Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:20, реферат
«Величайший прогрессивный переворот», каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов»[1] , была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и многообразие философской мысли XIV-ХVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики[I] , ренессансная философия явилась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим «великим системам» XVII столетия н эпохе европейского Просвещения.
Красоте и величию
человека, понимаемого как центр
мироздания и высший результат божественного
творения, посвящен трактат гуманиста
Джаноццо Манетти (1396-1459) «О достоинстве
и превосходстве человека». Направленный
против аскетического сочинения
Иннокентия III и вместе с тем против
всей средневековой традиции, трактат
этот является итогом развития гуманистической
мысли XIV - первой половины XV вв. Подчеркивая
превосходство человека не только над
животными, но и над всем миром
одушевленных и неодушевленных существ,
Манетти на первое место выдвигает
красоту человека как высшего
творения бога. Устройство человеческого
тела свидетельствует о его красоте
и целесообразности, наилучшим образом
приспособленных к
Итак, бог «сделал
человека прекраснейшим, благороднейшим,
мудрейшим, сильнейшим, и, наконец, могущественнейшим».
Достоинство человека гуманист видит
преимущественно в его земном
предназначении - в человеческой деятельности,
которая должна служить продолжением
и завершением божественного
творения. Именно с эпохи гуманизма
само понятие «творчество», бывшее
до того исключительной прерогативой
бога, применяется к человеческой
деятельности, и такое перенесение
на человека одного из божественных атрибутов
неизбежно вело к его обожествлению.
Манетти говорит о «
Человек и мир - равно
прекрасные творения бога - получают в
гуманизме совершенное
Такой антропоцентризм
не мог остаться без последствий
и для гуманистических
Гуманистическая антропология
поддерживает в человеке деятельное
начало. «Человек рождается не для
того, чтобы влачить печальное
существование в бездействии, а
чтобы работать над великим и
грандиозным делом. Этим он может, во-первых,
угодить богу и почтить его
и, во-вторых, приобрести для самого
себя наисовершеннейшие добродетели
и полное счастье», - так формулирует
важнейший вывод
Подобный идеал
гармонически развитой совершенной
личности лег в основу гуманистической
педагогики, оказавшей огромное влияние
на развитие педагогической теории и
практики последующих столетий и
в значительной мере определившей воспитание
нескольких поколений европейской
интеллигенции эпохи
Гуманистический идеал
«обожествленного» человека есть идеал
героический. Не «золотая середина»
этического учения перипатетиков, а
максимальное развитие и осуществление
лучших человеческих качеств становится
нравственным идеалом гуманизма. На
смену «ветхому Адаму», праотцу, чье
грехопадение ввергло человека в
пучину греха и погибели, приходит
героический образ Прометея, становящийся
знаменем новой гуманистической
культуры. На первый план в учении о
достоинстве человека выдвигается
величие его ума и подвига,
величие духа, величие гения. Гуманизм
усматривает божественность человека
в великих и прекрасных деяниях.
Свое наиболее яркое и последовательное
воплощение гуманистическая антропология
нашла в великих художественных
созданиях ренессансного
Оправдание («реабилитация»)
мира и человека, принимающее вид
их обожествления, носит в философии
гуманизма преимущественно
Мир и человек в
философии гуманизма
«Божественность», о
которой идет речь у гуманистов,
связана скорее с языческим античным
пантеоном; постоянное употребление множественного
числа («бессмертные боги») и имен древней
мифологии, конечно, не означает возврата
к древнему политеизму, но свидетельствует
о том, что проблема соотношения
божественного и природного начал
гуманистической философской
Гуманизм и утопия
На рубеже ХV-ХVI вв.
гуманистическая мысль
Эразм Роттердамский
Подобно Петрарке во
второй половине XIV в., неоспоримым «властителем
дум» гуманистически мыслящей европейской
интеллигенции первой трети ХVI в.
становится нидерландский мыслитель,
остроумный писатель, ученый-филолог,
философ и богослов Эразм Роттердамский
(1469-1536). Незаконный сын священника,
он получил первоначальное образование
в тех же школах «братьев обшей
жизни», что и Николай Кузанский.
Последующее обучение в знаменитой
Сорбонне, центре римско-католического
богословия, имевшее своим формальным
завершением получение степени
доктора теологии в одном из итальянских
университетов, позволило ему познакомиться
с вырождающейся философско-
Эразм Роттердамский оставил огромное литературное наследие. Им были созданы учебники и наставления, по которым обучалась изяществу латинской речи вся образованная Европа, трактаты о воспитании, в которых он выступал поборником новой гуманистической педагогики; диалоги, в которых он отстаивал новую гуманистическую культуру от нападок теологов, обвинявших его в нечестии, и от нелепых притязаний педантов, превращавших ее в эпигонское подражание древним («Антиварвары», «Цицеронианец»). Среди его собственно «литературных» произведений - не только «Похвала Глупости», но и сатирический, направленный против папства диалог «Юлий, не допущенный на небеса» и написанные в качестве учебного пособия для развития навыков свободной латинской речи «Разговоры запросто». Его сборник «Пословиц», содержащий толкования изречений, встречающихся в сочинениях древних, явился своеобразной энциклопедией не только античной культуры, но и нового гуманистического мировоззрения. Выдающимся памятником гуманистической мысли, наглядно свидетельствующим о роли Эразма в европейской культуре его времени, является его огромное эпистолярное наследие, насчитывающее более 3000 писем. Проблемам нравственности и политики посвящены сочинения Эразма «Наставление христианского воина», «Воспитание христианского государя», декламации «Жалоба мира» и «Язык»; полемике с Лютером - трактат «О свободе воли». Ряд его сочинений посвящен толкованию христианского вероучения, отдельных мест из Священного писания. Важное место в его литературном наследии составляют многочисленные переводы с греческого на латинский язык творений античных и раннехристианских авторов от Лукиана до Иоанна Златоуста. Он был издателем текстов и комментатором античных, греческих, и латинских авторов, и трудов отцов церкви. В комментариях своих он не ограничивался вопросами филологически точной передачи издаваемого, часто по древним рукописям, оригинального текста; его толкования - особенно это относится к изданным им творениям Иеронима - всегда имели идеологическое значение. Впрочем, орудием идеологической борьбы становилась и текстология - особенно когда это касалось установления подлинного греческого текста Нового завета и его комментированного перевода; здесь Эразм выступал против освященного веками и признанного католической церковью не подлежащим критике и обсуждению старого, Иеронимова, перевода Библии - так называемой «Вульгаты». Речь шла о принципах подхода к священному тексту -применив к нему методы филологической критики, Эразм тем самым исходил из «человеческого», исторического характера текста Священного писания.
Предмет и метод философии
В жанровом разнообразии
Эразмовых сочинений
Дело не только в
том, что онтологию и отвлеченную
теологию должна, по мысли Эразма, сменить
этика. Философия должна сместиться
«с неба на землю» и решать коренные
проблемы человеческого бытия. При
этом профессиональной учености и ортодоксальной
серьезности философско-