зрелищем». Понимание бога как мастера, а природы как зрелища «величественного и изумительного», свидетельствует о принятии Мором гуманистического представления о прекрасном мире, открытом человеческому познанию.
Но «главным и первенствующим»
у утопийцев является «спор о
том, в чем заключается человеческое
счастье». При этом в решении этого
вопроса жители справедливого государства
склоняются к эпикурейской точке
зрения: именно в удовольствии, в
наслаждении «они полагают или исключительный,
или преимущественный элемент человеческого
счастья», исходя при этом как из
доводов разума, так, подчеркивает Мор,
и из «некоторых положений, взятых из
религии». Подобное соединение в этическом
учении доводов разума с положениями
религии не может остаться без
последствий для истолкования самой
религии, как ее понимают утопийцы.
Характерна оговорка Мора: он как бы
удивляется согласию с этикой удовольствия
положений религии, «которая серьезна,
сурова и обычно печальна и строга».
Очевидно, «суровой и строгой» религии
средневекового аскетизма нет места
в жизнеутверждающей
Этическое учение Мора направлено не только против сурового стоицизма, но и против извращенного средневековьем аскетического идеала: утопнйцы «считают признаком крайнего безумия, излишней жестокости к себе н высшей неблагодарности к природе, если кто презирает дарованную ему красоту, ослабляет силу, превращает свое проворство в леность, истощает свое тело постами, наносит вред здоровью и отвергает прочие ласки природы». Исключение из этого общего правила стремления к наслаждению, дарованному природой, допускается лишь «ради пламенной заботы о других и об обществе».
В согласии с этими
этическими воззрениями находятся
и религиозные представления
жителей идеального острова. Но самое
существенное, что провозглашает
в этом плане в своей «Утопии»
Мор, - это принцип широкой
Идеал бесклассового
строя, в котором господствуют правильные,
соответствующие природе и
Последователь учения
Джованни Пико делла Мирандолы о
достоинстве и свободе
Гуманизм и Контрреформация
Трагедия Томаса Мора
не сводится к его гибели на эшафоте.
Трагедия заключалась в крушении
гуманистической культуры, павшей жертвой
социальных и национальных конфликтов
ХVI в. Мечтавшие о всеобщем согласии
гуманисты в условиях распада
европейского единства пытались ухватиться
за отжившую и ложную идею единства
католического мира. И тем самым
изменяли себе: идеал всеобщности
обретал контрреформационные
Заключение
Два с половиной столетия Возрождения - от Петрарки до Галилея - знаменуют собой разрыв со средневековой традицией и переход к новому времени. Этот этап явился закономерным и необходимым в истории философской мысли. Мыслителями XIV - XVI веков была разработана картина мира и человека, отличная от средневековой.
Эта новая картина мира означала прежде всего крушение иерархии и десакрализацию космоса. На смену учения о сакральной структуре мироздания, о ценностной иерархии пространства, о противостоянии бесконечности бога конечности мира, вечности - временному и тленному бытию приходит новое представление об однородности физического пространства вечной и бесконечной Вселенной.
Специфический характер этой новой картины мира заключается в ее пластичности и рационалистичности.
Вне иерархии мыслится
в философии Возрождения и
человек. Именно антииерархичность
отличает гуманистический