Учение Аристотеля о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:58, доклад

Описание работы

Aristoteles. Стагирит (родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников.

Содержание

1. Аристотель. Биография…………………………………………..…….......3
1.1 Жизнь Аристотеля…………………………………………………...…3
2. Введение……………………………………………..………………….…..5
3. Происхождение государства……………………………………………....6
4. Элементы (признаки) государства…………………………………….…..7
5. Формы правления государством ……………………………….………....8
6. Человек в государстве ……………………………………..…......….…...12
7. Гражданин в государстве ………………………………………...….…..14
8. Рабовладельческий универсализм Аристотеля ………………………...16
9. Частная собственность …………………………….…..…………………20
10. Критика идеального государства Платона ………………………….…21
11. «Среднее» и идеальное государство в понимании Аристотеля…….…22
11.1 Социальный идеал Аристотеля……………………………….….....23
11.2 Аристотель против имущественного неравенства……………...…23
11.3 Главная задача правителей…………………………………………24
12. Представление Аристотеля о праве…………………………….…...…...25
13. Экономические взгляды……………………………...……………….….27
13.1 Обмен…………………………………….………………………......27
13.2 Две формы стоимости…………………………………………..…..27
13.3 Деньги………………………………………………...……………...28
13.4 Стоимость……………………………………...…………………....29
13.5 Распределение…………………………..……….……………...…..30
13.6 Хрематистика и экономика ………………………………………..31
14. Заключение……………………………………………….…………….....32
15.Список литературы………………….………………………………...…..33
16. Приложение……………………………………….………………….…...34

Работа содержит 1 файл

АРИСТОТЕЛЬ.docx

— 146.47 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДВФУ) 
 
 
 

ДОКЛАД

Учение  Аристотеля о государстве и праве

 
 
 
 

                                                                                                                                          Студентки 3 курса

                                                                                            очной формы обучения 

                                                                                                 Специальность «Финансы и кредит» 

                                                                                                                               Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

АРТЕМ 2011г. 
 

Оглавление 

  1. Аристотель. Биография…………………………………………..…….......3

    1.1 Жизнь Аристотеля…………………………………………………...…3

  1. Введение……………………………………………..………………….…..5
  2. Происхождение государства……………………………………………....6
  3. Элементы (признаки) государства…………………………………….…..7
  4. Формы правления государством ……………………………….………....8
  5. Человек в государстве ……………………………………..…......….…...12
  6. Гражданин в государстве ………………………………………...….…..14
  7. Рабовладельческий универсализм Аристотеля ………………………...16
  8. Частная собственность …………………………….…..…………………20
  9. Критика идеального государства Платона ………………………….…21
  10. «Среднее» и идеальное государство в понимании Аристотеля…….…22

    11.1 Социальный идеал Аристотеля……………………………….….....23

    11.2 Аристотель против имущественного неравенства……………...…23

        11.3 Главная задача правителей…………………………………………24

  1. Представление Аристотеля о праве…………………………….…...…...25
  2. Экономические взгляды……………………………...……………….….27

     13.1  Обмен…………………………………….………………………......27

    13.2  Две формы стоимости…………………………………………..…..27

    13.3  Деньги………………………………………………...……………...28

    13.4  Стоимость……………………………………...…………………....29

    13.5  Распределение…………………………..……….……………...…..30

    13.6  Хрематистика и экономика ………………………………………..31

     14. Заключение……………………………………………….…………….....32

    15.Список литературы………………….………………………………...…..33

     16. Приложение……………………………………….………………….…...34 
 
 

  1. АРИСТОТЕЛЬ. БИОГРАФИЯ

      лат. Aristoteles. Стагирит (родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 до н.э. Аристотель оставил Афины по политическим соображениям, путешествовал, затем стал учителем Александра Македонского. В 335г. Аристотель  основал учебное заведение в Ликее (Афины). Обучение происходило во время прогулок. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии.

     1.1 Жизнь Аристотеля. 

     Отец  Аристотеля Никомах был врачом города Стагиры, а также придворным медиком  Аминты III, царя соседней Македонии. Рано оставшись без родителей, юный Аристотель воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника. В возрасте семнадцати лет он отправился в Афины и  поступил в Академию Платона, где  оставался около двадцати лет, вплоть до смерти Платона около 347 до н.э. За это время Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и досократические источники и многие другие дисциплины. В этот период в защиту платоновского учения им были написаны несколько диалогов популярного характера. Возможно, к этому же времени относятся работы по логике, Физика и некоторые разделы трактата О душе.

     Широко  распространенная легенда о серьезных  трениях и даже открытом разрыве  между Аристотелем и Платоном еще при его жизни не имеет  под собой оснований. Даже после  смерти Платона Аристотель продолжал  считать себя платоником. В Никомаховой этике, написанной гораздо позже, в зрелый период творчества, имеется трогательный экскурс, в котором чувство благодарности наставнику, приобщившему нас к философии, уподобляется благодарности, которую мы должны испытывать в отношении богов и родителей.

