Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей
Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:37, автореферат
Описание работы
Объект исследования – воспитание в гостевой семье. Предмет – педагогические условия воспитания ребенка в гостевой семье Методология – системный и личностно-ориентированный подходы Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание. Задачи: -охарактеризовать гостевую семью как социально-педагогический феномен -разработать модель воспитания в гостевой семье - выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье. Прикладное значение данного исследования выражается в возможности в дальнейшем налаживать работы семейных центров, будет способствовать качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.
В области ведется последовательная
целенаправленная политика на
развитие семейно-замещающих форм
жизнеустройства детей сирот.
За 2004 год 53% из числа выявленных
детей, оставшихся без попечения родителей,
были устроены в семьи ( возвращено родителям
55 детей, на усыновление 25, взяты под опеку
264, в приемные семьи 32). В 2004 году был создан
банк данных о всех детях, нуждающихся
в помощи в возрасте от 0 до 18 лет.
Особенностью
региональной модели семейного
жизнеустройства является преобладание
сельских приемных семей (из 109 только
14 в областном центре и 10 в районных
центрах, в которых воспитывается
51 ребенок из 180, что составляет 28,3%)
(Информация о количестве приемных семей
и приемных детей в районах Костромской
области).
Исходя
из опыта работы с замещающими
родителями Костромской области
на базе экспериментальных площадок
Островского и Ченцовского детских
домов, можно отметить острую потребность
людей в получении специальных знаний
в области педагогики, психологии, валеологии,
права и тому подобное. У многих приемных
родителей присутствует чувство разочарования,
вины за несостоятельность в вопросах
воспитания, понимания своей незащищенности,
беспомощности перед проблемами. Тем более,
что в большинстве своем эти люди оказываются
один на один со своими трудностями.
В районах, где они проживают нет не только
центров по сопровождению таких семей,
консультационных пунктов, куда можно
было бы обратиться, но и удалены они
и от учреждений, из которого взяли
ребенка-сироту на воспитание. И хотя учреждения
стараются поддерживать с семьями отношения
и готовы придти на помощь, но из-за отсутствия
в самих детских домах и школах интернатах
специалистов (как правило, только
в крупных городах области детские дома
укомплектованы кадрами психологов, социальных
педагогов: в 25 учреждениях интернатного
типа области и города Костромы на 24 ставки
социальных педагогов, имеющихся в штатном
расписании работает 23 специалиста, в
этих же учреждениях выделены и
укомплектованы 13 ставок педагогов-психологов
), финансовых вопросов, организации хозяйственной
деятельности (сезонные полевые работы,
наличие подсобного хозяйства, отсутствие
транспортных связей) не всегда представляется
возможным получить необходимую помощь,
консультацию.
Вместе
с тем сам порядок организации
приемной семьи по Положению
о приемной семье (Постановление
Правительства Российской Федерации
от 17 июля 1996 г. № 829) не предусматривает
проведение качественного отбора и
самое главное психолого-педагогической
подготовки приемных родителей. Костромской
области только на базе Островского
и Ченцовского детских домов разрабатывается
модель сопровождения и подготовки семей.
Распространение
альтернативных форм жизнеустройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, стало положительной тенденцией
в работе с детьми сиротами, но она таит
в себе ряд проблем и сопровождается серьезными
трудностями, которые были выявлены в
ходе анализа деятельности и результатов
используемых в области и городе Костроме
форм.
Во-первых, несовершенство нормативно-законодательной
базы. Некоторые из названных
форм не обеспечены законодательными
актами, которые могли бы регламентировать
новые формы устройства детей-сирот. Так
не принят в области закон о патронате
вместе с тем, именно эта форма наиболее
востребована в области , так как позволяет
снизить напряжение по устройству детей
в семьи, предоставить новые рабочие места.
Во-вторых, серьезная проблема заключается
в том, что нет должного научно-методического
обеспечения воспитательного процесса
в подобных учреждениях. Требуют уточнения
возрастные границы, оптимальные для передачи
детей. Нельзя оставлять без внимания
вопрос подбора в одну семью детей разного
пола, их возраст и количество, а также
совместимость детей и приемных родителей
и их, если имеются, кровных детей. Очень
важно их психологическое соответствие.
Необходимы специализированная
подготовка родителей к выполнению
взятых на себя функций, понимание ими
ответственности за детей, их судьбу, их
психическое состояние.
Проблема подготовки педагогов
для работы с детьми, оставшимися
без попечения родителей, давно
изучается и отечественными
и зарубежными учеными. Классическими
стали исследования таких авторов, как
Г.В.Семьи, Б. Беттельхейм, Ш. Бюллер, Д.Боулби,
А. Гезелл, И. Лангмейер, З.Матейчик, К.Маслач,
К.Роджерс, Р.Шпиц, А.Фрейд и других.
