Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка
Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.
Он
находится также посредине
… Мудрость - это одно из самых прекрасных на свете благ, а Эрот - это любовь к прекрасному, поэтому Эрот не может не быть философом, то есть любителем мудрости, а философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.
… Знание на самом деле не что иное, как припоминание: то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом… Но это было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в нашем человеческом образе. ("Федон")
… если, узнав однажды, мы уже не забываем, то всякий раз мы должны рождаться, владея этим знанием, и хранить его до конца жизни. Ведь что такое знать? Приобрести знание и уже не терять его. А под забвением… мы понимаем утрату знания… Но если, рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда… "познавать" означает восстанавливать знание, уже тебе принадлежавшее. И, называя это "припоминанием",мы бы, пожалуй, употребили правильное слово. ("Федон")
Припоминать то, что там, на основании того, что есть здесь, нелегко любой душе: одни лишь короткое время созерцали тогда то, что там; другие, упав сюда, обратились под чужим воздействием к неправде и на свое несчастье забыли все священное, виденное ими раньше. Мало остается таких душ, у которых достаточно сильна память. Они всякий раз, как увидят что-нибудь, подобное тому, что было там, бывают поражены и уже не владеют собой, а что это за состояние, они не знают, потому что недостаточно в нем разбираются. ("Федр")
Билет 5. Философская система Аристотеля
Философская
система Аристотеля, его учение о
сущности, материи и форме.
Философия Аристотеля явилась вершиной
развития древнегреческой философской
мысли. И хотя античная философия продолжала
развиваться и после него, Аристотель
сыграл в ее истории особо выдающуюся
роль. На протяжении более чем полутора
тысячи лет после смерти имя Аристотеля
оставалось самым высоким авторитетом.
Вплоть до Нового времени на его труды
ссылались как на непререкаемый источник
истины.
Молодым юношей Аристотель пришел в Платоновскую
академию и оставался в ней в течение долгих
20 лет. Затем по протекции своего отца,
придворного врача македонского царя
Филиппа II, он стал учителем и воспитателем
наследника трона Александра. Позже он
основал собственную философскую школу
в Афинах. Она находилась в противоположном
конце города от Академии вблизи храма
Аполлона Ликейского, и поэтому быстро
получила наименование Ликея, или Лицея,
ставшим нарицательным именем для привилегированных
учебных заведений.
Встреча выдающихся людей античности
оказала воздействие на всю последующую
жизнь, как Аристотеля, так и Александра
Македонского. Их имена оказались навсегда
связаны друг с другом. По меткому замечанию
генерала Шарля де Голля, "в основе всех
побед Александра мы находим, в конце концов,
Аристотеля". Действительно, именно
Аристотель привил будущему полководцу
широкий взгляд на мир, умение оперировать
глобальными категориями и познакомил
Александра с самым широким кругом знаний.
Это, несомненно, позволило ему решать
выдающиеся военные и политические задачи.
Они поддерживали связь всю свою жизнь,
между ними постоянно шла переписка. Александр
поддержал Аристотеля материально: именно
он дал деньги на основание философской
школы Аристотеля - Лицея, и именно он финансировал
крупнейшие естественнонаучные исследования,
которые были начаты в Лицее. Это был первый
в истории пример поддержки науки со стороны
государства.
Самостоятельная
философская позиция Аристотеля
началась с критики идеализма
Платона. В связи с этим широко
известно высказывание Аристотеля: "Платон
мне друг, но истина дороже". На самом
деле это не буквальное изречение, а
пересказ смысла его слов. Он говорил,
что учение об идеях выставлено близкими
ему людьми, имея в виду, конечно,
Платона, но для спасения истины лучше
оставить без внимания личности, особенно
этого правила должны придерживаться
философы. "И хотя и Платон, и
истина мне дороги, однако, великий
долг обязывает, отдать предпочтение истине".
Почему же Аристотель критикует платоновское
учение об идеях?
