Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:20, реферат
«Величайший прогрессивный переворот», каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов»[1] , была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и многообразие философской мысли XIV-ХVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики[I] , ренессансная философия явилась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим «великим системам» XVII столетия н эпохе европейского Просвещения.
Антропоцентризм
Гуманистическая мысль отказывается от теоцентризма средневековой схоластики. Она перестает играть роль «служанки богословия» прежде всего потому, что отвергает «рациональное» схоластическое богословие, нуждающееся в «служении» свободных искусств. Теология, богопознание - вообще не дело людей.
Этот поворот к
проблемам человеческого бытия,
пусть ценою отказа от универсальных
онтологических[XI] проблем, теснейшим
образом связанных с
При этом отход от «философски» (в духе Фомы Аквинского) трактованной теологии, равно как и от теологически (в духе того же Фомы) трактованной философии, не означал ни атеистического, ни вообще вне религиозного подхода к целям и задачам философствования. Но и религиозная проблематика сводится у Петрарки к размышлению о человеке.
Эта обращенность к
самому себе, к своему внутреннему
миру характерна для ренессансного
индивидуализма: путь к новой онтологии,
к новому миропониманию шел через
антропоцентризм нового толка. Своего
рода антропоцентризм был характерен
и для средневекового сознания. Но
если в средневековом христианстве
человек является субъектом драмы
грехопадения и искупления, то гуманизм
прокладывает путь к новой антропологии.
привлекая внимание к внутреннему
миру человеческой личности и к новой
трактовке человеческого
Обращенность к себе, к своим внутренним стремлениям составляет главное содержание всего многообразного творчества Франческо Петрарки, его стихов, философских трактатов, писем. В этом углубленном самоанализе неизбежно возникал вопрос о соотношении главных компонентов его внутреннего мира -земных страстей, литературных занятий, стремления к славе - с традиционными ценностями аскетического средневекового нравственного идеала.
Гуманизм как философия
Гуманизм представляет собой первый период философской мысли эпохи Возрождения. Он охватывает период времени примерно в сто лет - от середины XIV до середины XV в.
Идеология гуманизма становится философской мыслью эпохи, отвоевывая в борьбе со схоластикой право быть философией. Речь шла о глубочайшем перевороте во всей системе философского знания. По-новому предстает характер философствования, источники философии, стиль мышления, сам облик философа, его место в обществе.
Гуманисты не были философами-профессионалами. Профессиональная, т.е. «школьная» (а именно таков смысл самого термина «схоластическая»), философия по-прежнему существовала в рамках узаконенных общественных структур. Кафедры философия и теологии университетов еще долгое время оставались в руках представителей традиционного знания; университеты, монашеские ордена, монастырские школы оставались верны средневековой традиции, в них продолжали спорить номиналисты и реалисты[XII] , на публичных диспутах блистали остроумными аргументами сторонники «пути Фомы» и «пути Дунса Скота», спорили оккамисты и аверроисты.
Гуманизм зарождается
и развивается вне этой традиции.
Кружки ученых собеседников в городах-коммунах,
на виллах богатых патрициев, при
дворах меценатствующих синьоров становятся
средоточием духовной жизни, очагами
новой гуманистической
Они самовольно и самозванно
присваивают себе имя «философов».
Никакие университеты и орденские
капитулы не присваивали им званий
докторов и магистров искусств или
теологии, что было первым условием
для профессиональных занятий философией
в средневековых университетах.
Но это не было посягательством на
не принадлежащее им звание: в сами
понятия «философ» и «
Гуманистическая антропология
Социальными корнями гуманизма определялась антифеодальная антисхоластическая и антитеологическая направленность гуманистической философской мысли.
Антропоцентризм гуманистической философии означал не только перенесение внимания с проблем онтологических на этические, но и перестройку всей картины мира, новое понимание центральной для средневековой и ренессансной философской мысли проблемы соотношения божественного и природного начал, отражавшей специфическое для этих эпох осмысление основного вопроса философии.
Земная жизнь человека
привлекает внимание гуманистов. Мир
в гуманистической философии - область
человеческой деятельности. Бог рассматривается
прежде всего как творческое начало,
в уподоблении которому - главная
задача и предназначение человека.
И задачей философии
Гуманисты, как правило,
не отвергают ни сотворения человека
богом, ни бессмертия души. В атеизме
их обвиняли враги, и то редко, не всех
и, как правило, без достаточных
оснований. Но в своем учении о
человеке они исходят прежде всего
из представления о «природе человека».
Основываясь на верно понятой
человеческой природе (вписывающейся
в единую с ней природу мироздания),
строят они и человеческую нравственность,
учение о человеческом благородстве,
концепцию достоинства
Природа - это «госпожа и устроительница мира»[15] , и строить нравственность следует из того, «чего требует природа человека».