Проблема же подготовки принимающих родителей
стала обсуждаться только в последнее
время. Особенно часто о ней заговорили
после сообщений в средствах массовой
информации о случаях убийства младенцев
в семьях усыновителей ( за 2005 год три случая
в США).
Поддержка
(методическая, психологическая, практическая)
помогает снять большинство кризисных
проблем, возникающих в семьях с принятием
ребенка, так как с приходом нового члена
семьи не только супруги вынуждены изменять
свой образ жизни, но и в развитии семьи
наблюдаются перемены.
Внедрение служб сопровождения
и подготовки кандидатов в приемные
родители специалистами учреждений
в районах области максимально приблизит
и сделает помощь адресной. По мнению
разработчиков моделей жизнеустройства
детей-сирот (Новикова М.А., Куранов И.Г.)
организация самостоятельных центров,
занимающихся подготовкой родителей-воспитателей,
кажется менее продуктивной. Поскольку
на местах специализированные учреждения
в состоянии не только провести отбор
и организовать обучение будущих родителей,
но и, что не менее важно, подобрать ребенка,
который подойдет данной семье, совместно
с кандидатом в приемным родители подготовить
ребенка к переходу в новую семью, а в дальнейшем
своевременно корректировать методы воспитания
и оказывать необходимую помощь. Принципиальное
значение имеет то обстоятельство, что
специалисты знают ребенка и постепенно
узнают будущего родителя, что одни и те
же люди работают с ребенком и с семьей,
которая хочет принять ребенка. Организовать
обучение специалистов технологии
по подбору, подготовке и оценке кандидатов
через систему обучающих семинаров, тренингов
легче , чем собрать кандидатов, поскольку
последние оформляют документы в разные
сроки, количество их по районам тоже отличается.
Кроме перечисленных, преимуществом
такой модели является, на наш взгляд,
и возможность широко использовать для
более тесного знакомства ребенка с семьей,
для отработки полученных теоретических
навыков, для наблюдения за родителями
и детьми в естественной среде с целью
дальнейшей коррекции и составления
программы дальнейшей работы с семьей
и принятия окончательного решения о совместимости
членов семьи и ребенка и передаче
его на воспитание в приемную семью
удобнее использовать патронатные семьи
или гостевую семью. Поскольку все участники
будут максимально приближены к учреждению
и службе сопровождения. В этом случае
патронатная (как разновидность гостевая)
семья (помещение ребенка на выходные
и каникулы в семью) может рассматриваться
как один из основных этапов в подготовке,
обучению и вхождению ребенка в замещающую
семью.
Основные
тезисы, составляющие концепцию семейного
жизнеустройства детей сирот были
сформулированы нами в ходе практической
работы с детьми, воспитателями учреждений
интернатного типа и приемными родителями:
Возрастающее
число беспризорных и бездомных
детей, имеющих проблемы, детей без
попечения родителей, является наиболее
важной причиной необходимости проведения
глубоких научных исследований проблем
и реформирования социальной политики
в этой области.
Главным условием
полноценного психоэмоционального
развития ребенка является родительская
семья с соответствующей природе формирующегося
ребенка организацией жизни, с присущим
только биологической семье уровнем общения
с родными, и особенно с матерью. Отрыв
ребенка от родителей способствует
развитию так называемых депривационных
психических расстройств, которые тем
тяжелее, чем раньше ребенок оторван
от родительской семьи и чем дольше и в
большей изоляции он находится в учреждении,
тем более выражены деформации по всем
направлениям психического развития.
Семья наиболее полно соответствует требованиям
постепенного приобщения ребенка к социальной
жизни и поэтапного расширения его кругозора
и опыта, так как обладает объективными
возможностями для включения детей
в бытовую, хозяйственную, воспитательную
деятельность семьи. Роль семьи не может
быть компенсирована никакими другими
институтами социализации.
Социальная
дезадаптация выступает в различных
формах: нарушения обучения, нарушения
поведения, нарушения контактов
и смешенные формы, включающие сочетания
указанных признаков. Выраженность
ее в детском возрасте ведет к формированию
людей малообразованных, не имеющих навыков
трудиться, создавать семью, быть хорошими
родителями. Воспитанники учреждений
интернатного типа почти стопроцентно
попадают в категорию клиентов с особыми
нуждами, а в дальнейшем многие из них
вовлекаются в криминогенные структуры.
Процессы
адаптации и интеграции являются
процессами временными. Их успешность
зависит от того, насколько сходны
начальная и конечная среды. То есть
условия проживания и развития детей
в интернатных учреждениях должны
быть максимально приближены к условиям
жизни семейных детей. Здесь необходимо
помнить, что не имеется ввиду только материальная
сторона (некоторые семейные дети могут
быть менее красивы одеты и не иметь
бытовой техники), но, прежде всего
имеется ввиду личностное пространство,
возможность иметь свои личные вещи, равные
возможности посещения внешкольных мероприятий,
наличия круга друзей и так далее.
