Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:20, реферат
«Величайший прогрессивный переворот», каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов»[1] , была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и многообразие философской мысли XIV-ХVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики[I] , ренессансная философия явилась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим «великим системам» XVII столетия н эпохе европейского Просвещения.
Предназначение человека
Учение Данте о человеке нашло свое выражение как в теоретических формулировках его философских трактатов, так и во всей образной системе «Божественной комедии», где земное вторгается в запредельное, а личные и общественные страсти бушуют и в провалах Ада, и на ступенях Чистилища, и в райских высях, благодаря чему образуются «как бы горизонтальные, полные временем ответвления от вневременной вертикали Дантова мира»[7] знаменитые драматические эпизоды поэмы.
Звучащие вполне в традиционно-аскетическом духе строки:
О христиане, гордые сердцами,
Несчастные, чьи тусклые умы
Уводят вас попятными путями!
Вам невдомек, что только черви мы -
завершаются напоминанием о двоякой - смертной и бессмертной - природе человека:
...В которых тлеет мотылек нетленный,
На божий суд взлетающий из тьмы[8] .
Соединение природного и божественного начал Данте видел в самом процессе возникновения человеческой души, рассматриваемой как завершение естественного развития актом творения: исходящая от тела «зиждительная сила», обладающая «творческой властью», становится растительной, а затем животной душой, готовой к восприятию божественного творения. Бог «созерцает» «прекрасный труд природы» - не отвергая его, но завершая.
Из того, что человек есть некое среднее звено между тленным и нетленным, Данте делает вывод о его причастности «обеим природам». Двоякая - смертная н бессмертная - природа человека обусловливает и его двоякое предназначение к двум конечным целям. Эти две цели человеческого существования - два вида блаженства, одно из которых достижимо в здешней, земной, жизни и заключается «в проявлении собственной добродетели», другое же, «блаженство вечной жизни, заключающееся в созерцании божественного лика», достижимо лишь посмертно и «при содействии божественной воли»[9] . В этом учении о двояком предназначении человека проявился разрыв Данте со средневековой традицией, сразу же замеченный и осужденный томистами. Высшее, внеземное, блаженство как цель человеческого существования, по Данте, не требует отказа от осуществимого на земле человеческого блаженства. Двум видам блаженства отвечают два пути: путь «философских наставлений», жизни «сообразно добродетелям моральным и интеллектуальным», и «путь наставлений духовных, превосходящих разум человеческий». Один путь открыт благодаря человеческому разуму, другой - «благодаря Духу святому». Достижение двух видов блаженства требует и двоякого руководства - земное предназначение человека осуществляется в гражданском сообществе, по предписаниям философии, под водительством светского государя - императора; к жизни вечной ведет, основываясь на откровении, церковь, возглавляемая верховным первосвященником.
Мысль о самостоятельности земного предназначения человека лежит в основе политической идеи Данте - программы единой всемирной монархии, светской, независимой от церкви. Четкое разделение земного и загробного блаженства ведет у него к требованию исправления церкви, отказа ее от притязаний на светскую власть, на земные богатства; этому идеалу обновленной, очищенной церкви подчинена и резкая критика современного Данте папства и всей церковной иерархии.
Обязательным условием не только посмертного воздаяния, но и нравственной оценки является для Данте свобода человеческого деяния, лежащая в основе принципа моральной ответственности. Свобода воли в понимании Данте не позволяет избежать личной ответственности за происходящее в мире, свалив ее на бога или на безличную совокупность причин[10] . Пользуясь данной ему свободой, человек способен к свершению своего земного подвига, к исполнению своего земного предназначения. В трактате «Пир» Данте обосновал антифеодальное по социальной направленности учение о личном благородстве, не зависящем ни от знатности предков, ни от богатства.
Благородство человека
- в его деянии, в котором он
может уподобиться своему творцу.
«Если бывают подлейшие и скотоподобные
люди, - писал Данте в «Пире», -
то точно так же бывают люди благороднейшие
и едва ли не богоравные». Более того,
человеческое благородство, «приносящее
столь многочисленные и замечательные
плоды», даже «превосходит благородство
ангела», а в «Монархии» Данте
называет дело, свойственное человеческому
роду «почти божественным». Природа
человека столь высока, что, если бы
причины (природные н божественные,
определяющие характер души) соединились
в согласии, «то получился бы как
бы второй воплощенный бог». Отстаивая
идеал земного совершенства, не приносимого
в жертву загробному блаженству (но
и не противопоставляя одно другому),
Данте обосновывает возможность
возвышения природного (человеческого)
до божественного. От требования следовать
природному началу идет и призыв к
героическому деянию, лежащему в основе
представления о человеческом благородстве.
