Основные школы античной натурфилософии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:40, реферат

Описание работы

Первые философские представления о природе вещества и происхождении его свойств зародились практически одновременно в разных цивилизациях около VII века до н.э. В Китае это были Конфуций и Лао Цзы, в Индии – Будда, в Персии – Зороастр (Заратустра), в Греции – философы т.н. Милетской школы.

Работа содержит 1 файл

8.Школы античной натурофилософии.docx

— 22.76 Кб (Скачать)

8.Основные школы античной натурфилософии 

Античная  натурфилософия

Первые философские  представления о природе вещества и происхождении его свойств  зародились практически одновременно в разных цивилизациях около VII века до н.э. В Китае это были Конфуций и Лао Цзы, в Индии – Будда, в Персии – Зороастр (Заратустра), в Греции – философы т.н. Милетской школы. 

Все эти натурфилософские учения имеют общие черты:

1.  Космологический  подход. Учение о природе вещества  и его свойств является частью  учения о мироздании в целом,  причем свойства вещества с  необходимостью следуют из свойств Вселенной.

2.  Дуализм. Важнейшим  элементом любого натурфилософского  учения является существование  пар противоположных мировых  начал (Ян – Инь, светлое  – тёмное, активное – пассивное,  любовь – ненависть и т.п.).

Отличительная особенность  греческой натурфилософии – её в  значительной степени светский (нерелигиозный) характер. В греческой натурфилософии можно выделить два течения, выделившиеся по способу ответа на вопрос о делимости  материи: континуализм и атомизм.

Континуализм исходит из предположения, что материя непрерывна и делима до бесконечности; любая сколь угодно малая часть материи тождественна тому телу, делением которого она получена.

Атомизм утверждает, что материя дискретна и состоит  из  множества неделимых частичек –  атомов, – движущихся в пустоте. 

Милетская школа натурфилософии и её последователи

МИЛЕТЦЫ Основателем  первой античной философской школы  был гражданин Милета, один из знаменитых "семи мудрецов" древности Фалес. Он попытался ответить на вопрос о том, как устроен мир, можно ли объяснить его "из самого себя" что является первопричиной, первоначалом всего существующего. Первоначально Фалес определил термином "физис", что означало природу как первую и фундаментальную реальность. Таким первоначалом у Фалеса выступает вода: все произошло из воды, и все, в конце концов, в воду превращается. Фалес мыслил воду именно как физис, то, что мы пьем, - лишь одно из его состояний. Таким образом, по Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется душой или Богом. "Все полно богов", - утверждал милетский мудрец. Анаксимандр усматривал первоначало не в каком-то конкретном веществе, первовеществе-апейроне (буквально - "беспредельное"). Алейрон все в себе содержит и всем управляет. Выделение содержащихся в апейроне противоположностей обусловливает развитие мира в разных его проявлениях. Анаксимандр определял алейрон как бесконечное, вечное и божественное первоначало. Анаксимен предложил новый способ конструирования картины мира, представив этот процесс как разрежение и сгущение воздуха, который он рассматривал в качестве первоосновы всего существующего. Анаксимен полагал, что не только все вещи, но и боги возникают из воздуха. Бог равен природе, то есть воздуху.

Как видим, идея пантеизма  была характерной для милетских  философов в целом. Милетцы обратили внимание на то, что все вещи возникают, растут и гибнут. Этот динамизм они полагали существенной характеристикой первоначала. Но глубоко эту тему раскрыл Гераклит (544-480 гг. до н.э.) из ионийского города-полиса Эфес. Гераклит был убежден, что в мире нет ничего неизменного, что "все движется", "все течет".

Фалес Милетский (ок. 625-547 до н. э.) явился основателем греческой натурфилософии. По мнению Фалеса, поскольку все вещества способны к взаимопревращениям, все они являются проявлениями одного основного вещества – архесомы (элемента). У Фалеса основным веществом является вода. Причина выбора воды – в её всеобщести, поскольку Земля представлялась Фалесу в виде диска, плывущего по бесконечному Океану и накрытого полусферой Неба. При этом сама Земля образована "сгущением" воды.