Существующие
интернатные учреждения оказались
не готовыми в полной мере решать проблемы
детей и их родителей, так как не
могут обеспечить системную социально-педагогическую
реабилитационную работу в детской и семейной
среде. Процесс подготовки детей-сирот
к самостоятельной жизни сводится к ограниченному
набору бытовых и трудовых навыков,
а также к получению свидетельства о
неполном среднем образовании.
Отечественный
и мировой опыт со всей очевидностью
показали, что и эффективность
социализации, и гарантии достойного
будущего ребенка-сироты, воспитывающегося
в семье, неизмеримо выше, чем у
отданного в интернатное учреждение.
Усыновление,
опека (попечительство) относятся к
традицилонным видам устройства
осиротевшего ребенка в семье. Однако
потребность удовлетворить интересы
большего числа обездоленных детей
всегда порождала поиск каких-то
других способов защиты интересов несовершеннолетнего.
Это обострило востребованность внедрения
и распространения новых подходов.
Замещающие
семьи в том числе и краткосрочный
патронат (гостевые семьи) выполняют
компенсаторную функцию. Если невозможно
преодолеть отчуждение ребенка от биологической
семьи, до помещения в учреждение,
или в случае невозможности
усыновления или передачи на опеку,
ребенок имеет возможность получить опыт
семейной жизни, воспитываться в семье
(хотя и временно) как естественной среде
обитания растущего человека.
Патронатная
семья содержит большой потенциал
и позволяет снизить напряженность
в вопросе жизнеустройства детей
сирот, а также формирования позитивного
образа семьи у детей из неблагополучных
семей.
«Надежными
поставщиками» детей с девиантным
поведением являются дисфункциональные
семьи, то есть семьи, в которых
снижена способность к осуществлению
основных функций – жизнеобеспечения,
организации быта, поддержания физического,
психического и морального здоровья своих
членов, воспитания детей, обеспечения
внутренних и внешних контактов. Вместе
с тем зачастую детей, оставшихся без
попечения родителей, или воспитывающихся
уже в учреждении передают на попечение,
на выходные дни и на время каникул к ближайшим
родственникам, бабушкам, то есть тем,
кто в свое время сам воспитал
таких детей, которые не смогли или не
захотели заниматься воспитанием детей.
Поэтому так важно знание условий,
взаимоотношений в семье прежде, чем передавать
детей даже на выходные дни.
Стремящиеся
заменить родителей лица руководствуются
не только гуманными помыслами, а
всякий раз исходят из каких-то своих
соображений, учитывают и свои возможности,
поэтому важное место в работе по семейному
жизнеустройству детей отводится предварительному
этапу – отбору кандидатов в приемные
родители.
Часть замещающих
семей (приемные, патронат) по своему
правовому статусу относятся
к профессиональным семьям. Люди, взявшие
на себя обязанности по воспитанию
государственного ребенка, принимаются
на работу в качестве родителей-воспитателей,
следовательно, к ним предъявляются
определенные профессиональные требования,
что в свою очередь порождает необходимость
в специальной профессиональной подготовке.
Социально-педагогический
подход предполагает наличие педагогически
целесообразной системы деятельности
учреждений, занимающихся работой с
замещающими семьями. Такая система
ориентирована на то, чтобы научить
специалистов, по сути своей воспитателей,
избегать ошибок в своей деятельности
и учитывать ограничения, задаваемые самой
деятельностью и собственным образовательным
потенциалом личности ребенка, его индивидуально-типологическими
особенностями поведения в трудной жизненной
ситуации. С этой целью, значительное
место в работе с родителями следует
уделять рассмотрению социально-педагогической
характеристики детей учреждений интернатного
типа.
Недостаточная
компетентность, низкая профессиональная
грамотность приёмных родителей порождает
конфликтные ситуации, травмирует ребенка,
формирует чувство неудовлетворенности
и вины у родителей, и зачастую становится
причиной распада приемных семей.
Поддержка
(методическая, психологическая, практическая)
помогает снять большинство кризисных
проблем, возникающих в семьях с принятием
ребенка, так как с приходом нового члена
семьи не только супруги вынуждены изменять
свой образ жизни, но и в развитии семьи
наблюдаются перемены.
Посещение
семьи ребенком в выходные дни, проживание
в потенциальной приемной семье во время
школьных каникул является естественным
и обязательным этапом в процессе подготовки
ребенка и кандидатов к передаче детей
в семью и позволяет в неформальной обстановке
познакомиться и привыкнуть друг к другу.