Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:20, реферат
«Величайший прогрессивный переворот», каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов»[1] , была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и многообразие философской мысли XIV-ХVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики[I] , ренессансная философия явилась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим «великим системам» XVII столетия н эпохе европейского Просвещения.
Так все меняется местами:
осмеянная на кафедре философия
оказывается уместной в «Благочестивом
застолье» (один из диалогов «Разговоров
запросто»). Серьезные занятия людей
в мантиях оказываются
С понятием «игры» в философии Эразма связан излюбленный им образ «Алкивиадовых силенов». Речь идет об упоминаемых Алкивиадом в его похвальном слове Сократу («Пир» Платона) сделанных из терракоты фигурках безобразных и смешных силенов-сатиров, внутри которых скрывались прекрасные изображения богов. «Похвальное слово Глупости» Эразма многослойно и не сводится к сатирическому изображению нравов и пороков современного ему общества. Восхваляя себя, Глупость действительно разоблачает безумие, бессмысленность общественных установлений, светской и духовной власти, пороки духовенства, нелепость притязаний на мудрость со стороны философов, богословов, ученых. Но когда Глупость говорит о «неразумности» Христа и апостолов, когда она утверждает, что «христианская вера, по-видимому, сродни некоему определенному виду глупости»[21] , мы напрасно стали бы трактовать эти пассажи как проявление атеизма или антихристианской пропаганды. Ибо, заявив, что вера «совершенно несовместима с мудростью», Глупость противопоставляет затем ученой мудрости философов и богословов то «истинное христианское благочестие», которое видит подлинный смысл христианства в следовании законам любви и милосердия, а не в слепом и формальном соблюдении внешних обрядов. Так похвала глупости оборачивается апологией подлинной мудрости, скрытой за смешным обличием силена.
Переработка христианской этики
Хотя Эразм и
ссылается на отцов церкви, хотя
он и говорит о возврате к духу
раннеапостольского христианства, его
«философия Христа» есть переработка
христианской этики в соответствии
с принципами ренессансного гуманизма.
Она оказывается в непримиримом
противоречии со средневековой традицией
и с современной гуманизму
теорией и практикой
Противостоящая официальному католическому христианству Эразмова «философия Христа» смыкается с возрожденным гуманистами античным наследием в «Антиварварах», в «Разговорах запросто», в многочисленных письмах и полемических сочинениях Эразм оправдывает античную культуру от нападок защитников ортодоксии, доказывая ее близость к правильно понятому христианству. Христианство - и в этом Эразм оказывается достойным продолжателем флорентийских неоплатоников с их идеей «всеобщей религии» и «всеобщего согласия»-трактуется при этом как завершение лучших достижений человеческой, в том числе и «языческой» культуры. «Все, что было язычниками мужественно содеяно, мудро изречено, талантливо измышлено. изобретательно передано - все это приуготовил Христос для грядущей своей Республики», - писал Эразм, представляя, таким образом, христианство не антиподом, а продолжателем античной духовной традиции.
Поэтому «ничто благочестивое,
ничто, ведущее к добрым нравам, называть
нечистым или языческим нельзя!»
- восклицает один из собеседников «Благочестивого
застолья» и делает из этого вывод
чрезвычайно радикальный и
Так «философия Христа» Эразма Роттердамского оказывается «шире», чем официальная трактовка христианского вероучения. Это система нравственности. согласная с классической древностью и - что особенно подчеркивает Эразм - находящаяся в соответствии с природой. «Ибо чем иным является философия Христа, которую он сам зовет Возрождением, как не восстановлением природы, изначально сотворенной благою?».
В философии Эразма
нет места аскетическому
Не отвергая традиционных
форм христианского культа, но и
не придавая им существенного значения,
Эразм видит в христианстве прежде
всего требования человеческой нравственности,
определяемые не догматическими ухищрениями,
а действительным соблюдением моральных
заповедей Христа. Враги (в том
числе и Лютер) не без основания
обвиняли Эразма в том, что человеческое
в Христе н христианстве значит для
него больше, чем божественное. И
действительно, такова позиция Эразма
в его примечаниях к Новому
завету, в комментариях к письмам
Иеронима и в «Похвальном слове
Глупости». Поскольку природа божества
непостижима, человек должен проникнуться
любовью к богу и к людям
и выполнить по отношению к
ним свой долг любви и милосердия.
Быть философом и быть христианином,
исповедовать христианство и проповедовать
«философию Христа», по Эразму, одно и
то же, это значит строго следовать
естественным правилам нравственности.
