Философия, ее предмет. Структура и функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:08, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Работа содержит 1 файл

Философия. Билеты.docx

— 386.99 Кб (Скачать)

2. Критическая функция. Особенность философской критики в том, что она не просто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а главный удар направляет против укоренившихся догм, стандартов мышления, привычек сознания, которые незаметно для людей властвуют над их умами, мешая увидеть реальность в истинном свете. Если философия возводится в ранг официальной и сковывается требованиями пропагандировать идеологию государства, то пресекается всякое философское инакомыслие и философия, по существу, не выполняет свою критическую функцию.

3. Прогностическая функция. В философии рассматриваются и обсуждаются логически возможные варианты развития общества, вырабатываются и обосновываются идеалы, стремление к которым должно определять общественный прогресс. Намечаемые сначала в философии пути и принципы совершенствования общества затем кладутся в основу конкретных социально-экономических и политических программ развития.

4. Идеологическая функция. Идеология – совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, ее отношение к общественным явлениям, программы ее действий. Философия отражает общественную жизнь эпохи, поэтому в философских учениях находят выражение интересы, стремления, идеалы, надежды различных слоев общества. Идеологическая функция философии состоит не в том, чтобы всеми правдами и неправдами защищать или обслуживать интересы какого-то класса или социальной группы, а в том, чтобы отражать реальное разнообразие общественных позиций, идеалов и жизненных ценностей людей.

Неверно думать, что каждое философское учение однозначно привязано  к интересам определенного класса и защищает только их. Нередко в  одном философском учении содержатся идеи, выражающие интересы разных классов  и слоев общества. Некоторые философские  проблемы вообще не затрагивают ничьих классовых интересов, заключая в  себе общечеловеческие ценности и идеалы.

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Прежде чем говорить о  третьей, методологической функции  философии, разберемся с понятиями.

Метод – способ действий. Методика – совокупность методов какой-либо деятельности. Методология – знание, учение о методах и методиках. В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы. Соответственно в каждой сфере формируется и своя методология. В политике – это методы компромисса и конфронтации, в науке – разнообразные методы научных исследований, в правоохранительных органах – свои методы следствия, ОРД, дознания, методы розыска преступников и сбора судебных доказательств.

Но методологические знания в любой сфере деятельности не ограничиваются только рассмотрением  методов, ведь оценка методов зависит  от конечных результатов какого-либо метода и отношения этих результатов  к целям деятельности. Поэтому  методология должна включать в себя знание не только о методах, но и  о характере достигаемых с  их помощью результатов, о целях  деятельности, о ее общей структуре  и основных этапах, о принципах  и формах ее организации.

Методология – знание о  том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться  в своих действиях. (Как – методы; чем – знания, чтобы действовать  целесообразно и эффективно).

Наряду со специфическими методами в каждой сфере деятельности используются и общие: методы логического  мышления (анализ, абстрагирование, дедукция), математические методы, которые используются повсюду – в науке, экономике, технике и других областях. Поэтому  в методологию включены разные уровни знания – от конкретных специальных  методов и методик до общих  представлений о фундаментальных  принципах построения всякой человеческой деятельности вообще, что уже является сферой философии.

Из философских представлений  о мире и человеке вытекают общие  методологические рекомендации, помогающие человеку ориентироваться в окружающей действительности и позволяющие  определить исходные позиции для  поиска путей, ведущих к цели.

Философия – общая  методология деятельности, на которую опираются частные методологии отдельных видов человеческой деятельности. Формируемые в философии общеметодологические идеи и принципы конкретизируются применительно к особенностям той или иной деятельности и используются для развития и обоснования ее специфических методов

 

Билет 2. Философия и мировоззрение. Связь  философии с мифологией религией и наукой.

Философия и мировоззрение

Философия имеет органическую связь с мировоззрением. Что же такое мировоззрение? Следует подчеркнуть, что в определении этого понятия  нет четкости. Оно не является общепризнанным.

Эти определения, безусловно, имеют смысл. Они свидетельствуют  о том, что понятие "мировоззрение" - многогранное, отражает сложные процессы духовно-практической жизни человека. Из всех выше приведенных определений наиболее обобщенным является следующее: мировоззрение - это форма общественного сознания, способ духовно-практического освоения мира.

Они в этом контексте имеют  органическое единство. Философия тоже является специфическим мировоззрением. Определенным способом духовно-практического  освоения мира. Философия как мировоззрение  является системой наиболее общих взглядов на мир, природу, общество, человека, познания. Она теоретически обосновывает свои положения и выводы, основные принципы социально-политической, научной, моральной, эстетической деятельности человека, то есть осваивает мир как духовно (теоретически), так и практически.

