Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:40, реферат
Первые философские представления о природе вещества и происхождении его свойств зародились практически одновременно в разных цивилизациях около VII века до н.э. В Китае это были Конфуций и Лао Цзы, в Индии – Будда, в Персии – Зороастр (Заратустра), в Греции – философы т.н. Милетской школы.
8.Основные
школы античной натурфилософии
Античная натурфилософия
Первые философские
представления о природе
Все эти натурфилософские учения имеют общие черты:
1. Космологический
подход. Учение о природе вещества
и его свойств является частью
учения о мироздании в целом,
причем свойства вещества с
необходимостью следуют из
2. Дуализм. Важнейшим
элементом любого
Отличительная особенность греческой натурфилософии – её в значительной степени светский (нерелигиозный) характер. В греческой натурфилософии можно выделить два течения, выделившиеся по способу ответа на вопрос о делимости материи: континуализм и атомизм.
Континуализм исходит из предположения, что материя непрерывна и делима до бесконечности; любая сколь угодно малая часть материи тождественна тому телу, делением которого она получена.
Атомизм утверждает,
что материя дискретна и
Милетская школа натурфилософии и её последователи
МИЛЕТЦЫ Основателем первой античной философской школы был гражданин Милета, один из знаменитых "семи мудрецов" древности Фалес. Он попытался ответить на вопрос о том, как устроен мир, можно ли объяснить его "из самого себя" что является первопричиной, первоначалом всего существующего. Первоначально Фалес определил термином "физис", что означало природу как первую и фундаментальную реальность. Таким первоначалом у Фалеса выступает вода: все произошло из воды, и все, в конце концов, в воду превращается. Фалес мыслил воду именно как физис, то, что мы пьем, - лишь одно из его состояний. Таким образом, по Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется душой или Богом. "Все полно богов", - утверждал милетский мудрец. Анаксимандр усматривал первоначало не в каком-то конкретном веществе, первовеществе-апейроне (буквально - "беспредельное"). Алейрон все в себе содержит и всем управляет. Выделение содержащихся в апейроне противоположностей обусловливает развитие мира в разных его проявлениях. Анаксимандр определял алейрон как бесконечное, вечное и божественное первоначало. Анаксимен предложил новый способ конструирования картины мира, представив этот процесс как разрежение и сгущение воздуха, который он рассматривал в качестве первоосновы всего существующего. Анаксимен полагал, что не только все вещи, но и боги возникают из воздуха. Бог равен природе, то есть воздуху.
Как видим, идея пантеизма была характерной для милетских философов в целом. Милетцы обратили внимание на то, что все вещи возникают, растут и гибнут. Этот динамизм они полагали существенной характеристикой первоначала. Но глубоко эту тему раскрыл Гераклит (544-480 гг. до н.э.) из ионийского города-полиса Эфес. Гераклит был убежден, что в мире нет ничего неизменного, что "все движется", "все течет".
Фалес Милетский (ок. 625-547 до н. э.) явился основателем греческой натурфилософии. По мнению Фалеса, поскольку все вещества способны к взаимопревращениям, все они являются проявлениями одного основного вещества – архесомы (элемента). У Фалеса основным веществом является вода. Причина выбора воды – в её всеобщести, поскольку Земля представлялась Фалесу в виде диска, плывущего по бесконечному Океану и накрытого полусферой Неба. При этом сама Земля образована "сгущением" воды.
Учение Фалеса о
существовании некоего
Анаксимен из Милета (ок. 585-525 до н. э.), опираясь на новые представления о том, что Земля представляет собой шар, окружённый воздухом, утверждал, что первоосновой Вселенной и всех тел (веществ) является именно воздух. Сгущаясь к центру Вселенной, воздух образует воду и землю.
Ксенофан (ок 565-473 до н. э.) считал, что первоначалом всех вещей является, напротив, именно земля, находящаяся в центре Вселенной. Из земли и воды произошли все остальные вещи.
Гераклит Эфесский (ок. 540-480 до н. э.) выделял первоначало всех вещей по иному принципу. Поскольку основным свойством Вселенной является постоянное изменение, первосубстанцией должно быть нечто, наделённое способностью к изменению в максимальной степени. Таковой субстанцией, по мнению Гераклита, является огонь – изменчивый и всё изменяющий.
Некоторые философы выражали сомнение в том, что все вещества могут иметь одно-единственное первоначало; появились учения, в которых предполагалось существование нескольких начал (элементов).
Анаксимандр (ок. 610-546 до н. э.) высказал предположение о том, что некая первосубстанция – бесконечная, вечная, объемлющая все миры – предстаёт нам в виде трёх известных основных субстанций – воды, земли и огня. Эти субстанции (стихии) находятся в вечной борьбе, однако некий естественный закон (необходимость) не позволяет одной стихии возобладать над другими. Все вещества (тела) окружающего мира образуются в результате сочетания воды, земли и огня.
Эмпедокл из Агригента (ок. 490-430 до н.э.) довёл число элементов-стихий до четырёх. По Эмпедоклу, вещество образовано смешением земли, воды, воздуха и огня. Элементы Эмпедокла материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды). Эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение.