Воплощением высоких
О братья! - так сказал я, - на закат
Пришедшие дорогой многотрудной!
Тот малый срок, пока еще не спят
Земные чувства, - их остаток скудный
Отдайте постиженью новизны,
Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!
Подумайте о том, чьи вы сыны!
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены [11]
Не аскетическое подвижничество во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а достижение высшего предела земного совершенства - так понимает Данте предназначение человека.
Так вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в «Божественной комедии» первый гимн достоинству человека.
Данте открывает путь
к новой гуманистической
Франческо Петрарка
Гуманизм, возникающий
в середине XIV в сначала в Италии,
а затем распространяющийся по всей
католической Европе, не только составляет
главное движение в духовной жизни
эпохи, но и определяет собой основное
содержание философской мысли Возрождения
на протяжении XIV-XV вв. Начало гуманизма
связано с многообразным
Петрарка был «первым гуманистом» - первым, но не одиноким. Деятельность его оказалась на редкость своевременной, вызвавшей огромный общественный резонанс. Свидетельством тому служит не только широкая слава, но и образовавшийся благодаря его неутомимой активности круг поклонников, почитателей ,единомышленников и продолжателей.
Ф. Петрарка осознает себя новым человеком и строит свою жизнь вопреки традиционным канонам и формам. Сын флорентийского нотариуса, он после смерти отца отказался продолжить юридическое образование, начатое в лучших университетах того времени. А когда Парижский университет и Римский Сенат выразили желание увенчать его, по обычаю древних, лавровым венком, он предпочел признанному центру средневековой теологии и схоластики Вечный город, подчеркнув этим связь зарождающегося гуманизма с традициями античности.
Гуманизм против схоластики
Время возникновения гуманизма - середина XIV в. - является одновременно эпохой окончательного оформления и кодификации схоластики. Гуманизм Петрарки зарождается не только вне традиционных центров ученой деятельности, но и вне самой этой деятельности. Отвергая средневековую схоластику как систему со всеми ее институтами.
Вот как Петрарка изображает
присвоение ученых степеней в средневековых
университетах: «Наше время счастливее
древности, так как теперь насчитывают
не одного, не двух, не семь мудрецов, но
в каждом городе их, как скотов, целые
стада. И неудивительно, что их так
много, потому что их делают так легко.
В храм доктора приходит глупый юноша,
чтобы получить знаки мудрости; его
учителя по любви или по заблуждению
прославляют его; сам он чванится,
толпа безмолвствует, друзья и знакомые
аплодируют. Затем, по приказанию, он всходит
на кафедру, и, смотря на всех с высоты,
бормочет что-то непонятное. Тогда старшие
наперерыв превозносят его
Данте воспринял схоластическую
премудрость, хотя и пробирался в
ее хитросплетениях своим, особым путем.
Петрарка отверг ее сразу: мудрость университетской
науки для него - воплощение глупости
и бессмыслицы, а потому и оформляющий
ее обряд предстает как пустая,
лишенная всякого содержания форма.
Знаменем новой мысли становится
демонстративное провозглашение собственного
«невежества»: в ответ на обвинение,
услышанное от собеседников, воспитанных
в аристотелевско - аверроистской
традиции северо-итальянских
Инвектива Петрарки «О своем и чужом невежестве» направлена не только против аверроистского свободомыслия, но и против всей системы средневекового философского знания. В своей полемике, которую он вел на протяжении жизни, Петрарка не пощадил ни одного из факультетов средневекового университета. Досталось и медикам, и юристам, и схоластическим богословам, которые «желают навязать законы собственного наглого невежества богу, который смеется над ними»[13] . Точно так же не щадит он и школьную философию университетов: «Я люблю философию, - заявляет он, - но не ту, болтливую, схоластическую, пустую, которой смешно гордятся наши ученые, а истинную, обитающую не только в книгах, но и в умах, заключающуюся в делах, а не в словах».
Полемизируя против культа
авторитета в схоластической философии,
Петрарка подчеркивает, что он выступает
«не против Аристотеля... а против
глупых аристотеликов». «Самого же
Аристотеля я полагаю величайшим
из людей, но -человеком». Исключительной
обращенности к одному имени Петрарка
противопоставляет богатство
Филологическая культура
Петрарки, его борьба за классическую
латынь против «варварского» языка
схоластических трактатов, его стремление
разыскать новые памятники