Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:20, реферат
«Величайший прогрессивный переворот», каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов»[1] , была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и многообразие философской мысли XIV-ХVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики[I] , ренессансная философия явилась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим «великим системам» XVII столетия н эпохе европейского Просвещения.
Философия гуманизма
Введение
«Величайший прогрессивный переворот», каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов»[1] , была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и многообразие философской мысли XIV-ХVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики[I] , ренессансная философия явилась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим «великим системам» XVII столетия н эпохе европейского Просвещения.
Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы - это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов - Крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции. Философская мысль Возрождения возникает в борьбе итальянских горожан за создание и укрепление независимых городов-республик; она развивается в эпоху возвышения абсолютизма, Реформации и католической реакции в Европе. Судьбы философских учений и участь самих философов нельзя понять вне социально-политических и идеологических конфликтов эпохи.
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естественных наук, медицины, математики и механики, в особенности - с созданием Н. Коперником новой космологии.
Выделение философии
эпохи Возрождения в качестве
особого этапа в истории
Философская мысль
эпохи Возрождения, охватывающая два
с половиной столетия (от раннего
гуманизма XIV в. до натурфилософии конца
XVI - начала XVII в.), не может рассматриваться
как этап разложения средневековой
схоластики. Ренессансная философия
противостоит всей системе схоластического
знания. Философия Возрождения строится
на иных основаниях, она возникает,
растет и развивается независимо
от схоластической традиции, пришедшей
в состояние глубокого упадка
и закостенения в XV-ХVI столетиях. Это,
однако, не означает полного разрыва
со всем многообразным наследием
средневековой мысли. Средневековый
неоплатонизм XII-ХIII вв. (Ибн-Гебироль, Шартрская
школа, Давид Динанский), не говоря о
раннехристианской
Вместе с тем
в своей резкой полемике против схоластической
традиции мыслители эпохи Возрождения
склонны были к недооценке действительных
достижений и завоеваний средневековой
философии. Особенно это выразилось
в пренебрежительном отношении
к формальной логике, в результате
чего были оставлены без внимания
многие логические достижения средних
веков, имеющие большое теоретико-
Гуманисты оставили без
внимания такие логико-гносеологические[
Возрождение классической
древности, давшее наименование эпохе,
определило решающую роль античного
философского наследия в формировании
философских воззрений
«Вопрос об отношении
мышления к бытию, - писал Ф. Энгельс,
- о том, что является первичным: дух
или природа, - этот вопрос, игравший,
впрочем, большую роль и в средневековой
схоластике, вопреки церкви принял
более острую форму: создан ли мир
богом или он существует от века?»[2]
. В теологизированном обществе,
каким было общество средневековья
и каким пытались его сохранить
католическая церковь и феодальная
реакция, особенно в эпоху контрреформации,
центральной проблемой
Философская мысль
Возрождения создает новую, пантеистическую
в своей главенствующей тенденции
картину мира, тяготея к отрицанию
божественного творения, к отождествлению
бога и природы, к обожествлению
природы и человека. При этом дело
не сводилось к формальному
Философию Возрождения отличает ее ярко выраженный антропоцентризм[IV] . Человек не только является важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Своего рода антропоцентризм был свойствен и средневековому сознанию. Но там речь шла о проблеме грехопадения, искупления и спасения человека; мир был создан для человека, и человек являлся высшим творением бога на земле; но человек рассматривался не сам по себе, а в своих отношениях с богом, в своем отношении к греху и вечному спасению, недостижимому собственными силами. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека в его прежде всего земном предназначении. Человек не только возвышается в рамках иерархической картины бытия, он возвращается к природе, а его отношения с природой и богом рассматриваются в рамках нового, пантеистического понимания мира.
В эволюции философской
мысли эпохи Возрождения можно
выделить три характерных периода:
гуманистический, или антропоцентрический,
противопоставляющий
Под натурфилософией
мыслители XVI в. (сами именовавшие себя
«натуральными философами») понимали
не только предмет своего исследования,
философию природы, но и естественный,
«натуральный» подход к познанию
законов мироустройства, противостоящий
как книжному знанию схоластики, так
и теологическим построениям. Натурфилософия,
явившись высшим результатом философской
эволюции эпохи Возрождения, исчерпывает
специфическое содержание философской
мысли этой эпохи и уступает место
философии нового времени, которая,
хотя н наследует главнейшие достижения
ренессансной философии, возникает
вне завершившей свое развитие философии
Возрождения - будучи связана с зарождением
нового математического и
Философия итальянского гуманизма
Данте Алигьери
У истоков философской
культуры эпохи возрождения стоит
фигура Данте Алигьери (1265-1321). «Последний
поэт средневековья и вместе с
тем первый поэт нового времени»[3] ,
Данте был выдающимся мыслителем,
заложившим в своих произведениях,
прежде всего в «Комедии», а также
в философских трактатах «Пир»
и «Монархия», основы нового гуманистического
учения о человеке. Активный участник
социально-политической борьбы в современной
ему Флоренции, страстный противник
феодальных привилегий и светской власти
церкви, поплатившийся пожизненным
изгнанием за выступление против
политических притязаний папства, Данте
отразил в своем мировоззрении
эпоху коммунальных революций, в
ходе которых создавались
В своем творчестве
Данте был тесно связан с современной
ему философией, теологией, наукой.
Он воспринял разнообразные
Структура мироздания
Созданный Данте в
его «священной поэме» синтез поэзии,
философии, теологии и науки является
одновременно итогом развития средневековой
культуры и подступом к новой
культуре эпохи Возрождения. Предстающая
перед читателем картина мира
по своей структуре еще вполне
средневековая. Дело здесь не только
в унаследованной от античности геоцентрической
космологии; физическая «система мира»
Аристотеля - Птолемея с землей в
центре, с семью сферами светил,
восьмой сферой «неподвижных» (фиксированных)
звезд и помещенным за ее пределами
«девятым небом» - небом неподвижного
двигателя, придающего движение зримому
миру, - оказывается включенной в
качественно иную структуру мироздания
христианской религии. «За пределами
всех этих небес, - пишет Данте в
«Пире», - католики помещают еще одно
небо - Эмпирей, иначе говоря, небо пламенеющее
или светоносное, и полагают, что
оно неподвижно, имея в себе, в
каждой своей части, то, что необходимо
его составу»[5] . Поднявшись сквозь
небеса светил, пройдя за пределы восьмого
и девятого неба, ведомый Беатриче
поэт возносится в область небесной
иерархии, девяти ее чинов и выше
- к лицезрению триединого бога христианства.
Здесь теология[VIII] не только подчиняет
себе космологию[IX] , но и поглощает
ее. В пределах Дантовой структуры
мироздания расположено особое пространство,
где абсолютному низу соответствуют
мрачные провалы Ада с
Но мир поэтических образов «Комедии» обнаруживает несоответствие той строго уравновешенной схоластической иерархии, которая была обоснована в теологических сводах св. Фомы.
Принимая в качестве
непостижимой и непреложной истины
догматы христианства, Данте идет
своим путем в толковании соотношения
природного и божественного начал
- и в мире, и в человеке. Мысль
о постепенном переходе от божественного
первоначала к стихиям «