Сам облик Христа претерпевает в
гуманистической трактовке
Гуманизм и Реформация
Такое понимание христианства
как прежде всего системы нравственности,
осуществляемой в повседневной жизни,
оказалось в противоречии не только
со средневековым взглядом на ничтожество
человеческой природы, но и с представлением
о греховности человека, отстаиваемым
Реформацией. Поэтому «христианский
гуманизм» Эразма из Роттердама вызвал
осуждение не только со стороны охранителей
старого средневекового аскетизма,
блюстителей догматической
Вопрос о природе
человека оказался, по существу, в центре
полемики Эразма и Лютера по теологическому
вопросу о свободе воли и божественном
предопределении. В теологической
форме здесь ставился вопрос о
свободе и необходимости, о детерминированности
человеческого поведения и
Воздействие христианского гуманизма Эразма Роттердамского на европейскую культуру XVI в. было чрезвычайно велико: его единомышленников и последователей можно встретить по всей католической и протестантской Европе от Англии до Италии, от Испании до Польши.
Томас Мор
Воззрениям Эразма были близки философские взгляды его великого современника и друга, гуманиста и автора знаменитой «Утопии», одного из основоположников утопического коммунизма Томаса Мора.
Томас Мор родился
7 февраля 1478 г. в семье преуспевающего
лондонского юриста, королевского судьи
Джона Мора. Обучение в грамматической
школе дало ему основательное
знание латинского языка. В юные годы
он находился в качестве пажа в
доме архиепископа Кентерберийского Джона
Мартена, человека весьма образованного
и выдающегося государственного
деятеля, собиравшего у себя писателей
и ученых, путешественников и дипломатов.
По совету Мартена его воспитанник
продолжил свое образование в
одном из колледжей Оксфордского
университета, как раз в 90-х годах
XV в. оказавшегося центром распространения
гуманистических идей и классической
образованности. После недолгого
пребывания в колледже Мор продолжил
обучение в юридических школах Лондона,
где проявил свои незаурядные
способности и успешно начал
преподавательскую и
В первые годы XVI в. Мор
сближается с кружком оксфордских
гуманистов, изучает труды античных
авторов и раннехристианских
писателей, переводит на английский
язык жизнеописание Джованни Пика делла
Мирандолы и его письма, увлекается
гуманистическими планами «исправления»
погрязшей в пороках и
Проведение Генрихом VIII политики «королевской реформации» в Англии определило решительный конфликт Мора с королевской властью. Мор и ранее был противником реформационного движения в Европе, считая необходимым сохранение духовного единства христианско-католического мира. Осуждая пороки католической церкви и духовенства, вовсе не будучи сторонником безграничной власти папы (выше которого он ставил собор), Мор вместе с тем не только отвергал теологическую доктрину Лютера, но и опасался политических последствий Реформации. В частности, он резко выступал против притязаний короля на духовное верховенство (Генрих VIII объявил себя главой реформированной церкви) и против разграбления церковных имуществ королевской казной, дворянством и буржуазией, усугубившего тяжкое положение народных масс, ставших жертвой политики «огораживаний» общинных земель. Отказ Мора признать «Акт о верховенстве», укреплявший деспотическую власть короля, его мужественное поведение на процессе вызвали яростный гнев короля, и после безуспешных попыток сломить волю заключенного в Тауэр бывшего лорда-канцлера королевства он был казнен 6 июля 1535 г.
Героическое поведение Томаса Мора явилось своеобразным воплощением гуманистического нравственного идеала, осуществлением концепции достоинства человека и учения о человеческой свободе. Вместе с тем - в гибели Мора, в трагедии, которую пережил Мор и гуманисты его круга, нельзя не видеть крушение идеалов «христианского гуманизма» Платоновской академии и Эразма. Мечта гуманистов о наступлении «золотого века» рухнула с наступлением эпохи острых социальных конфликтов. Мечта об ограниченной реформе церкви, о всеобщем единстве народов в очищенном от злоупотреблений христианстве сгорела в ожесточенной борьбе реформационных движений и воинствующего контрреформационного католицизма.
«Утопия»
Попыткой ответа гуманистической философской мысли на трагические противоречия эпохи «первоначального накопления» явился идеал бесклассового общественного устройства, разработанный в «Золотой книге» - знаменитой «Утопии» Томаса Мора, созданной им в 1516 г. Несмотря на то что «Утопия» -единственный памятник утопического коммунизма (которому она и дала впоследствии это наименование) в гуманистической литературе XV - начала XVI в., возникновение ее не является случайным для гуманистической мысли эпохи: книга Мора была встречена с сочувствием и пониманием его друзьями - гуманистами Эразмова круга. «Утопия» неразрывно связана с философскими, этическими, социально-политическими идеями гуманизма.