     Однако  около 348–347 до н.э. преемником Платона в Академии стал Спевсипп. Многие члены Академии, и среди них Аристотель, были недовольны этим решением. Вместе со своим другом Ксенократом он оставил Академию, войдя в небольшой кружок платоников, собранный Гермием, правителем Асса, небольшого города в Малой Азии. Вначале здесь, а позднее в Митилене на о. Лесбос Аристотель посвятил себя преподавательской и исследовательской деятельности. Критикуя Спевсиппа, Аристотель занялся выработкой такой интерпретации учения Платона, которая, как ему казалось, ближе к философии учителя, а также лучше согласуется с действительностью. К этому времени их отношения с Гермием сделались более тесными, и под его влиянием Аристотель, следуя принципиальной ориентации платонизма на практику, увязал свою философию с политикой.

     Хотя  Аристотель продолжал считать себя платоником, характер его мышления и идеи оказались теперь иными, что  вступало в прямое противоречие со взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями учения самого Платона.

     Этот  критический подход выразился в  диалоге О философии, а также в ранних разделах работ, которые дошли до нас под условными названиями Метафизика, Этика и Политика. Чувствуя свое идейное расхождение с господствующим в Академии учением, Аристотель предпочел основать в северо-восточном предместье Афин новую школу – Ликей. Целью Ликея, как и целью Академии, было не только преподавание, но и самостоятельные исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных учеников и помощников.

     Совместная  деятельность оказалась в высшей степени плодотворной. Аристотель и  его ученики сделали множество  существенных наблюдений и открытий, которые оставили заметный след в  истории многих наук и послужили  фундаментом для дальнейших исследований. В этом им помогали образцы и данные, собранные в дальних походах  Александра. Однако глава школы уделял все большее внимание фундаментальным  философским проблемам. Большая  часть из дошедших до нас философских  произведений Аристотеля написана в  этот период.

     После внезапной смерти Александра в 323 до н.э. по Афинам и другим городам Греции прокатилась волна антимакедонских выступлений. Положение Аристотеля было поставлено под угрозу из-за его дружбы с Александром, а также недвусмысленно выражавшихся им политических убеждений, которые приходили в противоречие с патриотическим энтузиазмом городов-государств. Под угрозой преследований Аристотель покинул город, чтобы, как он говорил, не дать афинянам совершить преступление против философии во второй раз (первым была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось доставшееся ему от матери имение, где, после непродолжительной болезни, умер в 322 до н.э.  
 
 
 
 
 

  1. Введение
 

     Литературная  — научная и философская продуктивность Аристотеля была чрезвычайно велика. По существу в его сочинениях охвачены все отрасли современного философского и научного знания. Удивительна, кроме  того, обстоятельность трактовки  рассматриваемых вопросов и обширность познаний, касающихся развития науки.

     Основную  часть дошедших до нас сочинений  Аристотеля составляет свод его трактатов  и ряда отрывков. Часть из них  — подлинные произведения самого Аристотеля, часть подложны. Приблизительно столетием позже один из ученых библиотекарей  Александрии, крупнейшего в то время  центра учености, составил список из 146 названий работ Аристотеля.

     Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля является ее многогранность. Своими трудами Аристотель обогатил почти все существовавшие в его время отрасли науки. Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Главное место среди его произведений, посвященных изучению государства и общества, бесспорно, занимает “Политика”1

     Политические взгляды Аристотеля изложены в «Политике», примыкающей к его «Этике». Обе работы составляют единое целое. О политике и политических устройствах Аристотель говорит уже в «Этике». В «Политике» же он опять возвращается к вопросу о добродетелях и рассматривает нравственные задачи политики и государства. Политику Аристотеля нельзя понять без учета того, что она подчинена этике.

     Цель работы - выяснить, как Аристотель понимает категории государства и права и их взаимоотношения.

     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. познакомиться с политическими взглядами Аристотеля по его трудам
  2. проанализировать взгляды философа на государство и право, его отношение    к частной и общей   собственности, к различным формам правления.
 

     Объектом  изучения будет учение Аристотеля.

     Предметом исследования - политические взгляды  философа, его понимание государства  и права. 
 
 
 
 

    1. Происхождение государства
 

     Государство Аристотель рассматривал как развитую форму предшествующих ему семьи и “селения”, по отношению к которым государство выступает как их энтелехия, конечная цель.

     Аристотель считает, что государство возникает тогда, когда несколько семей объединяются в некоторое общежитие. Афины возникли потому, что все семьи, которые поклонялась богине Афине, объединились и образовали государство, которое назвали Афины. Государство строится по тому же принципу, по которому строится семья, т. е. по принципу главенства одного ее члена (мужчины) и подчинения ему других членов семьи (жены и детей). Государство складывается по мере роста отдельных общин: изначально общину составляют двое (муж и жена, отец – дети, хозяин и раб); это семейная община; объединяясь, они затем составляют сельскую общину и в конце концов – полис как объединение множества сельских общин.

     Как и Платон, Аристотель видит задачу государства в нравственном совершенствовании граждан. Оно существует ради счастливой и хорошей жизни. Лишь в нем может реализоваться личная добродетель. Аристотель говорит, что добродетель жены – в ее молчаливости. А в целом полис – это “большая семья”.

     Аристотель  в Политике писал что, государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо  сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря "без роду, без племени, вне законов, без очага"; такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске.

     Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо, Человек, нашедший свое завершение,- совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права,- наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего; природа же дала человеку в руки оружие - умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых позывах. Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения. 2 
 
 

Информация о работе Учение Аристотеля о государстве и праве