Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:37, автореферат
Объект исследования – воспитание в гостевой семье.
Предмет – педагогические условия воспитания ребенка в гостевой семье
Методология – системный и личностно-ориентированный подходы
Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание.
Задачи:
-охарактеризовать гостевую семью как социально-педагогический феномен
-разработать модель воспитания в гостевой семье
- выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье.
Прикладное значение данного исследования выражается в возможности в дальнейшем налаживать работы семейных центров, будет способствовать качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.
Для этого в самом начале необходимо заключить трехсторонний договор между детским домом, принимающей семьей, органами опеки. (договор семейного центра ).
Четко определить цели сопровождения детей и семьи в зависимости от статуса ребенка. Если ребенок экстренно изъят из семьи ( особенно впервые), или направлен в реабилитационный центр по заявлению родителей или ближайших родственников , то в этом случае в задачу службы сопровождения входит работа с семьей по решению вопросов по созданию условий ( материальных через оказание помощи в трудоустройстве, постановке на учет в специальные службы, оформлении документов на получение субсидий, пособий и тому подобное , жилищно-бытовых, восстановления утраченных взаимоотношений и тому подобное) для возвращения ребенка в кровную семью. Ребенок на период работы с семьей или оформления документов может проживать в семейной воспитательной группе. Тогда работа службы ведется уже с принимающими родителями и через них с ребенком.В случае невозможности возвращения ребенка к кровным родителям ( смерть , лишение по суду свободы с отбыванием срока в тюрьме, жестокое обращение с ребенком и возбуждение дела о лишении родительских прав, тяжелое заболевание , требующее постоянной госпитализации или ухода) специалистами службы рассматриваются варианты дальнейшего жизнеустройства ребенка , в первую очередь семейные формы ( опека или усыновление ближайшими родственниками, знакомыми, приемные семьи или определение в государственное учреждение, что предполагает передачу ребенка на сопровождение в службу детского дома). В этом случае специалисты службы сопровождения детского дома также подбирают форму жизнеустройства для ребенка: патронатная семья, приемная , усыновление. При подборе кандидатов работа ведется параллельно и с ними, а в случае положительного решения о передаче ребенка в новую семью, идет плановое сопровождение.
Из вышесказанного ясно, что цели и задачи служб сопровождения различны в зависимости от целей и задач учреждений ( реабилитационный центр для несовершеннолетних, детский дом).
Нами рассматривалась модели :
Различие содержания и
В первой модели (служба сопровождения при детском доме, дети со статусом сироты) :
Цель: определение ребенка-сироту
в семью и создание условий
для выполнения
Задачи службы сопровождения детских домов и школ-интернатов:
В зависимости от категории клиентов службы сопровождения меняется и содержание работы. Так главным в работе :
1.С детьми:
Для реализации содержания
указанных направлений
Результатом работы является – создание и становление семьи и закрепление ребенка в ней.
Особо следует отметить так
называемые круги заботы
В
первой модели взаимодействие с органами
опеки предусматривает решение
вопроса о получении заключения
на передачу ребенка-сироты на воспитание
в замещающую семью ( сбор документов претендентами,
рассмотрение заявления и принятие окончательного
решения).
Во второй модели ( служба сопровождения при реабилитационном центре детей без статуса сироты):
Цель: возвращение ребенка в кровную семью или при отсутствии такой возможности решение о дальнейшем жизнеустройстве ребенка.
Задачи службы сопровождения :
- работа с кровной семьей (социальный патронаж);
- решение
вопроса о дальнейшем
кровную семью или оформление статуса сироты и передача в
учреждение);
- организация семейно-воспитательных групп ;
- мониторинг семейных воспитательных
групп В зависимости
от категории клиентов службы
сопровождения меняется и
3.С детьми:
4.С детски домом:
5.С органами
опеки и попечительства, комиссией
по делам несовершеннолетних, другими
учреждениями по работе с
6. С администрацией учреждения:
Для реализации содержания
Результатом такой работы
Первое направление в работе - (семейный патронат) помещение в семью детей, нуждающихся на время в попечении (до определения статуса, оформления документов, определения дальнейшего жизнеустройства, на время болезни, отъезда родителя (обоих), из-за болезни ребенка и тому подобные). Цель: создание атмосферы заботы, буферной зоны между прежней жизнью в семье и новыми условиями жизнеустройства.
Второе направление- (реабилитационное) экстренное изъятие ребенка из неблагополучной семьи.
Цель : изоляция на время ребенка от неблагоприятного влияния семейной обстановки, профилактика бродяжничества и безнадзорности, нормализация семейной атмосферы через воздействие и коррекционно вспомогательную работу с семьей.
Третье направление – (