Античная философия: досократовский период (милетская школа, Пифагор, античный атомизм). Бытие как предмет философской онтологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Философия в чистом виде появилась у древних греков. Само слово «философия», как мы уже видели, греческого происхождения. Поэтому можно говорить, что философию придумали греки. Они прочертили весь круг главных философских проблем и вопросов, наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали дальше, обогащали и продолжали высказанные греками идеи. Греческая философия сейчас считается классической, т. е. образцовой, показательной, является эталоном (наилучшим вариантом) философии.

Содержание

1.Античная философия : досократовский период

(милетская школа, Пифагор, античный атомизм)

Введение 3

1.1. За множеством вещей стоит незримое единство

мира (милетские философы) 6

1.2. Все есть число (Пифагор) 9

1.3. Античный атомизм 11

2. Бытие как предмет философской онтологии

Введение 13

2.1. Бытие – основной предмет онтологии 15

2.2. Типы онтологии 16

2.3. Модель онтологии 16

2.4. Современная онтология 17

Вывод 19

Список используемой литературы 21

Краткий словарь терминов 21

Работа содержит 1 файл

контр. работа по философии.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Различные вещи, говорит он, сходны между собой в том, что все их можно посчитать. Понятно, что птица — это не рыба, а дерево — не камень, но мы всегда можем сказать: две птицы, десять рыб, двадцать деревьев. Стало быть, с помощью числа можно выразить или описать любые вещи. Не любые, возразите вы, как быть, например, со снегом или водой. Ведь нельзя сказать: пять снегов, две воды, десять воздухов. Совершенно верно, так говорить нельзя. Но все равно с помощью числа можно выразить и воздух, и воду, и другие стихии, которые мы называем неисчисляемыми. Каким же образом? Очень просто: всегда можно сказать — пять кубометров воздуха, десять литров воды, двадцать килограммов снега и так далее. Таким образом, представить с помощью числа,  исчислить,  выразить или описать количественно можно все что угодно. Значит, число — это то, что всегда и неизменно присутствует в совершенно различных вещах, является их связующей нитью, единой объединяющей основой. Следовательно, утверждает Пифагор, число и есть первоначало мира. Но что такое число: вещь или идея? Число — это идея, а не вещь. И в этом заключается главное отличие пифагорейского воззрения от милетского. (Все-таки вода Фалеса или воздух Анаксимена — это что-то телесное или вещественное.) Но как же тогда из числа образуется весь окружающий нас мир? Каким образом первоначало мира — число — порождает все видимое нами многообразие?

     Из всех чисел главным является единица, т. к. любое другое число есть всего лишь та или иная комбинация единиц. Единице, говорит Пифагор, соответствует точка, а двойке — две точки, но через две точки можно провести прямую, таким образом, числу два соответствует прямая; тройке соответствует плоскость, потому что ее можно построить только через три точки, а через четыре строится пространство, которое, следовательно, соответствует четверке. Оно делится на четыре стихии: землю, воду, огонь и воздух, а каждая из них, в свою очередь, — на различные предметы, взаимодействие которых и приводит к бесконечному мировому разнообразию вещей. Это многообразие, таким образом, сводится к четырем стихиям, они — к пространству, пространство — к плоскости, плоскость — к прямой, а прямая — к точке, которая является единицей. Получается, что весь мир представляет собой последовательное разворачивание бестелесной сущности — числа; оно же является не чем иным, как свернутым в единство мирозданием.

     Как видим, первоначало всего можно было с одинаковым успехом усмотреть как в чем-то телесно-вещественном, так и в чем-то идеально-бестелесном, что и сделали первые греческие философы — милетцы и Пифагор, развернув и обосновав два различных взгляда на происхождение и устройство мира. 

1.3.                                Античный атомизм 

     Пифагореец Экфант из Сиракуз учил, что начала всего - "неделимые тела и пустота". Атом (дословно: "неделимый") - логическое продолжение пространственно-телесной монады (дословно: "один", "единица", "единое" как синонимы), но, в отличие от одинаковых монад, "неделимое" Экфанта отличается друг от друга величиной, формой и силой; состоящий из атомов и пустоты мир един и шарообразен, он движется умом и управляется "промыслом".

