Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:54, контрольная работа
Философия в чистом виде появилась у древних греков. Само слово «философия», как мы уже видели, греческого происхождения. Поэтому можно говорить, что философию придумали греки. Они прочертили весь круг главных философских проблем и вопросов, наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали дальше, обогащали и продолжали высказанные греками идеи. Греческая философия сейчас считается классической, т. е. образцовой, показательной, является эталоном (наилучшим вариантом) философии.
1.Античная философия : досократовский период
(милетская школа, Пифагор, античный атомизм)
Введение 3
1.1. За множеством вещей стоит незримое единство
мира (милетские философы) 6
1.2. Все есть число (Пифагор) 9
1.3. Античный атомизм 11
2. Бытие как предмет философской онтологии
Введение 13
2.1. Бытие – основной предмет онтологии 15
2.2. Типы онтологии 16
2.3. Модель онтологии 16
2.4. Современная онтология 17
Вывод 19
Список используемой литературы 21
Краткий словарь терминов 21
Различные вещи, говорит он, сходны между собой в том, что все их можно посчитать. Понятно, что птица — это не рыба, а дерево — не камень, но мы всегда можем сказать: две птицы, десять рыб, двадцать деревьев. Стало быть, с помощью числа можно выразить или описать любые вещи. Не любые, возразите вы, как быть, например, со снегом или водой. Ведь нельзя сказать: пять снегов, две воды, десять воздухов. Совершенно верно, так говорить нельзя. Но все равно с помощью числа можно выразить и воздух, и воду, и другие стихии, которые мы называем неисчисляемыми. Каким же образом? Очень просто: всегда можно сказать — пять кубометров воздуха, десять литров воды, двадцать килограммов снега и так далее. Таким образом, представить с помощью числа, исчислить, выразить или описать количественно можно все что угодно. Значит, число — это то, что всегда и неизменно присутствует в совершенно различных вещах, является их связующей нитью, единой объединяющей основой. Следовательно, утверждает Пифагор, число и есть первоначало мира. Но что такое число: вещь или идея? Число — это идея, а не вещь. И в этом заключается главное отличие пифагорейского воззрения от милетского. (Все-таки вода Фалеса или воздух Анаксимена — это что-то телесное или вещественное.) Но как же тогда из числа образуется весь окружающий нас мир? Каким образом первоначало мира — число — порождает все видимое нами многообразие?
Из всех чисел главным является единица, т. к. любое другое число есть всего лишь та или иная комбинация единиц. Единице, говорит Пифагор, соответствует точка, а двойке — две точки, но через две точки можно провести прямую, таким образом, числу два соответствует прямая; тройке соответствует плоскость, потому что ее можно построить только через три точки, а через четыре строится пространство, которое, следовательно, соответствует четверке. Оно делится на четыре стихии: землю, воду, огонь и воздух, а каждая из них, в свою очередь, — на различные предметы, взаимодействие которых и приводит к бесконечному мировому разнообразию вещей. Это многообразие, таким образом, сводится к четырем стихиям, они — к пространству, пространство — к плоскости, плоскость — к прямой, а прямая — к точке, которая является единицей. Получается, что весь мир представляет собой последовательное разворачивание бестелесной сущности — числа; оно же является не чем иным, как свернутым в единство мирозданием.
Как видим, первоначало всего можно было
с одинаковым успехом усмотреть как в
чем-то телесно-вещественном, так и в чем-то
идеально-бестелесном, что и сделали первые
греческие философы — милетцы и Пифагор,
развернув и обосновав два различных взгляда
на происхождение и устройство мира.
1.3.
Античный атомизм
Пифагореец Экфант из Сиракуз учил, что начала всего - "неделимые тела и пустота". Атом (дословно: "неделимый") - логическое продолжение пространственно-телесной монады (дословно: "один", "единица", "единое" как синонимы), но, в отличие от одинаковых монад, "неделимое" Экфанта отличается друг от друга величиной, формой и силой; состоящий из атомов и пустоты мир един и шарообразен, он движется умом и управляется "промыслом".
