Античная философия досократовского периода

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:52, реферат

Описание работы

Античная философия - совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом обществе начиная с VII в. до н.э. и в древнеримском рабовладельческом обществе начиная со II в. до н.э. вплоть до начала VI в. н.э. Античная философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических, физических и других знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в V в. до н.э. возникли философские и космологические системы, в которых миф играет роль не столько основного мировоззрения, сколько образного средства выражения мысли.

Содержание

Этапы развития и основные особенности античной философии
Постановка и решение проблемы первоосновы мира в философии Древней Греции
Стихийная диалектика Гераклита и рационалистическая диалектика Зенона

Работа содержит 1 файл

fil6n.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

Философия.

Тема  6.

Античная  философия досократовского  периода

План

  1. Этапы развития и основные особенности античной философии
  2. Постановка и решение проблемы первоосновы мира в философии Древней Греции
  3. Стихийная диалектика Гераклита и рационалистическая диалектика Зенона
 
 
 
 
  1. Этапы развития и основные особенности античной философии

     Античная  философия - совокупность философских  учений, развивавшихся в древнегреческом  обществе начиная с VII в. до н.э. и в древнеримском рабовладельческом обществе начиная со II в. до н.э. вплоть до начала VI в. н.э. Античная философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических, физических и других знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в V в. до н.э. возникли философские и космологические системы, в которых миф играет роль не столько основного мировоззрения, сколько образного средства выражения мысли. В V в. до н.э. и даже в V в. до н.э. философия и знание еще не были отделены друг от друга. При отсутствии способов экспериментальной проверки число возникавших гипотез было велико, что означало многообразие типов философского объяснения мира.

     Многообразные формы античной философии уже содержали в зародыше почти все позднейшие типы мировоззрений.

2. Постановка и решение  проблемы первоосновы  мира в философии  Древней Греции

     Греческие философы, жившие в г. Милете - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи.

  • Согласно Фалесу (625-547 гг. до н.э.), все состоит из воды. В это Фалес создал первую школу, от которой ведут начало современные сведения по электричеству и магнетизму.
  • Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.) впервые сформулировал закон сохранения материи и первоначальную идею об эволюции всего живого: «человек произошел от рыбы и вышел из воды на сушу»; с ним связано самое раннее сочинение о природе - «О природе».
  • Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) - дал картину образования всех космических тел; он объяснял возникновение всех небесных тел из первичного, хаотичного смещения частиц в результате их вихревого вращения; в средине века эта идея нашла развитие в трудах Канта и Лапласа.
  • Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) - высказал идею об эволюции всего живого на Земле в результате естественного отбора наиболее жизнеспособных сочетаний земли, воды, огня и воздуха. Написал книгу о природе в стихах.
  • по Анаксимену (вторая половина VI в. до н.э.) - все состоит из воздуха.

     Т.е. первые философы делают вывод, что хотя все вещи возникают, возникают они  не из ничего, а из других вещей, хотя и гибнут, но превращаются не в ничто, а в другие вещи; из этого следует, что вечных вещей нет, а есть нечто, лежащее в их основе, т.е. материал, из которого все в мире состоит, субстанция мира. Кроме того, они осознают, что существует большая разница между тем, как выглядят в действительности наблюдаемые явления природы, и тем, каковы они в действительности. Уже Анаксимандр находит, что субстанция мира - это ненаблюдаемое, неопределенное вещественное начало «апейрон»; пифагорейцы полагали, что на Земле и на небе все состоит из чисел, что неотделимые от вещей числа, состоящие из неделимых единиц, и числовые отношения - основа всего в мире; элеаты усматривали основу мира в едином, незримом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; атомисты (Левкипп и Демокрит) считали такой основой чувственно не  воспринимаемые  физические частицы - неделимые атомы, отличающиеся между собой размерами, положением и фигурой, из сцепления которых возникают зримые вещи, при этом Демокрит и его последователи развивали материалистическое понимание мира, согласно которому природа, Вселенная, космос первичны, а мышление есть свойство человека, его способность познавать мир и разумно действовать и в этом смысле вторично, производно, зависит от внешнего мира.