     Однако традиционное возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именем Левкипа и Демокрита, воззрения которых на природу и строение Макрокосма одинаковы (в этом случае и применяется термин "атомистический материализм Левкипа-Демокрита ").Демокрит, кроме того, исследовал и природу Микрокосмоса, продолжая иметь в виду подобие последнего и Макрокосма. Поэтому несмотря на то, что Демокрит не намного старше Сократа, и то , что его круг интересов несколько шире традиционной "досократической" проблематики (например, его попытки объяснить сновидения, его теории цвета и зрения не имеют прямых аналогов в раннее греческой философии), Демокрит - все-таки досократик. Концепцию древнегреческого атомизма часто квалифицируют как "примирение" взглядов Гераклита и Парменида: существуют атомы (прообраз этого - парменидовское "бытие") и пустота (прообраз "небытие Парменида"), в которой атомы движутся и "сцепляясь" друг с другом, образуют вещи. То есть мир текуч и изменчив, бытие вещей множественно, но сами атомы - неизменны. "Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости",- учили атомисты и демонстрировали тем самым философский фатализм: отождествив причинность и необходимость (в действительности причинность лежит в основе необходимости, но не сводится к ней; у случайных же явлений есть причины), они сделали вывод об этом; одно единичное с необходимостью вызывает другое единичное и то, что нам кажется случайным, перестанет казаться таковым, как только мы раскроим его причину, таким образом, фатализм не оставляет места случайности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Тема 2.   

              Бытие как предмет философской онтологии 

Введение 

     Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется. 
     Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию.

     Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).

     В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир — зависит от него.

     В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

     В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

     В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein — Вот-Бытие (Хайдеггер) — именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека — «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык- дом бытия».

     Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой — существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.

     В целом, можно выделить следующий диапазон трактовок Бытия: 

Бытие — то, что существует вне сознания человека Бытие — все, что существует во взаимосвязи Бытие - как человеческое бытие
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1.            Бытие — основной предмет онтологии. 

     Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

     Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю.

     Бытие как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). Поскольку мышлением и постижением возможностей бытия обладает только человек, то в последнее время (в феноменологии и экзистенциализме) именно он отождествляется бытием. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек как бытие обладает свободой и волей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.                                    Типы онтологий 

     Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.

     Онтология предметной области — формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия определённые в мета-онтологии (если используется) и/или определить общую терминологическую базу предметной области.

     Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.

     Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.  

2.3.                                    Модель онтологии 

Формально онтология определяется как O = <X,R,F>, где

X — конечное множество понятий предметной области,

R — конечное множество отношений между понятиями,

F — конечное множество функций интерпретации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4.                             Современная онтология 

     Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.

1.   Бытие природы — первая форма реальности, универсума.

Включает  все существующее кроме человека.

Является  следствием длительной универсальной  эволюции.

Системная организация мироустройства. Развитие мира — процесс преобразования и взаимодействия образующих его систем. Способность всех природных, социальных систем к самоорганизации, самопроизвольному переходу на более высокий уровень организованности и упорядоченности.

     Подсистемы вещества и поля. Вещество — вид материи, обладающий массой покоя. Поле — основной вид материи, связывающий частицы и тела. Частицы поля не имеют массы покоя, так как способ их существования — движение.

     Подсистемы неживой и живой природы. Неживая природа — движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул. Её уровни: вакуумный-микроэлементный-атомный-молекулярный-макроуровень-мегауровень (планеты, галактики). Живая природа — биологические процессы и явления, происходит из неживой, включена в неё, но представляет иной уровень развития. Её уровни: молекулярный-клеточный-микроорганизменный-тканевый-организменно-популяционнный-биогеоценотический-биосферный.

2.   Бытие социальное  — вторая форма реальности.

Информация о работе Античная философия: досократовский период (милетская школа, Пифагор, античный атомизм). Бытие как предмет философской онтологии