Идею существования
четырёх начал всех вещей (элементов)
– земли, воды, огня и воздуха
– поддерживали и такие великие
философы античности, как Пифагор (ок.
570-500 до н. э.) и Платон (428-348 до н. э.).
Элейская школа.
Учением Гераклита
было проведено различие в первоначале
понятий "бытия" и "бывания".
Под бытием понимали неизменное, статичное
существование, а под быванием - существование
преходящее. Для Гераклита бытие выступало
только как видимость. Но существовала
и противоположная точка зрения, согласно
которой видимостью считалось бывание.
Такая позиция была присуща элейской школе.
Эта школа возникла в городе Элея в <<Великой
Греции>>, представляющей со6ой совокупность
колоний, которые были созданы древними
греками на побережье Южной Италии и в
Сицилии. Элеаты свое внимание сосредоточили
на анализе понятия единого бытия. Основатель
школы Парменид (540-470 гг.) утверждал: "Одно
и то же мысль и то, о чем мысль существует".
Таким образом, согласно Пармениду, получается,
что если мысль о небытии существует, то
существует небытие, но уже не в качестве
небытия, а бытия, так как то, что существует,
и есть бытие Любимый ученик Парменида
Зенон (490-430 гг. до н.э.) пытался доказать,
что признание движения и множественности
вещей существующими приводит к неразрешимым
противоречиям. В своих апориях (логических
затруднениях, противоречиях при разрешении
проблемы), таких как "Дихотомия",
"Ахиллес и черепаха", "Стрела"
и "Стадион", Зенон показал, что мы
не можем мыслить движение, если понимаем
пространство как состоящее из отделенных
друг от друга частей, а время - из отделенных
друг от друга моментов.
МОРГЕНАЛЫ.
Первым, кто оспорил понимание первоначала либо как бытия, либо как бывания, был Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) из Агригента в Сицилии. Основу его учения составляет концепция о четырех стихиях (вода, земля, воздух и огонь), которые образуют "корни всех вещей". Четыре стихии у Эмпедокла, объединяясь, рождают вещи, а разъединяясь, разрушают их, сами при этом оставаясь неизменными. Две космические силы - Любовь (Дружба) и Вражда (Несогласие) o соединяют и разъединяют корни вещей.
Идеи Эмпедокла воспринял и развил выходец из малоазиатского города Клазомены Анаксагор (500-428 гг. до н.э.), который почта всю свою жизнь прожил в Афинах. Он был согласен с Эмпедоклом в том, что все есть следствие процессов соединения и разъединения. Однако "четыре корня" Эмпедокла объясняют далеко не все многообразие бесчисленных качеств веществ. Это многообразие может быть объяснено "семенами вещей", которые делятся до бесконечности, не доходя до предела и сохраняя свое качество. Поэтому Аристотель назвал эти семена "гомеомериями" (буквально - "подобночастные", "части, качественно равные"). Сами гомеомерий мыслились Анаксагором как инертные, неподвижные частицы. Поэтому их движение обусловлено важнейшей по отношению к ним силой - "Нусом" (Космическим Умом), который и определяет порядок в мире.
Из учений Эмпедокла и Анаксагора вырос атомизм. Левкипп (500-440 гг. до н.э.), родом из Милета, основал школу, ставшую известной при Демокрите (460-370 гг. до н.э.) из ионийского города Абдеры. Демокрит ввел в философский обиход новое понятие "атом" (буквально - "то, что не делится").
Следствием атомизма
является признание существования
лишь материальной субстанции, несущей
в себе самой источник движения и
в процессе этого движения порождающей
чувственно воспринимаемый мир.
ПИФАГОРЕЙСТВО.
Одним из путей к
идеалистической философии в
Древней Греции было пифагорейство.
Это название получила религиозно-философская
школа, основанная Пифагором в 5 веке
до н.э. в италийском городе Кротон.
Пифагор называл своих учеников
математиками, так как обучение в
школе начиналось с учения о числах,
которые рассматривались как
сущности всех вещей. Большое значение
придавалось единице как основе
всех чисел. Единица выступала как
священная монада, первоначало и
основа окружающего мира Придание числу
господствующего значения привело
к абсолютизации числа, мистике
чисел. Каждое число превращалось в
самостоятельную, божественную сущность.
Поскольку все в мире, согласно
пифагорейцам, подчиняется числам,
то познать мир - это значит познать
управляющие им числа. С именем Пифагора
связано также учение о странствиях
души (метемпсихоз), согласно которому
бессмертная душа, в результате первородного
греха получившая телесную оболочку,
чтобы искупить свою вину, вынуждена
после смерти тела переселяться в
другое тело.
СОФИСТЫ
. Во второй
половине 5 века до н. э. с
усилением власти демоса
Софисты, говоря о
мире, в основном сосредоточили свое
внимание на человеческом его восприятии.
Единственной реальностью они признавали
человека и его ощущения. Софист
Протагор (480-410 гг. до н. э.) провозгласил:
"Человек есть мера всех вещей
в том, что они существуют, и
в том, что они не существуют".
А раз так, то у каждого человека
своя истина. Значит все мнения людей,
даже взаимоисключающие друг друга,
будут истинными. Таким образом,
Протагор ввел принцип относительности
знаний, отрицал существование