Учение Фалеса о  существовании некоего первоначала  всех веществ было воспринято большинством более поздних философов; различие взглядов выражалось лишь в вопросе  о том, что является первоначалом.

Анаксимен из Милета (ок. 585-525 до н. э.), опираясь на новые представления о том, что Земля представляет собой шар, окружённый воздухом, утверждал, что первоосновой Вселенной и всех тел (веществ) является именно воздух. Сгущаясь к центру Вселенной, воздух образует воду и землю.

Ксенофан (ок 565-473 до н. э.) считал, что первоначалом всех вещей является, напротив, именно земля, находящаяся в центре Вселенной. Из земли и воды произошли все остальные вещи.

Гераклит Эфесский (ок. 540-480 до н. э.) выделял первоначало всех вещей по иному принципу. Поскольку основным свойством Вселенной является постоянное изменение, первосубстанцией должно быть нечто, наделённое способностью к изменению в максимальной степени. Таковой субстанцией, по мнению Гераклита, является огонь – изменчивый и всё изменяющий.

Некоторые философы выражали сомнение в том, что все  вещества могут иметь одно-единственное первоначало; появились учения, в  которых предполагалось существование  нескольких начал (элементов).

Анаксимандр (ок. 610-546 до н. э.) высказал предположение о том, что некая первосубстанция – бесконечная, вечная, объемлющая все миры – предстаёт нам в виде трёх известных основных субстанций – воды, земли и огня. Эти субстанции (стихии) находятся в вечной борьбе, однако некий естественный закон (необходимость) не позволяет одной стихии возобладать над другими. Все вещества (тела) окружающего мира образуются в результате сочетания воды, земли и огня.

Эмпедокл из Агригента (ок. 490-430 до н.э.) довёл число элементов-стихий до четырёх. По Эмпедоклу, вещество образовано смешением земли, воды, воздуха и огня. Элементы Эмпедокла материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды). Эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение.

Идею существования  четырёх начал всех вещей (элементов) – земли, воды, огня и воздуха  – поддерживали и такие великие  философы античности, как  Пифагор (ок. 570-500 до н. э.) и Платон (428-348 до н. э.). 

Элейская  школа.

 Учением Гераклита было проведено различие в первоначале понятий "бытия" и "бывания". Под бытием понимали неизменное, статичное существование, а под быванием - существование преходящее. Для Гераклита бытие выступало только как видимость. Но существовала и противоположная точка зрения, согласно которой видимостью считалось бывание. Такая позиция была присуща элейской школе. Эта школа возникла в городе Элея в <<Великой Греции>>, представляющей со6ой совокупность колоний, которые были созданы древними греками на побережье Южной Италии и в Сицилии. Элеаты свое внимание сосредоточили на анализе понятия единого бытия. Основатель школы Парменид (540-470 гг.) утверждал: "Одно и то же мысль и то, о чем мысль существует". Таким образом, согласно Пармениду, получается, что если мысль о небытии существует, то существует небытие, но уже не в качестве небытия, а бытия, так как то, что существует, и есть бытие Любимый ученик Парменида Зенон (490-430 гг. до н.э.) пытался доказать, что признание движения и множественности вещей существующими приводит к неразрешимым противоречиям. В своих апориях (логических затруднениях, противоречиях при разрешении проблемы), таких как "Дихотомия", "Ахиллес и черепаха", "Стрела" и "Стадион", Зенон показал, что мы не можем мыслить движение, если понимаем пространство как состоящее из отделенных друг от друга частей, а время - из отделенных друг от друга моментов. 

МОРГЕНАЛЫ.

 Первым, кто оспорил понимание первоначала либо как бытия, либо как бывания, был Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) из Агригента в Сицилии. Основу его учения составляет концепция о четырех стихиях (вода, земля, воздух и огонь), которые образуют "корни всех вещей". Четыре стихии у Эмпедокла, объединяясь, рождают вещи, а разъединяясь, разрушают их, сами при этом оставаясь неизменными. Две космические силы - Любовь (Дружба) и Вражда (Несогласие) o соединяют и разъединяют корни вещей.