Аристотель критикует это учение по нескольким
направлениям. Прежде всего, основной
аргумент заключается в следующем. Если
идеи - это сущности вещей, то, следовательно,
невозможно, чтобы сущность и вещь существовали
раздельно. Иными словами, сущность и то,
сущностью чего она является, должны существовать
вместе. Они не могут отрываться друг от
друга. Поэтому необходимо объяснить то,
как сущность существует в вещах, а не
отдельно от них в каком-то особом мире.
Кроме того, Аристотель считает, что допущение
такого идеального мира на самом деле
не облегчает наше познание, а наоборот
затрудняет его. По мнению Аристотеля,
необходимо познавать мир, в котором живет
человек. Наука должна дать людям ориентиры
для деятельности в этом мире. Платон же
предлагает другую задачу: познавать тот
мир, который для нас еще менее доступен,
чем имеющийся под руками. Таким образом,
Платон удваивает грандиозность и сложность
задачи - познавать надо не один мир, а
два, причем второй - мир идей - более недоступен,
чем первый.
Помимо этого, Аристотель усматривает
в учении об идеях целый ряд внутренних
противоречий. Один из таких аргументов
касается проблемы соотношения единого
и многого. Например, согласно платоновской
теории идей, подлинно существует лишь
одна идеальная лошадь - прообраз множества
лошадей предметного мира, окружающего
человека. Но на самом деле в мире существует
не просто лошадь, а множество лошадей
различных пород и мастей. Поэтому, для
того, чтобы возникла белая лошадь, должен
существовать не один образец, не одна
идея лошади, а должны быть еще и идеи масти
(цвета), например, белизны, идеи породы
и так далее. Следовательно, для того, чтобы
появилась какая-то одна вещь должно существовать
огромное и даже бесконечное множество
идей.
Следующий
аргумент, получивший название "третий
человек", касается проблемы общего
и частного. Платон считает, что идея
выражает общее, присущее вещам. То есть
для каждого общего нужна идея.
Если это так, то встает вопрос, существует
ли нечто общее между вещами и
идеями? Несомненно, такое общее
существует, поскольку вещь подобна
идее. Но тогда для этого подобия
должна существовать третья идея - идея
подобия, то есть общего между идеей
и вещью. При этом для вещи, идеи
вещи и идеи подобия вещи и идеи
также необходимо существует общее,
а именно идея, связывающая их, и
та далее. Таким образом, процесс
идеализации вещей и отношений
бесконечен.
Вскрытые Аристотелем противоречия платоновской
философии заставили его отказаться от
теории идеального мира.
При этом Аристотель не вернулся к поискам
архе. Те, кто пытался объяснить мир из
воды, огня, земли и воздуха, то есть природных
стихий и атомов, указывают только один
из возможных видов причин, а именно - материальную
причину. Но на самом деле, считает Аристотель,
для объяснения вещи этого совершенно
недостаточно. Вещи, явления, по Аристотелю,
могут иметь по крайней мере, четыре вида
причин: материальную, производящую (движущую),
формальную и конечную (целевую).
Например, если рассмотреть такую вещь,
как глиняный горшок. Его материальной
причиной является глина, из которой он
слеплен. Но, чтобы горшок появился на
свет, гончар должен был слепить и обжечь
его, то есть преобразовать глину, придав
ей некоторую форму. Таким образом, гончар
выступает в качестве производящей, движущей
причины, которая воздействует на материальную
причину. Но одних физических усилий горшечника
недостаточно. Приступая к созданию горшка,
гончар имел в виду некий исходный проект
(замысел) вещи. То есть в его сознании
была некоторая форма, которую он стремился
придать явлению. При другом замысле получилась
бы совсем иная вещь. Это и есть формальная
причина. Наконец, создавая горшок, гончар
преследовал определенную цель - сделать
горшки, которые можно было бы продать
на рынке. Эта конечная причина является
целью всего процесса создания горшка.