     Крупнейшим  представителем материалистической философии  в древности был греческий  философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.), который  развивал атомистический вариант материализма. Его последователями были Эпикур (342/341-271/270 гг. до н.э.) и Лукреций (96 г. до н.э.-55 г. н.э.) - они развили материалистическое понимание мира, согласно которому природа первична, а мышление есть свойство человека, его способность познавать мир и разумно действовать в этом мире вторично, производно и зависит от внешнего мира. Демокрит обобщил античную натурфилософию и сформулировал корпускулярную концепцию строения материи. Согласно этой концепции, материя состоит из вещества, вещество состоит из атомов и пустоты, атомы находятся в постоянном движении, они неделимы, вечны, неизменны и отличаются друг от друга лишь величиной и формой.

     В рамках античной философии были выработаны точки зрения на окружающий мир, поставлены вопросы о природе материи и духа, о развитии материального мира и законах этого развития, о строении вселенной, о природе пространства и времени, движения, света и т.д.

3. Стихийная диалектика  Гераклита и рационалистическая  диалектика Зенона

      Диалектика - искусство аргументации, наука логики, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика - философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Основные принципы диалектики, составляющие ее стержень - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

     Научному  пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само понятие диалектики возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин «диалектика». Первоначально этим термином обозначались:

  • способность вести спор посредством вопросов и ответов;
  • искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

     Аристотель  считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг  анализу противоречия, возникающие  при попытке мыслить понятия  движения и множества. Зенон Элейский (ок. 490 г. до н.э., Элея, Нижняя Италия - 430 г. до н.э.) - первый древнегреческий философ, писавший прозаические сочинения и пользовавшийся приемами косвенного доказательства, за что и назван был «изобретателем диалектики», прославился своими парадоксами. Считал, что бытие едино и неподвижно, а небытие - множественно и находится в движении, т.е. где единство и покой, там налицо бытие, а где множественность и движение - там небытие.

     Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит Эфесский (544-483 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, политический деятель в Эфесе, за глубокомыслие своего учения был прозван «темным», за свою трагическую серьезность - «плачущим философом». Гераклит учит: мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим. Из всемогущего божественного первоогня, который является чистым разумом, логосом, путем раскола и борьбы произошло множество вещей («путь вниз»); согласие и мир ведут к оцепенению, пока оцепеневшее вновь не превращается в единство первоогня («путь наверх»). В этом вечном движении вверх и вниз из Единого происходит все и из всего - Единое. Все течет, но в этом течении господствует логос как закон, который познают лишь немногие. Так, Бог есть день и ночь, лето и зима, война и мир, сытость и голод; добро есть зло и зло есть добро; во всем объединены противоположности, и тем не менее существует скрытая гармония, и эта невидимая гармония лучше, чем видимая противоположность. Война есть отец всех вещей, и в одних она обнаруживает богов, в других - людей, в одних - рабов, в других - свободных. Мудрость есть познание разума, логоса, господствующего во всем, правящего всем посредством всего; быть мудрым - значит склониться перед этим разумом и подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума, которые выражаются как в устройстве государства, так и в устройстве природы, человек может приобрести душевную ясность, которая создает его высшее счастье.

     Гераклиту принадлежит первая в истории диалектики значительная концепция противоречия: «вечное становление», возможное только как единство противоположностей, мыслится им в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую; борьбу противоположностей Гераклит понимает как общий закон для всего сущего. В своем сочинении «О природе» он сформулировал идею о саморазвитии природы.

      Учение  Гераклита оказало большое влияние  на греческую философскую мысль. Оно было воспринято стоиками и благодаря  им распространилось на христианскую и всю западную философию. В Новое время его развивали дальше главным образом Гегель, Шлейермахер, Лассаль и Ницше.  
 
 
 
 
 

Литература

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976
  2. Гаранина О.Д. Философия. Исторический курс. М., МГТУГА, 2001
  3. Донских О.А., Кочергин А.Г. Античная философия. М., 1993
  4. История философии. Учебное пособие. Под ред. Мапельман В.М., Пенькова Е.М. М., 1998
  5. Скирбекк Г. История философии. М., 2001
  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. М., 2002
  7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981

Информация о работе Античная философия досократовского периода