Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:17, реферат
Ранние греческие философы несомненно испытывали влияние мифологических образов. В их произведениях мы можем обнаружить представления, характерные для древнегреческих мифов: о первичном бесформенном состоянии Вселенной, о постепенном развитии мира из хаотического состояния в сторону все большей упорядоченности, об отделении — нередко насильственном — неба от земли, о периодической гибели и новом рождении Вселенной.
Рождение греческой философии. Милетская школа.
Ранние греческие
философы несомненно испытывали влияние
мифологических образов. В их произведениях
мы можем обнаружить представления,
характерные для
Однако эти представления присутствуют у древнегреческих философов уже в демифологизированной форме, когда мыслители пытались объяснить явления природы и общества на основе естественных причин, которые человек способен познать с помощью разума, путем их тщательного изучения. Само изучение природы в те времена чаще всего осуществлялось посредством наблюдения за теми или иными природными явлениями. На основе наблюдения накапливались определенные факты, благодаря чему древние философы пытались найти некие закономерности жизни природы.
Происхождение и структура мира, свойства природы — вот главный объект, интересующий ранних древнегреческих философов. Еще Аристотель обратил внимание на этот факт и потому называл своих предшественников “физиками”, т.е. исследователями природы. Сегодня для характеристики ранней древнегреческой философии чаще других используется термины философия “физиса” или натурфилософия. Натурфилософия — это наука, изучающая философию природы, “мудрость природы”. В целом учения натурфилософов были еще тесно связаны с мифологическими представлениями.
Первые философские школы в Древней Греции возникли в VI в. до н.э. в Ионии — области, территориально расположенной в Малой Азии. Своего рода центром философии в то время был г. Милет. Поэтому часто употребляется термин “милетская школа”, ибо философы ее представляющие были гражданами Милета. Основателем милетской школы считается Фалес Милетский (кон. VII — нач. VI вв. до н.э.). К милетской школе причисляют также Анаксимандра и Анаксимен (VI в до н.э.). В соседнем с Милетом г. Эфесе жил Гераклит, также считающийся представителем ионийской философии (сер. VI в. до н.э. — нач. V в. до н.э.). Гераклит считается создателем учения о диалектике.
В конце VI в. до н.э.
Иония оказалась завоевана
В V в. своими философскими познаниями прославился Анаксагор, живший в Афинах в годы правления знаменитого Перикла. А последними, кто попытался ответить на вопрос о рождении и строении мироздания с позиции философии “физиса” (натурфилософии) стали Левкипп и Демокрит (V–IV вв. до н.э.). С именами этих двух философов часто связывают рождение материализма — философского учения, признающего первичность бытия по отношению к мышлению, первичность материи по отношению к сознанию.
Учение Левкиппа и Демокрита стало своеобразным завершением развития предшествующей традиции философии “физиса” (натурфилософии). В изучении природы они дошли до предела возможностей тогдашней науки, создав философию атомистического материализма. Дальнейшая древнегреческая философия, развивавшаяся на основе созданных натурфилософских теорий, поставила в центр философии уже иные проблемы.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ
(кон. VII — нач. VI вв. до н.э.)
Фалес Милетский
пользовался большим
Фалес не оставил после себя каких-либо научных сочинений или, во всяком случае, они не сохранились. Следовательно, мы можем определить его философские взгляды с определенной долей вероятности.
Значение Фалеса для развития мировой философской мысли прежде всего заключалось в том, что он впервые поставил вопрос, в котором выразил основную задачу философского знания: “Что есть все?” Этот вопрос уже во времена античности стал главным для философов.
Когда говорят о философии Фалеса, чаще всего имеют в виду его космологическую концепцию. По дошедшим до нас сведениям, мы можем выделить три основные составляющие этой концепции:
1) Начало всего есть вода.
2) Земля плавает на воде, подобно куску дерева.
3) Все в мире одушевлено.
Фалес утверждал, что “семена и зерна всего сущего имеют влажную природу”, что все произошло из воды. Здесь можно заметить определенную связь с мифологическими представлениями Гомера, который началом мира считал Океан. Однако у Фалеса вода теряет свое чисто мифологическое значение. Не существо, не личность (гомеровский Океан) рождает мир. Вода — это своего рода первоматерия, обладающая вещественными характеристиками, свойствами естественного материального объекта.
В то же время Фалес признает и наличие богов. Но он считает, что боги существуют не на далеком заоблачном Олимпе, а в самой природе, ибо по его мнению все в мире “полно богов”. Даже магнит обладает божественной душой, благодаря чему и притягивает к себе железо.
Учение Фалеса исторически стало первым философским учением, объясняющим процессы возникновение и существования мира естественными причинами.
Информация о работе Рождение греческой философии. Милетская школа