Все названные причины не обязательно
присутствуют в каждом явлении. Например,
лунное затмение не имеет особой материи,
из которой оно состоит. Но в общем случае
необходимо учитывать весь комплекс возможных
причин.
Аристотель
учит тому, что, если мы хотим объяснить
какое-либо явление, то нельзя ограничиваться
только одной - двумя причинами, необходимо
выявлять все причины. Поэтому он
кладет конец поискам архе. Ведь
в любом варианте учения об архе задача
познания сводится к поиску только одного
из возможных видов причин.
При этом Аристотель идет еще дальше. Он
выдвигает требование, не просто декларировать
некие общие установки (весь мир произошел
из огня или воды), а объяснять конкретные
вещи, по его терминологии, - сущности.
В свою очередь, чтобы понять конкретную
вещь (сущность) необходимо найти и указать
его ближайшие причины. Тем самым, Аристотель
в принципе меняет направление философского
поиска: не искать начало всего существующего
- архе (огонь, воздух, земля, вода и так
далее), а научиться отыскивать и объяснять
весь комплекс причин вещи. По сути дела,
Аристотель закладывает основы "системного
подхода" к объяснению вещей и явлений.
Следующим шагом в развитии философской
теории Аристотеля было его учение о причинности.
Аристотель ставит ряд вопросов: Что такое
причины? Как они связаны между собой?
Из четырех видов причин (материальная,
движущая, формальная, целевая) Аристотель
выделяет две главные - материальную и
формальную. Он говорит о том, что действующая
причина и целевая причина являются, по
сути, разновидностями формальной причины.
Тогда возникает вопрос: как соотносится
формальная и материальная причины? Главная
идея Аристотеля здесь состоит в том, что
материя и форма соотносительны. То есть,
нет как таковых материи и формы. Например,
по отношению к кирпичу глина выступает
как материя. Но тот же самый кирпич может
выступать материей по отношению к зданию,
которое сложено из кирпичей. Следовательно,
кирпич и форма для глины, и материя для
дома. В свою очередь, дом является формой
для кирпичей и в то же время - материей
для города.
Таким образом, возникает иерархия материи
и форм. То есть вещь становится формой
для более низких материй и, соответственно,
сама является материей для более высоких
форм. Поскольку это относится к любой
вещи, весь мир предстает упорядоченным
в виде некой лестницы материй или, одновременно,
лестницы форм. Конечно, если бы Аристотель
был последовательным, а здесь он явно
идет материалистическим путем, он должен
был бы сказать, что эта лестница материй
и форм должна как угодно высоко продолжаться
вверх и вниз.
Однако,
если признать лестницу материй и
форм бесконечной, то тогда и процесс
познания тоже будет бесконечным. В
то же время каждый греческий философ
стремился создать
Для того требовалось лестницу материй
и форм как-то ограничить. Аристотель и
вводит начальную и конечную ступеньки.
На первую ступень он помещает совершенно
неопределенную материю. Он допускает,
что на самом нижнем уровне мироздания
существует материя, лишенная какой бы
то ни было формы. Совершенно бескачественная,
неопределенная материя может воспринять
абсолютно любую форму и стать чем угодно.
Поэтому, по Аристотелю, первичная материя
это "чистая возможность формообразования".
Конечно, допуская существование неоформленной
материи, он вступает в противоречие с
собственной идеей соотносительности
материи и формы. В дальнейших рассуждениях
отрыв материи и формы у Аристотеля усиливается.
Активная, действующая роль отдается форме,
пассивная, косная - материи. В итоге он
создает идеалистическое учение, правда,
в более абстрактном, чем у Платона виде.
Первым уровнем оформления первичной
материи являются, по Аристотелю, элементы.