Философия и мировоззрение, безусловно, имеют общность. В чем она заключается? Их общность состоит в том, что они: 1) являются своеобразными формами общественного сознания, способами духовно-практического освоения мира, 2) имеют одинаковый предмет осмысления - отношение "человек - мир", 3) дают целостное представление о мире, человеке, ее происхождение и т.п., 4) имеют общность по некоторым своим функциям (например, воспитательной).

Вместе с тем, они - это  не тождественные понятия. В чем  заключается их нетождественность?

1. Понятие "мировоззрение"  более широкое по объему чем  понятие "философия". Оно включает  в себя разнообразные взгляды  человека на мир - философские,  религиозные, общественно-политические, экономические, этические, эстетические  и т.п.

2. Для характеристики мировоззрения  используются понятия "общая  картина мира", "мироощущение", "мировосприятия", "свитоуявлення", "миропонимание" и т.п.. Для философии важнейшими в этом контексте "миропонимания".

3. Разные по своей структуре.  Первая включает в себя онтологию,  логику, теорию познания (гносеологию), диалектику, антропологию и т.п.  В структуру последнего входят: (опыт, знания, вера, ценностные ориентации, убеждения и т.д.).

4. Философия представляет  собой форму общественного сознания, мировоззрение и науку. Как  система взглядов на мир, как  способ его духовно-практического  освоения не является наукой. Обратная сторона может основываться  на не научных принципах.

5. Отражает и обосновывает  свое осмысление мира своими  методами, принципами, законами, своим  логико-понятийным аппаратом, имея  такую ​​функцию, как логико-гносеологическая. Противоположная сторона не имеет  такой функции. 

СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ  С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология – система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

– познавательный компонент – миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

– предписательно-побудительный компонент – принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;

– практический компонент – миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые  в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

– как возник мир;

– как он развивается;

– что такое жизнь;

– что такое смерть и др.

Мифология являла собой  попытку объяснения явлений природы  и жизни людей, взаимоотношение  земного и космического начал.

Мифология – начальная  форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных  и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое  мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия – мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности – мифологическое ми-родействие и миропонимание.

По Канту, религия – это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом  человеку:

– через воспитание в условиях религиозной семьи;

– обучение в школе;

– опыт жизни;

– силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных  убеждений – одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия – сознание массовое, а философия – сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия – всегда работа мысли.

2.      Философия и наука

 
Философия есть теоретическая основа мировоззрения, или его теоретическое  ядро, вокруг которого возникает своего рода духовное облако суммированных  взглядов будничной мудрости, что  является необходимым, но не достаточным  уровнем мировоззрения. Однако мировоззрение  обладает и высшим уровнем, на котором  целенаправленно исследуются искусства, науки, главные принципы религиозных  взглядов и опыта, тончайшая область  нравственной жизни общества. В зависимости  от того, каким образом решается вопрос о соотношении материи  и духа, мировоззрение называют материалистическим или идеалистическим, атеистическим  или религиозным.

Существует много определений  столь уникального явления, как  наука, но в силу её сложности и  многогранности какое-то одно, универсальное  определение вряд ли вообще возможно. На протяжении своей истории она  претерпела столько изменений и  каждое её положение настолько связано  с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка  дать определение науки, а таких  было немало, может выразить более  или менее точно лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех случаях  довольно чётко прослеживается выделение  двух подходов к пониманию науки, когда её трактуют в широком или  узком смысле.

Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения  науки и философии:

1) Натурфилософский. Возник  в Древней Греции.

Философы умозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь на мифологию, то есть без особой опоры  на науку, без доказательств.

На более поздних этапах (XVII-XVIII века) начали интенсивно развиваться  математика, механика.

2) Позитивистский этап (30-40 года XIX века).

Был представлен такими деятелями  как Рассел, Карнап, Випкинштейн, Конт и др. Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного миру не дает, - это выдумки, поэтому только конкретные науки дают нам позитивные знания», «Наука сама по себе философия», «Долой метафизику, да здравствует физика», «Философия имеет дело с псевдопроблемами, которые связаны с языковыми играми». Реалии сегодняшнего дня таковы, что остро стоит вопрос о том, что может дать наука для философии и философия для науки.

Любая наука - это некоторый  отрывок знания, а все науки  в их простом сложении - сумма  таких обрывков. Философия же дает систему знаний о мире в целом. Она занята не просто суммированием  всех научных знаний, а объединяет данные знания, беря их в наиболее общем  виде и, базируясь на данном "интеграле", выстраивает систему знаний о  мире как целом, об отношении человека к миру, то есть о нравственности, о познании, о разуме и т.д. "Ее задача - не одна какая-либо сторона  существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится  не к тому, чтобы определить четкие границы и внешние взаимодействия между частями и частицами  мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь, чтобы понять их внутреннюю связь и единство".

Информация о работе Философия, ее предмет. Структура и функции философии