Гуманисты редко когда
прямо оспаривают христианское учение
о грехопадении - они о нем просто
напрочь забывают, и в своих
построениях не принимают его
в расчет. Если человек есть неразрывное
природное единство тела и души,
материального и духовного
Такая постановка вопроса
о человеческой природе прежде всего
антиаскетична, она противостоит средневековому
христианскому учению о ничтожестве
и тщете «мира» и человека. Она
противостоит и христианской нравственности,
рассматривавшей именно борьбу и
преодоление земной человеческой природы,
привязывающей человека к миру, как
величайший подвиг во имя спасения
души. Христианскому подвижничеству,
монашеской святости нет места в
гуманистическом учении о человеке.
Уход от мира, отказ от следования собственной
природе, преодоление земных соблазнов
- все это не имеет прежней ценности
в системе гуманистической
Эпикуреизм [XIII]
Презрению к миру гуманизм
противопоставляет принятие мира и
радостей земного существования, умерщвлению
плоти - гимн красоте человеческого
тела, подвижнической жертвенности - учение
о самосохранении, страданиям во имя
спасения - культ наслаждения и
пользы. В полемике против аскетизма
гуманисты обращаются к возрожденному
и реабилитированному ими античному
эпикуреизму. В ЗО-х годах XV в. гуманист
Козимо Раймонди (умер в 1435) создает
«Речь в защиту Эпикура против
стоиков, академиков и перипатетиков».
Смысл ее - не только в защите эпикуреизма,
извращенного в сочинениях средневековых
богословов, но и в обосновании
новой этической системы, исходящей
из свойственного человеку от природы
стремления к наслаждению. Эта апелляция
к природе - самое существенное в
сочинении Раймонди. «Мудрый человек»
Эпикур, - говорит он, - «установил высшее
благо в наслаждении, так как
более всех постиг сущность природы,
и понял, что мы так рождены
и созданы природой, что более
всего нам подобает иметь все
члены нашего тела здоровыми и
не ослаблять душевными или
При этом в основу человеческой природы, из которой следует исходить в определении высшего блага или счастья, положено именно единство души и тела, равноправие духовного и телесного начал в человеке. Телесное не должно быть приносимо в жертву духовному. «Если бы мы состояли только из души, - пишет Раймонди, - то я... слушал бы стоиков и считал бы, что счастье должно заключаться в одной лишь добродетели. Но если мы состоим из души и тела, почему стоики пренебрегают тем в человеческом счастье, что свойственно человеку и относится к нему?». Заботиться об одной душе, даже признавая ее главенство в человеке, нелепо, ибо «душа часто следует природе и строению тела и почти не может действовать без него» .
Стремление к наслаждению
заложено в человеке от природы, которая,
«создав человека, так усовершенствовала
его во всех отношениях, словно применив
высокое мастерство, что он кажется
созданным исключительно для
того, чтобы быть в состоянии предаваться
любому наслаждению и радости». Природа
в философии гуманизма не только
получает оправдание, но и сама служит
первейшим доводом для
Свойственное человеку стремление к наслаждению объясняет, по мнению К. Раймонди, и человеческую деятельность: «...все делается ради наслаждения»; для достижения счастья, заключающегося в наслаждении, люди способны переносить величайшие тяготы и труды, проявляют стойкость и храбрость в испытаниях, ради наслаждения занимаются изучением наук и искусств. Наконец, само стремление к добродетели, которая «является правительницей и создательницей наслаждения», объясняется тем, что она наставляет человека в следовании «подобающим» наслаждениям. Так этика наслаждения соединяется с этикой пользы и личного интереса, понимаемого в самом широком смысле. Эпикурейская этика, подчеркивает Раймонди, не только не ведет к власти пороков, но именно для соблюдения ее добродетель оказывается абсолютно необходимой[17] .
Достоинство человека
В своем роде антропоцентризм
был свойственен и
Гуманистическая мысль ставит вопрос иначе. Не отвергая собственно христианское учение, гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему достоинства человека. Достоинство заключено прежде всего в признанной за человеком возможности возвыситься от «дикого», «варварского», «животного» состояния до истинно человеческого. Это истинно человеческое состояние есть результат осуществления заложенных в человеке возможностей к совершенствованию. Заложенные в нем богом, они требуют для своего осуществления собственных усилий человека, культурной, творческой деятельности. Истинный человек есть не «дикий» варвар, а человек цивилизованный. Поэтому и совпадают в понятии «humanitas» («человечность») значение культурной деятельности, научно-литературных занятий и цивилизации и значение того, что мы именуем «человечностью», отделяющей человека от мира природы. Оправдывая природу человека, гуманизм на этом не останавливается. За природой следует культура. А высшим результатом этой деятельности по возвышению человека, высшим осуществлением человеческого достоинства является его «божественность», понимаемая не только как божественное происхождение, но и возвышение человека до того, по чьему образу и подобию он сотворен.