В этом месте своей теории он возвращается
к учению Эмпедокла о четырех элементах,
или корнях вещей (земля, вода, воздух,
огонь). При этом Аристотель добавляет
пятый элемент, пятую сущность (по латыни
- квинтэссенцию) - эфир. Согласно утверждению
Аристотеля, на земле этого элемента нет,
из него устроен небесный свод и небесные
тела.
На следующей ступени оформления из элементов
появляются чувственно воспринимаемые
человеком вещи. В свою очередь, эти вещи,
организуются в системы более общего порядка.
Лестница таких систем может выстраиваться
достаточно высоко. При этом Аристотель
допускает, что, в конце концов, эта лестница
завершается формами, которые уже не имеют
вещественного содержания. Аристотель,
таким образом, допускает существование
чистых форм, или особого рода идей. Самой
чистой формой, формой форм и источником
всех формообразований является, согласно
Аристотелю, Бог.
Поскольку
Бог Аристотеля - это чистая форма,
то он совершенно лишен каких-либо антропоморфных
свойств. Сам по себе он не имеет
не только человеческих, но и, вообще, каких-либо
видимых черт.
С чистой формой человек сталкивается
тогда, когда он имеет дело с мыслями и
идеями. Но, у мысли, идей тоже есть некоторая
материя и форма. Материя, в данном случае,
- это то содержание мысли, которое в ней
мыслится. Под формой Аристотель понимает
не только геометрическую форму (это частный
случай), а то, как связаны между собой
элементы содержания, как они организованы,
то есть некоторую организацию элементов
содержания. В этом смысле мысль тоже обладает
формой, то есть связями элементов своего
содержания.
Аристотелевская форма форм - это тот случай,
когда предметом (содержанием) мысли становится
сама мысль. Причем, предметом является
именно форма мысли как таковая. Мышлением
о форме мысли, то есть исследованием организации
мысли является логика. Таким образом,
Бог Аристотеля - это чистое мыслительное
начало мира, некое абсолютное сознание,
мыслящее самое себя в логических формах
(категориях). Представление Аристотеля
о Боге предельно рационализировано. По
сути, Аристотель подверг обожествлению
логический разум.
Какова же, по Аристотелю, роль Бога в мире.
Продолжая свои построения, Аристотель
показывает, что Бог, как совершенная форма
форм, не может действовать в мире. То есть
Бог не заставляет формироваться весь
мир - он не является действующей, производящей
причиной. Но, по мысли Аристотеля, во всех
системах и вещах мира заложено некоторое
изначальное стремление к формообразованию
и целесообразности. Эту внутреннюю устремленность
всех явлений к цели Аристотель называет
энтелехией. Именно в силу того, что энтелехия
присуща всему, весь мир в конце концов
устремляется к Богу. В этом смысле Бог,
оставаясь все время абсолютно неподвижным,
есть перводвигатель мира, конечная цель,
к которой все устремляется. Таким образом,
Бог по отношению к миру в целом выступает,
как конечная, целевая причина.
Самым замечательным выводом
из построений Аристотеля о материи
и форме явилось создание им формальной
логики - науки о формах и законах
мышления. Если Платон первым выделил
область идеального, как особый предмет
познания, то Аристотель впервые открыл
рациональные способы его познания.
Логика Аристотеля на долгие века стала
чрезвычайно действенным
Согласно Аристотелю, логика есть учение
о формах мысли. Сама догадка о том, что
мысль имеет форму - то есть определенную
организацию, которую можно и нужно рассматривать
отдельно от содержания (материи) мысли,
совершенно гениальна. Для ее иллюстрации
приведем один пример. Рассмотрим несколько
простых высказываний:
"Листья дерева зелены";
"Луна - естественный спутник Земли";
"Дважды два равняется четырем";
"Иван не молод";
Во всех этих высказываниях речь идет
о совершенно разных предметах и о них
говорится нечто разное. Как сказал бы
Аристотель, это суждения различной материи.