Однако традиционное возникновение античного
атомизма (учения об атомах) связывают
с именем Левкипа и Демокрита, воззрения
которых на природу и строение Макрокосма
одинаковы (в этом случае и применяется
термин "атомистический материализм
Левкипа-Демокрита ").Демокрит, кроме
того, исследовал и природу Микрокосмоса,
продолжая иметь в виду подобие последнего
и Макрокосма. Поэтому несмотря на то,
что Демокрит не намного старше Сократа,
и то , что его круг интересов несколько
шире традиционной "досократической"
проблематики (например, его попытки объяснить
сновидения, его теории цвета и зрения
не имеют прямых аналогов в раннее греческой
философии), Демокрит - все-таки досократик.
Концепцию древнегреческого атомизма
часто квалифицируют как "примирение"
взглядов Гераклита и Парменида: существуют
атомы (прообраз этого - парменидовское
"бытие") и пустота (прообраз "небытие
Парменида"), в которой атомы движутся
и "сцепляясь" друг с другом, образуют
вещи. То есть мир текуч и изменчив, бытие
вещей множественно, но сами атомы - неизменны.
"Ни одна вещь не происходит попусту,
но все в силу причинной связи и необходимости",-
учили атомисты и демонстрировали тем
самым философский фатализм: отождествив
причинность и необходимость (в действительности
причинность лежит в основе необходимости,
но не сводится к ней; у случайных же явлений
есть причины), они сделали вывод об этом;
одно единичное с необходимостью вызывает
другое единичное и то, что нам кажется
случайным, перестанет казаться таковым,
как только мы раскроим его причину, таким
образом, фатализм не оставляет места
случайности.
Тема 2.
Бытие как предмет философской
онтологии
Введение
Бытие — главная философская категория,
фиксирующая основу существования в философском
осмыслении мира. С помощью нее определяется,
что есть сущее как таковое. В этой категории
фиксируется убеждение человека в существовании
мира и самого человека с его сознанием.
Причем, признается, что отдельные вещи,
процессы, явления могут возникать и исчезать,
а мир в целом существует и сохраняется.
Понятие Бытия ввел в философию
Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие
основные характеристики: целостность,
истинность, благость, красота. Он провозглашал
единство мысли и Бытия и противопоставлял
Бытие — небытию.
Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).
В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир — зависит от него.
В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).
В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.
В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein — Вот-Бытие (Хайдеггер) — именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека — «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык- дом бытия».
Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой — существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.
В целом, можно выделить следующий диапазон
трактовок Бытия:
|
2.1.
Бытие — основной предмет
онтологии.
Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю.
Бытие как то, что можно мыслить, противопоставляется
немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию
возможности в философии аристотелизма).
Поскольку мышлением и постижением возможностей
бытия обладает только человек, то в последнее
время (в феноменологии и экзистенциализме) именно он отождествляется
бытием. Однако в классической метафизике
под бытием понимается Бог. Человек как
бытие обладает свободой и волей.
2.2.
Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.
Онтология предметной области — формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия определённые в мета-онтологии (если используется) и/или определить общую терминологическую базу предметной области.
Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.
Сетевые онтологии часто используют для
описания конечных результатов действий,
выполняемых объектами предметной области
или задачи.
2.3.
Модель онтологии
Формально онтология определяется как O = <X,R,F>, где
X — конечное множество понятий предметной области,
R — конечное множество отношений между понятиями,
F — конечное
множество функций интерпретации.
2.4.
Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.
1. Бытие природы — первая форма реальности, универсума.
Включает все существующее кроме человека.
Является следствием длительной универсальной эволюции.
Системная организация мироустройства. Развитие мира — процесс преобразования и взаимодействия образующих его систем. Способность всех природных, социальных систем к самоорганизации, самопроизвольному переходу на более высокий уровень организованности и упорядоченности.
Подсистемы вещества и поля. Вещество — вид материи, обладающий массой покоя. Поле — основной вид материи, связывающий частицы и тела. Частицы поля не имеют массы покоя, так как способ их существования — движение.
Подсистемы неживой и живой природы. Неживая
природа — движение элементарных частиц
и полей, атомов и молекул. Её уровни: вакуумный-микроэлементный-
2. Бытие социальное — вторая форма реальности.