Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:37, автореферат
Объект исследования – воспитание в гостевой семье.
Предмет – педагогические условия воспитания ребенка в гостевой семье
Методология – системный и личностно-ориентированный подходы
Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание.
Задачи:
-охарактеризовать гостевую семью как социально-педагогический феномен
-разработать модель воспитания в гостевой семье
- выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье.
Прикладное значение данного исследования выражается в возможности в дальнейшем налаживать работы семейных центров, будет способствовать качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.
Поэтому наилучшая замена собственной семьи (если нет возможности оставить ребенка на воспитание в кровной семье) — новая семья. Из всех форм опекунской заботы для ребенка самая подходящая — усыновление. Усыновление распространено достаточно широко, хотя сам процесс в России идет крайне сложно Вероятность усыновления резко снижается по мере взросления ребенка (64% от общего количества усыновленных детей дошкольники и младшие школьники).
Воспитание любого ребенка, особенно приемного, естественно, не обходится без проблем. Ф.С.Спиваковская, [154 стр.92], исследовавшая в условиях психологической консультации особенности родительских позиций в семьях усыновителей, отмечает доминирование неадекватных защитных механизмов, особенно в сфере социальной перцепции. Она считает, что образ ребенка «защемляется», делается грубо оценочным за счет постоянно сопровождающего родителей страха, что у ребенка «неблагоприятный генофонд». Под влиянием этого страха родители фиксируют любые, даже самые мелкие черты неправильного поведения, рассматривая их как проявление болезни. «Я» ребенка бессознательно наполняется для родителей негативными качествами, а достоинства преуменьшаются. А.Гартман и Дж.Лэрд [53 стр.140] среди типичных проблем отмечают чувство бессилия, частое использования тезиса о «плохой наследственности», позволяющего объяснить имеющиеся у ребенка эмоциональные и поведенческие нарушения, противоречия между «официальной» историей усыновления и тем, какую версию усыновления родители создают для ребенка.
А.С.Спиваковская [154 стр.92] обращает внимание на такие негативные явления в семье усыновителей, как родительское доминирование, повышенный контроль, подозрительность, ограниченность принятия ребенка. Жизнь вместе с ребенком превращается в постоянное тревожное отыскивание всего того, что якобы неправильно, не так, как у других.
В.Н. Ослон и А.Б. Холмогорова [53 стр.138] из собственного опыта консультирования приемных родителей выделяют проблему недоверия к себе как родителю, потребность постоянно доказывать свою любовь и заботу, страх оказаться плохим родителем. Это приводит к гиперпротекции Авторы делают вывод о том, что « негативные психологические проблемы, которые нередко возникают в процессе усыновления, в определенной степени обусловлены, с одной стороны, закрытостью данной семьи для общества, с другой – недостаточной готовностью принять ребенка, которая начинает проявляться уже после совершения акта усыновления, изменения исходной ситуации в семье». Изучение западного опыта усыновления позволяет говорить о выработке достаточно жестких психологических критериев для отбора родителей-претендентов на усыновление, о гораздо более открытой и принимаемой обществом системой. Отмечается рост числа судебных решений об отмене усыновлений. Если в 1997 г. было отменено 303 усыновления, то в 2000 г. -401. [42 стр.85]
Основные
причины неразвитости института
усыновления в России следующие.
Во-первых, не отработаны процедура
и социально-психологический
В связи с этим существует
серьезная социально-
Однако проблема помещения ребенка в замещающую семью сталкивается с определенными организационными и социально-психологическими трудностями. Овладение этой ролью родителями происходит спонтанно, без специального систематического обучения и поэтому не всегда даёт должные результаты. Дети, передаваемые в приемные семьи, особенно в школьном возрасте, имеют негативный жизненный опыт. Приемные же родители очень часто нереалистично воспринимают детей детского дома, сравнивают их со своими. Недостаточная компетентность, низкая профессиональная грамотность приёмных родителей порождает конфликтные ситуации, травмирует ребенка, формирует чувство неудовлетворенности и вины у родителей, и зачастую становится причиной распада приемных семей.
Естественно,
что адаптация детей в
Исследователи
семей
Г.Адамсон В.Н. Ослон и А.Б. Холмагоровой
Н.П.Иванова и О.В.Заводилкина А.Кадушин
С целью научного подтверждения эффективности
модели приемная семья как замещающей
профессиональной семьи В.Н.Ослон и А.Б.Холмогорова
провели экспериментально-
Исследования полностью
Однако идея семейного
В дохристианской Руси существовали скудельницы и божедомки, уже при Иване Грозном призрение сирот становится государственным делом.
В дореволюционной России сосуществовали две модели замещающей заботы для детей-сирот: общественные приюты и патронатные семьи.
После Октябрьской революции
1917 года, все дети были объявлены
государственными, а воспитательный
процесс был унифицирован. Были
организованы новые модели
По международным данным, около трети всех детей-сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходится на долю России.
Напротив, для международной практики опеки и попечительства детей, нуждающихся в государственной защите, характерно устройство в замещающую семью. Модели замещающей семейной заботы как в мировой, так и в отечественной практике разные авторы классифицируют по разным основаниям. Так, например, Н.П.Иванова, И.А.Бобылева и О.В.Заводилкина Нечаева А.М Щелованов Николай Матвеевич выделяют: [56 стр. 43]
-
профессиональные, когда для родителей
это является работой, за
-
по срокам устройства (усыновление
без срока, навсегда, во всех
остальных формах срок может
оговариваться, исходя из
-
по возможности семьи
-
по объему ответственности за
воспитание и развитие ребенка,
(усыновление,
опекунская семья, детский дом
семейного типа) и объем ответственности
поделенный между органами
В.Н.Ослон и А.Б.Холмогорова классифицируют замещающие семьи по правовому статусу: [53стр.128]
- непрофессиональные семьи;
- профессиональная семья
В Семейном
Кодексе, принятом в 1996 году, зафиксированы
только следующие традиционные формы
воспитания и устройства детей, лишенных
родительского попечения: усыновление
(удочерение), опека и попечительство,
приемная семья. Если деятельность приёмных
родителей регламентируется действующим
Федеральным Законодательством, то передача
детей на патронат осуществляется
в отдельных регионах в рамках эксперимента,
организованного Министерством образования
Российской Федерации в 1995 году.
Замещающие семьи в зарубежных странах имеют статус специальной социальной службы, деятельность которой направлена на восстановление семейных связей ребенка, если кровные родители в силу различных причин не справляются с родительскими обязанностями.
Процесс создания подобной
В Иркутской области Сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних - социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей В Новосибирской области устройству детей-сирот в семьи усыновление, опека, попечительство, приемная семья, семейно-воспитательная группа). В Сант-Питербурге создаются семейно-воспитательные группы, которые являются промежуточным звеном между последующей передачей ребенка в семью и проживанием в детском учреждении, или же патронатные семьи при детских домах. «Дом милосердия» функционирует «Школа приемных родителей» В ГОУ «Вологодский детский дом№2» [20] одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности является работа по возвращению детей в семью по формированию у воспитанников позитивного образа семьи, в Алтайском крае стали создаваться детские дома семейного типа, опыт детского дома № 19г. Москвы, на базе которого разработана технология передачи ребенка на патронатное воспитание опыт Богдановского детского дома № 9 Самарской области по работе с опорными семьями .