Аристотель о праве и законе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:12, реферат

Описание работы

В Древней Греции были созданы политико - правовые теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие политико - правовой мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

Содержание

Введение – стр.

Основная часть – стр.

Заключение – стр.

Список использованной литературы – ст

Работа содержит 1 файл

аристотель и закон.docx

— 29.07 Кб (Скачать)
 

АКАДЕМИЯ ТРУДА  И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

Реферат

По дисциплине «Философия права»

Тема: «Аристотель  о праве и законе» 

Руководитель:

Выполнил:

Иван Конин 

Юридический

Факультет,

Группа Ю – 22 П

Ярославль 2004

План 

Введение – стр.

Основная часть  – стр.

Заключение –  стр.

Список использованной литературы – стр.

Введение.

В Древней Греции были созданы политико - правовые теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие политико - правовой мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

Большое    внимание рационально - теоретическому анализу  права  и закона и их социально - политической характеристике уделено  в творчестве Аристотеля(384—322 гг. до н. э.).

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки  о политике, которая включает в  себя также учение о праве и  законе.

Аристотель родился  в Стагире, небольшой греческой колонии на полуострове Халкидика (отсюда второе имя философа, получившее распространение в литературе, — Стагирит). Отец его был врачом при дворе македонского царя. Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а затем преподавал многие годы. Философские воззренья мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном.

После смерти учителя - в 347 г. до н.э. Аристотель покинул Академию и несколько лет странствовал по Малой Азии, занимаясь там научной и преподавательской деятельностью. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполнял обязанности воспитателя наследника царского престола — будущего знаменитого полководца Александра Македонского. Вернувшись в Афины, Аристотель основал философскую школу — Ликей, в которой преподавал почти до самой смерти.

Произведения Аристотеля, делятся традиционно на восемь групп:

1. Логические труды  («Органон»): «Категории», «Об истолковании»,  «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».

2. Философия природы:  «Физика», или «Лекции по физике»,  в 8-ми кн., «О небе» в 4-х  кн., «О возникновении и уничтожении»  в 2-х кн., «О небесных явлениях»  ( «Метеорологика ») в 4-х кн.

3. Психология: «О  душе» в З-х кн., а также «Малые труды по естествознанию», включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.

4. Биологические  труды: «О частях животных»,  «О движении животных», «О передвижении  животных», «О происхождении животных».  Эти аутентичные труды Аристотеля  обычно дополняются рядом трактатов,  написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены.  Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются разнородные  вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и  музыки.

5. Первая философия:  сочинение в 14-ти книгах, получившее  название «Метафизика». В издании  Беккера ему предшествует трактат  «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии».

6. Этика: « Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика», из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами « Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики».

7. Политика и экономика:  «Политика» в 8-ми кн., «Экономика»  в З-х кн. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В 1890 г. был .найден папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.

8. Риторика и поэтика:  «Искусство риторики» в З-х кн., за которым печатается неподлинный трактат «Риторика против Александра»-ранняя перипатетическая работа. За нею идет трактат «О поэзии».

Аристотелевское учение о праве содержится в основном в пятой и восьмой книгах трактата «Никомахова этика», а также в трактатах «Большая Этика» и «Риторика». Диоген Лаэртский, перечисляя сочинения Аристотеля, называет среди них также трактаты «О справедливости» и «Законы». Существовали ли эти книги в действительности, неизвестно.

Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность  его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная  классификация, так что впервые из философии как таковой выделены спе­циальные науки. Каждой работе Стагирита предшествует краткое изложение и критический разбор предшествующих учений по дан­ному вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к проблеме, которая затем решается в духе собственного учения Стагирита. Последний выступает, поэтому и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требует критического подхода.

Аристотель о праве  и законе.

Объектами политической науки являются прекрасно справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение. В “Этике” Аристотель исследует, наряду со специфической, этической темой, также и ряд собственно политико-правовых проблем.

Соотношение этики  и политики отчетливо проявляются  в  освещении проблемы справедливости. Как приобретенное качество души и черта характера справедливость является величайшая из  добродетелей (в соотношении с мужеством, умеренностью, великодушием и т. д.) и относится  к предмету этики; в этом аспекте  справедливость — часть добродетели. Но у справедливости есть и иной аспект, выражающий отношение одного человека к  другим; в таком смысле справедливость представляет всю добродетель  в человеческих отношениях и относится  к предмету политики.

Характеризуя, соотношение  справедливости и добродетели  Аристотель (Этика,V, 3) замечает: «По существу они тождественны, но в проявлении они различаются: одна — справедливость, добродетель, проявляющаяся в отношении к другим, другая, т.е. добродетель, — приобретенное душевное качество, взятое безотносительно”.

Политика, право и  законы под справедливостью имеют  всю добродетель, т. е. политическую справедливость.

Отмечая употребление понятия справедливости вообще в  различных значениях, Аристотель (Этика, V, 2) пишет: «Итак, понятие “справедливость” означает в одно и то же время  как законное, так и равномерное, а несправедливость — противозаконное  равномерное (отношение к людям)». Неравномерное и противозаконное  — не одно и то же; они отличаются друг от друга, как часть от целого: « ибо все неравномерное противозаконно, но нё все противозаконное неравномерно (Этика,V, 5).