Идеи Эмпедокла  воспринял и развил выходец из малоазиатского города Клазомены Анаксагор (500-428 гг. до н.э.), который почта всю свою жизнь прожил в Афинах. Он был согласен с Эмпедоклом в том, что все есть следствие процессов соединения и разъединения. Однако "четыре корня" Эмпедокла объясняют далеко не все многообразие бесчисленных качеств веществ. Это многообразие может быть объяснено "семенами вещей", которые делятся до бесконечности, не доходя до предела и сохраняя свое качество. Поэтому Аристотель назвал эти семена "гомеомериями" (буквально - "подобночастные", "части, качественно равные"). Сами гомеомерий мыслились Анаксагором как инертные, неподвижные частицы. Поэтому их движение обусловлено важнейшей по отношению к ним силой - "Нусом" (Космическим Умом), который и определяет порядок в мире.

Из учений Эмпедокла  и Анаксагора вырос атомизм. Левкипп (500-440 гг. до н.э.), родом из Милета, основал школу, ставшую известной при Демокрите (460-370 гг. до н.э.) из ионийского города Абдеры. Демокрит ввел в философский обиход новое понятие "атом" (буквально - "то, что не делится").

Следствием атомизма является признание существования  лишь материальной субстанции, несущей  в себе самой источник движения и  в процессе этого движения порождающей  чувственно воспринимаемый мир. 

ПИФАГОРЕЙСТВО.

Одним из путей к  идеалистической философии в  Древней Греции было пифагорейство. Это название получила религиозно-философская  школа, основанная Пифагором в 5 веке до н.э. в италийском городе Кротон. Пифагор называл своих учеников математиками, так как обучение в  школе начиналось с учения о числах, которые рассматривались как  сущности всех вещей. Большое значение придавалось единице как основе всех чисел. Единица выступала как  священная монада, первоначало и  основа окружающего мира Придание числу  господствующего значения привело  к абсолютизации числа, мистике  чисел. Каждое число превращалось в  самостоятельную, божественную сущность. Поскольку все в мире, согласно пифагорейцам, подчиняется числам, то познать мир - это значит познать  управляющие им числа. С именем Пифагора связано также учение о странствиях  души (метемпсихоз), согласно которому бессмертная душа, в результате первородного греха получившая телесную оболочку, чтобы искупить свою вину, вынуждена  после смерти тела переселяться в  другое тело. 

СОФИСТЫ

. Во второй  половине 5 века до н. э. с  усилением власти демоса возникает  движение софистов. Софист (буквально  - "мудрец") - платный учитель  мудрости и добродетели, под  которой греки понимали не  только нравственное совершенство, но также практичность, способность  к ведению общественных и государственных  дел. Такого рода знание и  умение было необходимостью при  тогдашнем демократическом споре,  при котором каждый полноправный  гражданин мог принять участие  в народном собрании. Логическая  доказуемость считалась основным  свойством истины. Доказать значило  убедить, уговорить. Это было  важно в судебных заседаниях, дискуссиях, торговых сделках. В  современном понимании "софист" - это интеллектуальный фокусник  и мошенник, который строит ложные  умозаключения и ищет выгоды  от такой мнимой аргументации.

Софисты, говоря о  мире, в основном сосредоточили свое внимание на человеческом его восприятии. Единственной реальностью они признавали человека и его ощущения. Софист Протагор (480-410 гг. до н. э.) провозгласил: "Человек есть мера всех вещей  в том, что они существуют, и  в том, что они не существуют". А раз так, то у каждого человека своя истина. Значит все мнения людей, даже взаимоисключающие друг друга, будут истинными. Таким образом, Протагор ввел принцип относительности  знаний, отрицал существование объективной  истины. Однако среди одинаково хорошо обоснованных противоположных суждений сильнее окажется то, которое практичнее и больше отвечает требованиям жизни. Так Протагор обосновывал деятельность софистов, которые стремились не к  истине, а к победе над своими противниками в споре или тяжбе. 

Информация о работе Основные школы античной натурфилософии