Философия государства и права Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:05, реферат

Описание работы

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.
Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность.

Содержание

Введение
Метод философии Гегеля
Законы диалектики
Философия права Гегеля
«Право как закон»
Философское учение Гегеля о государстве
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ГЕГЕЛЬ.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

       Третий закон диалектики  - закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Отрицание, по Гегелю, обладает диалектической природой, именно представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2)преемственность в развитие; 3)утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эта цикличность связана с прохождением в процессе развития трех стадий: -утверждение или положение (тезис); -отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис); -отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Процесс отрицание отрицания, не складывается так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых его предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. Действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее. что было накоплено на предшествующей ступени. Помимо диалектического истолкования категорий и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности, как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всестороннего. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли. 

4. Философия права  Гегеля 

      Право с точки зрения Гегеля есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли».

      Понятие права значительно более широко, чем юридическое понятие о  праве, оно охватывает «наличное  бытие всех отраслей свободы». Это  есть объективно идеалистическое понятие  права. Разум, дух в области  общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право.

      В положении Гегеля о том, что через  индивидуальную волю отдельного лица осуществляется всеобщая воля, можно  видеть отражение в идеалистически извращенной форме представления о зависимости индивидуального сознания от общественного сознания.

      Рассмотрение  процесса осуществления якобы подлинной  свободы в действительности не является в учении Гегеля предметом философии  права.

      Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, пространстве и выражающую объективно разумную, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве данное Кантом и всеми сторонниками критической философии.  Гегель же стремиться постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право, как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность революции уничтожения, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве. Но считает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто разумного, как в себе и для себя сущей свободы воли. Тремя основными формами конкретизации понятия свободы и права являются: абстрактное право, мораль, нравственность. В сфере абстрактного права воля непосредственна и абстрактна. В сфере морали выступает право субъективной воли в отношении ко всеобщему – к праву мира. В сфере нравственности достигается синтез этих двух предшествующих абстрактных моментов.

 Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному, в диалектике свободной воли. Понятие права пока еще абстрактно. Человек здесь выступает в качестве совершенно абстрактного и свободного «Я». Такая единичная воля есть лицо, личность. «Личность - подчеркивает Гегель,- содержит вообще правоспособность». «Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц».

      Свою  реализацию свобода абстрактной  личности находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. Требование же имущественного равенства расценивается им как неразумная точка зрения, пустая и поверхностная рассудочность.

         Как необходимый  момент в осуществлении разума Гегель трактует договор. Предметом договора может быть лишь некоторая единичная внешняя вещь, которая только и может быть произвольно отчуждена собственником. Поэтому Гегель отвергает договорную теорию государства. «Привнесение договорного отношения, так же как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение, - пишет Гегель, - привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности».

         К сфере абстрактного права Гегель относит и формы неправды (простодушную неправду, обман, принуждение и преступление).

         Преступление- это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии- поступке свободной личности. По логике гегелевской трактовки, снятие преступления через наказание приводит к морали. На этой ступени, когда личность абстрактного права становится моральным субъектом, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.

         Абстрактное право  и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают  свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.

         Вторая ступень  в развитии идеи права – мораль. Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права  в ней наполняются положительным  содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали – внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.

         На данной ступени  свобода проявляется в способности  индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед  собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое .

         Третья, высшая, ступень осмысления права человеком – нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа, человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство.

      Понятие “право” употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:

      1) право как свобода (идея права)

      2) право как определенная  ступень и форма  свободы (особое право)

      3) право как закон (позитивное право).

      1. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы – «свобода» и «право» выражают единый смысл. В этом отношении гегелевская философия права могла бы называться «философией свободы». Отношения «свободы» и «права» опосредуются через диалектику свободной воли.

      2. Система права как царство реализованной свободы представляет  собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).

      Конкретизация понятия права есть определенное наличное бытие свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.

      Последующее «особое право», диалектически «снимающее»  предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичное и сильнее более абстрактного.

      На  вершине «особых прав» стоит  право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в  реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.

      3. Право как закон (позитивное право) является одним из «особых прав».

      Гегель  пишет : «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, что  есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право».

      Эти три этапа в развитии понятия  права осуществляет общий путь развития понятия в гегелевской философии.

      Процесс развития понятия права определялся  развитием самих категорий гегелевской  идеалистической диалектики. При этом задача философии права понять работу разума в развитии идеи права. Наше субъективное мышление с точки зрения лишь как бы наблюдает за развитием идеи, как собственной работой разума. Дело науки заключается в том, чтобы понять эту «самостоятельную работу разума предмета». 

                  5. «Право как закон»  

      Превращение права в себе в закон путем  законодательства придает праву  форму всеобщности и подлинной  определенности. Предметом законодательства может быть лишь внимание стороны  гегелевских отношений. Различая право и закон, Гегель в то же время стремится исключить их противопоставление. Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть право. В гегелевской философии речь идет о внутреннем различении одного и того же понятия права на разных ступенях ее конкретизации.

      «То обстоятельство, что насилие и  тирания могут быть элементом  позитивного права, - подчеркивал  он, - является для него чем-то случайным  и не затрагивает его природу».

      Закон (по понятию) - это конкретная форма выражения права. Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть  позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.

      В своей концепции различения права и закона Гегель стремится исключить их противопоставление. «Представлять себе различие между естественным или философским правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, - замечает Гегель, - было бы совершенно неверным; первое относится ко второму как институции к пандектам».

      Законодательство, по признанию Гегеля, может исказить содержание права: «то, что есть закон, может быть отличным от того, что  есть право в себе». Поэтому, поясняет Гегель, «в позитивном праве то, что  закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть правое».

Информация о работе Философия государства и права Гегеля