В процессе анализа  справедливости как некоторой равномерности  Аристотель говорит о «специальной справедливости» и различает  два вида ее проявления: справедливость, распределяющую и справедливость уравнивающую. Уяснение содержания этих понятий необходимо для понимания политических и  правовых взглядов Аристотеля, поскольку  речь здесь по существу идет об объективном  смысле той специальной равномерности (т. е. равенства, меры и т. д.), которая  обязательна для политических отношений  и справедливого закона.

Распределяющая справедливость — это проявление справедливости при распределении всего того (власти, почести, выплат и т. п.) что  может быть разделено между членами  общества. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение различных  лиц соответствующими благами.

Уравнивающая справедливость действует в сфере обмена и  «проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена» (Этика, V, 5). Этот вид справедливости применяется в области гражданско-правовых сделок, возмещения вреда, преступления и наказания.

В самом общем  виде равномерность характеризуется  Аристотелем как середина между  излишком и недостатком, и в этом смысле справедливое есть равномёрное. «Итак, — пишет он (Этика, V, 6), — необходимо) чтобы справедливое было серёдиной и равномерным (по отношению к известным предметам) и лицам; поскольку оно середина, оно должно быть серединою чего-либо (а это есть избыток и недостаток); поскольку оно есть равномерное, оно равномерно относительно двух прёдметов, а поскольку оно справедливое, оно справедливо относительно известных лиц».

Отсюда Аристотель делает вывод о том, что справедливое предполагает, по крайней мере, четыре условия: два лица, по отношению к  которым оно справедливо, и два  предмета, по поводу которых оно  проявляется. Лишь с учетом правильно  найденного соотношения всех этих условий  можно установить справедливость. Предметы, говорит Аристотель, относятся друг к другу так же, как и лица: неравному не соответствует равное. Нарушение этого соответствия приводит к тяжбам и спорам, поскольку в таких случаях равные люди владеют неравным или неравным уделено равное.

В качестве принципа распределяющей справедливости Аристотёль — со ссылкой на поговорку «делить  по достоинству» - обосновывает нёобходимость  деления соответствующих общих  для всех граждан благ по достоинству.

«Все люди, пишет  он (Этика,V,6) — согласны в том, что  распределяющая справедливость должна руководствоваться достоинством, но мерило достоинства не все, видят  в одном и том же, а граждане демократии видят ее в свободе, олигархия  — в богатстве, а аристократия — в добродетели». Сам Аристотель трактует справедливое распределение  по достоинству как распределение  благ, общих для всех граждан, пропорционально  вкладу или взносу в общее дело того или иного гражданина.. Тем  самым распределяющая справедливость интерпретируется им (не без влияния  пифагорейских прёдставлений о  числовых характёристиках справедливости и других добродетелей) как геометрическая пропорция, как пропорциональность между четырьмя членами (условиями  с соответствующего отношения: лицо А относится к лицу В, как предмет С к предмету Д. Момент равенства в распределяющей справедливости выступает как равенство в. геометрической пропорции.

В уравнивающей же справедливости имеется в виду равенство арифметической пропорции. «Справедливость же в обменах, — пишет Аристотель (Этика, v, 7) — также, заключается в своего рода равенстве, но не по такой пропорции, а по арифметической, ибо здесь не имеют в виду разницы, лишил ли порядочный человек дурного чего бы то ни было, или дурной — порядочного, или же порядочный совершил прелюбодеяние, а не дурной человек; закон обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во всем, за исключением различения того, кто совершил преступление, от того, кто страдает, и того, кто нанес ущерб, о того, кто терпит ущерб».

Уравнивающая справедливость — это середина ущерба и выгоды, ограничивающая произвол. Отход от такой середины есть не равенство. Суд к которому прибегают спорящие, путем наказания вновь восстанавливает равенство, отнимая выгоду у соответствующёго лица. «Идти в суд, —замечает Аристотель (Этика, V, 7), — значит обратиться к справедливости, ибо судья желает быть как бы олицетворенной справедливостью; к тому же люди ищут беспристрастного судью, и кое-где судей называют «посредниками», чтоб этим обозначить, что люди, достигнув справедливого решения, станут держаться середины».

Все, подлежащее обмену, должно быть известным образом сравнимо. Обмен не может иметь места  без равенства; а равенство без  соизмеримости. Для воздаяния равным необходимо найти уравнение между  различными по ценности обмениваемыми  услугами и продуктами. Необходимо сперва найти пропорциональную меру равенства, а затем уже на этой основе совершать воздаяние равным.

В качествё всеобщей меры равной оценки и выступают .деньги, монета. Потребность в монете как посреднике обмена продиктована, по Аристотелю, взаимной нуждой, которая связывает людей в единое общение.  «Говоря точно, — замечает Аристотель (Этика, V, 8), — невозможно, чтобы столь различные предметы стали сравнимыми, но для удовлетворёния нужды человека это в достаточной мере возможно; для этого должна сущёствовать по общему соглашению одна мера оценки; поэтому-то она называется номизма, ибо деньги делают все сравнимыми благодаря тому, что все измеряется деньгами».

Основным выводом  этических исследований Аристотеля, существенным для политики, права  и законодательства, является положение  о том, что политическая справедливость возможна лишь  между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному общению, и имеёт целью  их самоудовлетворенность (автаркию). Политическая справедливость, таким образом, предстает как принцип политической формы властвования (в отличие от власти господина над рабом, отца над детьми, от отношений мужа и жены) и право политического способа организации отношений между людьми.

Информация о работе Аристотель о праве и законе