Однако их логическая форма (структура)
одинакова. Во всех случаях некоторому
логическому подлежащему (листьям дерева,
Луне, произведению чисел два и два, Ивану)
приписываются различные свойства ("зеленость",
"быть спутником Земли", "равняться
числу четыре") или отсутствие такого
свойства ("не молод"). В логике логическое
подлежащее, отличающееся от грамматического
тем, что оно может быть выражено не отдельным
словом, а целым словосочетанием, называется
"субъектом" и обозначается буквой
S. Логическое сказуемое (свойство, приписываемое
субъекту) называется предикатом и обозначается
буквой P. Тогда понятно, что во всех рассмотренных
высказываниях их структура была одной
и той же: (S есть P) или (S не есть P). В русском
языке связка "есть" обычно для краткости
не высказывается, но, что важно, она мыслится
и при необходимости может высказана явно.
Например, "Луна есть спутник Земли".
Аристотель
одним из первых понял, что можно
и очень важно рассматривать
мысль безотносительно к ее конкретному
содержанию (материи). В этом случае
у нас остается только как бы пустая
рамка, форма мысли, в которой S и
P могут принимать любые
Аристотелевская логика состоит из трех
основных частей. Первая ее часть называется
"учением о категориях". В своей речи
человек использует различные слова и
словосочетания, обозначающие предметы,
их действия, состояния и пр. Здесь Аристотель
исследует не сами слова, а то, к каким
категориям они относятся. Аристотель
выделяет десять основных категорий: сущность
(например, "человек", "дерево"
и пр.), качество ("теплое", "молодой"…),
количество ("много", "десять"…),
отношение ("ближе", "добрее"…),
время ("вчера", "через год"…),
место ("вдалеке", "в городе"),
положение ("...", "…"), состояние
("замерзая", "увеличиваясь"),
действие ("бежит", "бьет"), страдание
("охлаждается", "стареет"). По
сути, все что можно высказать о существующем
выражается той или иной категорией. В
итоге, Аристотель рассматривает категории
как всеобщие роды бытия. Поэтому все,
что можно говорить о бытии, заключается
в сетке категорий.
Второй составной частью аристотелевской
логики выступает учение о суждении. Это
учение говорит о том, как связываются
между собой различные понятия. Сами суждения
бывают простыми и сложными. Простое суждение
- это то суждение, в котором есть только
субъект, связка и предикат. Сложное суждение
может содержать в себе целый набор простых
суждений. Внутри сложного простые суждения
соединяются между собой логическими
союзами <и> (конъюнкция), <или> (дизъюнкция),
<если, то...> (импликация), <не.., а...>
(отрицание), <тогда и только тогда, когда>
(эквиваленция).
Аристотель классифицирует простые суждения.
Так, суждения могут отличаться по качеству,
как: утвердительные ("студенты слушают
лекцию") и отрицательные ("студенты
не слушают лекцию"). В данном случае
в обоих суждениях сохраняются одинаковые
субъект и предикат (сохраняется материя
суждения), но в первом случае утверждается,
а во втором отрицается связь субъекта
и предиката.
Суждения также могут различаться по количеству:
они могут быть частными и общими. Примером
общего суждения той же материи является:
"Все студенты слушают лекцию". Примером
частного: "некоторые студенты слушают
лекцию". На пересечении этих двух классификаций
появляется, так называемая, парная классификация
- может быть высказано суждение сразу
и качества, и количества.
Классификация суждений позволяет Аристотелю
установить связи между истинностью и
ложностью различных типов суждений. Наглядно
это изображается с помощью так называемого
логического квадрата. Сам логический
квадрат не был создан Аристотелем, это
просто мнемонический прием, придуманный
гораздо позже в учебных целях. В вершинах
логического квадрата помещаются типы
простых суждений, которые обозначаются
буквами.
Утвердительные и общие обозначаются
буквой А (от лат AffIrmo - утверждаю).(Пример
- "Все студенты слушают лекцию").
Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии